Главная     Редакция     Архив     1(53)/2008  
 

Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)


Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)


Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)


Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)


Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)


Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)


Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")


Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")


Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)


Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)


Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)


Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)


Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)


ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР

Пётр БАРАНОВСКИЙ

В самом начале Евангелия от Иоанна сказано: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир".

Первыми из увидевших этот истинный Свет были простые пастухи. Они сидели ночью у костра, стерегли своё стадо, о чём-то мирно беседуя, и вдруг им явился Ангел, который сказал: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне в городе Давидовом родился Спаситель мира, Господь Иисус Христос. И вот вам знамение: Вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Затем явилось множество других Ангелов, которые славили Бога и взывали: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение". После того, как эти небесные провозвестники чудесного пришествия в наш мир Спасителя скрылись, пастухи, испытавшие невероятное потрясение, отправились в Вифлеем, нашли пещеру, а в ней и Святое Семейство - Пресвятую Богородицу, Иосифа-обручника и Богомладенца. Поклонившись Новорожденному, они поведали Богородице и Иосифу обо всём, что видели и слышали от Ангелов.
     После них, ведомые необыкновенной звездой, пришли с поклонением и восточные волхвы (мудрецы). Они принесли золото, ладан и смирну. Золото - как Царю, ладан - как Богу и смирну - как Человеку, который должен умереть. Читая это место в Евангелии, можно подумать, что волхвы на первых порах вступили в некий "сговор" с Иродом, который выведал у них время появления звезды и даже напутствовал мудрецов: "Пойдите в Вифлеем, разведайте о Младенце и, когда найдёте Его, скажите мне, дабы и я мог прийти поклониться Ему". Волхвы не могли даже предположить, что Ирод, прикидываясь благочестивым (известно, что он возводил в Иерусалиме на месте разрушенного храма Соломона новый, ещё более величественный), задумал умертвить Богомладенца. Однако история сохранила неоспоримые доказательства того, что в ней действует Промысел Божий. В результате действия этого Промысла волхвы получили во сне повеление идти в свою страну, не возвращаясь во дворец Ирода в Иерусалиме. Увидя, что он обманут, обезумевший от властолюбия Ирод отдал приказ истребить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков "от двух лет и ниже". Священное Писание полно прообразов и таинственных предзнаменований. Так, вифлеемские пастухи, первые насладившиеся созерцанием Святого Семейства, подтверждают слова Спасителя: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 8). И недаром именно такие же простые люди стали первыми, кого призвал Иисус Христос на апостольское служение. И образ священника, т. е. пастыря, ассоциируется с тем, что ему, пастырю, поручено пасти "стадо Христово". И волхвы как люди знающие и пытливые тоже свидетельствуют о том, что настоящей мудрости и учёности не заказан путь к Богу. И в жестоком избиении невинных младенцев тоже заключено предзнаменование смерти Иисуса Христа, искупившего своим безгрешным естеством человечество от страшного последствия первородного греха - потере богоподобия, бессмертия и богообщения. И безутешное горе несчастных матерей над бездыханными телами вифлеемских младенцев - тоже прообраз будущего стояния у Голгофского Креста Пресвятой Богородицы.
     Рождество Христово считается семейным праздником, и каждый, получивший духовное родство со всеми верующими через Таинство крещения во имя Святой Троицы, заблаговременно настраивается на то, чтобы встретить этот праздник достойно и торжественно как в самом храме, так и в кругу своей семьи, являющейся Малой Церковью.
     А как же чувствует себя природа?
     Человек впускает в это время в своё жилище часть природы, которая тоже как бы должна разделить с ним радость встречи Рождества Иисуса Христа. Человек приносит ёлку и наряжает её. Она стоит на протяжении всех святок до самого Крещения и в храмах, и во многих домах. Поэтому правильное её название у нас: Рождественская ёлка!
