Главная     Редакция     Архив     1(53)/2008  
 

Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)


Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)


Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)


Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)


Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)


Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)


Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")


Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")


Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)


Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)


Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)


Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)


Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)


ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ

Пётр ДОРОШЕНКО

Независимо оттого, пишет художник икону или расписывает храмовую стену сюжетом, взятым из Священной Истории, он должен стать проводником тех священных образов, которые приходят к нам для утешения и назидания не из обманчивого калейдоскопа видимой действительности, а из таинственной "перспективы вечной жизни".

Именно из этой духовной реальности восхищенная икона Страшного суда позволила более 1000 лет назад великому князю Владимиру избавиться от идолопоклонства и принять христианство, а затем крестить и всю языческую Русь.
     В старину изографами, т. е. иконописцами, были и монахи, и люди, являющиеся членами Церкви. Самым первым иконописцем был евангелист Лука, написавший иконы Богородицы и Богомладенца Христа. Современные художники, живущие в мире и берущие на себя смелость запечатлевать земными красками то, на чём лежит печать Святого Духа, вынуждены зачастую нести тяжёлый крест раздвоенности между светом и тьмой, смирением и гордыней, покаянием и бунтом. Замечательно, если работа в храме захватит их целиком и приведёт к воцерковлению. Они тогда, может быть, поймут, что, участвуя в восстановлении разрушенных и осквернённых святынь, восстанавливают и самих себя.
     Недавно в один из таких осквернённых храмов - храм Софии Премудрости Божией, которая находится на Пушечной улице, - пришли выпускники и студенты старших курсов Суриковского института вместе со своими преподавателями, известными московскими живописцами Сергеем Гавриляченко, Сергеем Сиренко, Ильёй Каверзневым.
     Святая София была построена в 1480 году новгородцами, переселившимися в Москву по государевой воле после присоединения в 1478 году Великого Новгорода к Московскому государству. Церковь неоднократно горела - и тогда, когда была деревянной, и тогда, когда стала каменной. После пожара 1812 года её перестроили, и она приобрела ампирные черты, что соответствовало архитектурному стилю того времени. В этом же ампирном облике она была восстановлена и в наши дни. В 2002 году в храме возобновились богослужения. Главный престол его освящён в честь Святой Софии Премудрости Божией, северный придел - в честь Святителя Николая, Южный - в честь Казанской иконы Божией Матери.
     После окончания реставрации храм получил особый статус - он стал и Патриаршим подворьем, и воинским храмом, в котором получают духовное окормление сотрудники Федеральной службы безопасности. Здесь же поминают они и тех своих товарищей, кто, выполняя священный воинский долг, погиб за Отечество.
     Всё это и легло в основу архитектурного, живописного и духовного воссоздания храма Святой Софии Премудрости Божией у Пушечного двора. Бывшего, конечно, Пушечного двора, который здесь, на левом берегу Неглинки в Белом городе (на Лубянке), стал центром литейного производства на Руси, где отливались не только пушки, но и колокола. Именно здесь в 1586 году мастер Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку. С конца XVIII века этот двор превратился в хранилище оружия, боеприпасов и знамён. И неслучайно поэт написал такие слова: "В России дышит всё военным ремеслом...". Это дыхание "военного ремесла" чувствуется в том особом почитании нашей военной истории, где запечатлена не только "слава, купленная кровью", но и высота человеческого духа - именно то, без чего любое историческое исследование теряет глубину, искренность и смысл. Помимо того, что в сакральном пространстве воинского храма вполне допустимы изображения с театра военных действий, художники суриковской школы были подготовлены к тому, чтобы принести в храм вместе со своим мастерством и тот дух русской истории, которым наполнены такие шедевры их обожаемого учителя, как "Утро стрелецкой казни" и "Покорение Сибири Ермаком". Самое главное в этих исторических полотнах Василия Ивановича Сурикова - "милость к падшим" и глубокое чувство покаяния, т. е. религиозная идея. И недаром на переднем плане в картине "Утро стрелецкой казни" лежит затухшая свеча, а в глубине художник изобразил самого себя как напоминание о том, что жизнь каждого человека "судьбою тайной... на казнь обречена".
     Для тех, кто носит в самом себе, в своих чувствах и мыслях "земли родной минувшую судьбу" и кто способен взглянуть на исторические события духовными очами, чтобы постигнуть в исторической школе в первую очередь нравственный урок, следует задержаться после службы в этом храме у южного придела, посвященного, как уже было сказано выше, Казанской иконе Божией Матери. Именно здесь, увидя фельдмаршала победы Михаила Илларионовича Кутузова, стоящего коленопреклонённо в глубоком смирении перед пастырем Русской православной церкви, благословляющего его иконой Божией Матери на бранный подвиг, мы должны осознать, что битва с Наполеоном была фактически битвой за Православие. В те дни эту истину понимали все. И даже Лев Николаевич Толстой задолго до своей личной "эпохи Реформации" трогательно описал в "Войне и мире" сцену молебна русского воинства перед Смоленской иконой Божией Матери накануне решающего сражения на Бородинском поле.
     Духовный смысл этой фрески, написанной в приделе Казанской иконы Божией Матери, раскроется ещё больше, если мы вспомним, что Кутузов, умерший 16 апреля 1813 года, был похоронен через несколько месяцев по указанию Александра I в Казанском соборе. Над его гробницей висела картина Ф.Я.Алексеева "Прославление иконы Казанской Божьей Матери на Красной площади после освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году". Так победная война, которой закончилась русская смута XVII века, стала в почётном карауле у мраморной гробницы, где спит "Маститый страж страны державной, I Смиритель всех её врагов", приведший Россию ровно через 200 лет к триумфальному завершению в другой войне.
     Церковь, тщательно оберегающая свои догматы и традиции, пристально следит за тем, чтобы церковная живопись - эта Библия для неграмотных - строго соответствовала духу христианской веры, её таинствам и священнодействиям.
     Самой последней главой в этой Библии для неграмотных является роспись, на которой запёчатлён Архистратиг Михаил, предводитель Небесных Сил и Небесный покровитель Михаила Кутузова, поражающий копьём дрожащего от страха, но не смирившегося француза. Имя Михаил означает "Кто как Бог". Эти настенные изображения ясно свидетельствуют о том, что Бог на стороне тех, кто не кичится своей силой, но смиряется перед Величием и Премудростью Божией - перед Святой Софией.