     Но мало кто знает даже из тех, кто уже давно ходит в храм, что там, в самом алтаре, есть особое место, означающее Вифлеем и пещеру, т. е. вертеп. И есть Рождественская звезда, и пелены, в которых лежал Младенец в яслях. И это вполне естественно, что такой Вифлеем имеется в каждом православном храме, потому что и нам в ночном небе нашего бытия, как тем древним пастухам и волхвам, а также миллионам других верующих, живших до нас, было возвещено Ангелами, звёздами и всей природой - идти ко Христу и поклониться Ему. И мы приходим в храмы и становимся свидетелями жизни Иисуса Христа - с самого Его Рождества до Воскресения и Вознесения. Мы действительно приходим в храм, чтобы вместе с Ним рождаться, умирать и воскресать. В этом полном единении с Богом и заключается смысл нашей жизни. Не принявшие этого единения не принимают и ту единственную духовную реальность, которая раскрывается через видимые символы окружающей действительности. И пусть Вифлеемская пещера, и Рождественская звезда, и Богомладенец в яслях всего лишь написаны красками на стене храма, душа, которая по природе христианка, знает, что Дух, живущий в Церкви, выбрал эти живописные образы Своим орудием, чтобы мы могли, оставаясь в своём времени, войти и в другое время и произнести вместе со всеми "ранними" и "поздними" церквами: "Христос рождается, славите...". И, может быть, услышать, как под сводами храма сливаются невидимые звуковые ручейки славлений, звучавшие некогда порознь в разные времена, а теперь образовавшие единый и гармоничный хор.
     Кроме написанного красками вертепа, в XVIII веке на Руси появился вертепный театр, просуществовавший до начала XX века. То был небольшой деревянный ящик с куполом и православным крестом. В этом "храме-театре" разыгрывалось кукольное представление на тему Рождества Христова. В настоящее время он возрождается, как и всё то, что некогда было не в чести у богоборческой власти, искоренявшей любую "крамолу", но особенно ту, которая утверждала подлинное достоинство человека и подлинные духовные ценности. С помощью маленьких деревянных кукол вертепный театр говорил о состоянии мира, о рождении Иисуса Христа, о пастухах и волхвах и не боялся показывать самое страшное - избиение вифлеемских младенцев. Власть, убивавшая священников и верующих людей, могла увидеть в этих сценах и своё собственное непривлекательное лицо, похожее на лицо царя Ирода.
     Но самое существенное в вертепном театре - то, что он является подлинным "детоводителем ко Христу" (да не поставят нам в вину строгие ортодоксы то, что эти слова, сказанные апостолом Павлом в одном из его посланий по отношению к Ветхому Завету, мы применили к куклам). И именно потому, что действие в этом театре строится в полном соответствии с той частью Священного Писания, которая посвящена мистерии Рождества, он никого не может оставить равнодушным. Особенно тогда, когда воин, выполняя приказ Ирода, прокалывает дитя Рахили копьём. В этот момент замирают от ужаса не только дети, но и взрослые. И не только потому, что убийство этого ребёнка символизирует убийство 14 тысяч вифлеемских младенцев, но и потому, что возникает сама по себе аналогия с Христом - таким же беззащитным Младенцем.
     Трёхъярусное устройство вертепа вносит свою богословскую "лепту", указывающую на то, что мир устроен иерархически. И отнюдь не случайно в Вифлеемской пещере рядом с яслями Спасителя оказались вол и осёл. Ещё в Ветхом Завете было сказано, что "вол знает владетеля своего и осёл ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет" (Исайя, гл. I, стих 3). Не знает своего Господина и царь Ирод. Отсюда и его ограниченность, из-за которой он не может ни поклониться родившемуся Мессии, ни обнаружить Его. Власть Ирода действует только по горизонтали. Власть же Бога, как сказано об этом в Евангелии, "не от мира сего", для её обнаружения необходим именно духовный вектор, духовные знания. Поэтому ясли с Богомладенцем (которые находятся на самом верхнем ярусе над троном Ирода) как раз и свидетельствуют о том, что чертог Небесного Царя всегда выше чертогов любого земного.
     Ирод, пытавшийся в своём безумии погубить Небесного Царя, не подозревает, что неумолимая смерть уже приблизилась к нему, старому и немощному, чтобы подвести итог его жалкой и бессмысленной жизни. Этот монарх, привыкший к тому, что все ему беспрекословно повинуются, с появлением Смерти сам теряет вдруг всё своё "величие". Пытаясь разжалобить Смерть, он называет её то "моя мати", то "моя дорогая", то другими ласковыми словами. Однако видя, что она остаётся равнодушной к его мольбам, готов вдруг "воевати" с ней, но в итоге вынужден всё же смириться и, дрожа от страха, склоняет перед ней голову. Так царь Ирод, не поклонившийся Богомладенцу, поклонился в итоге Смерти. Смерть взмахивает косой. Голова Ирода слетает с плеч и вместе с его телом проваливается в ад.
     При всей условности вертепного представления всё в нём наполнено духом подлинности. Зрители становятся здесь (как и в храме) свидетелями Рождества Спасителя, и вместе с тем наблюдают (как в театре) гибель человеческой души, отчуждённой от высших ценностей, и видят также всю низость власти, когда она делает всё, чтобы люди не могли встретиться с живым Богом.
     Возрождающийся ныне вертеп - следствие того, что истина Христова продолжает находить отклик в человеческих сердцах. И это, конечно, не только театр, но и подобие Богослужения. Поэтому не случайно он появляется и в воскресных школах при храмах. Перед началом вертепного действа зажигают свечи. Горящая свеча напоминает о том, что в первый день творения Бог произнёс: "Да будет свет!". Свечи не только освещают вертепное представление, но и символизируют наше стремление к духовному преображению.