Главная     Редакция     Архив     1(53)/2008  
 

Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)


Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)


Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)


Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)


Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)


Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)


Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")


Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")


Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)


Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)


Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)


Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)


Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)


КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ

На Пятницкой, 12 был флигель большого дома, принадлежавшего купцу Варгину, здесь находилась его контора. Л.Н.Толстой нанимал жильё в доме Варгина и в конторе несомненно бывал - в атом здании и решили открыть филиал музея Толстого, выставочный зал.

Маленький дом с палисадником. Три небольших зала на первом этаже и деревянная лестница в мезонин. В октябре здесь открылась новая выставка "Песни на деревне", авторы экспозиции - директор музея В.Б.Ремизов и художник А.А.Тавризов - определили её тему: "Толстой и народ".
     Переступаем порог - и оказываемся в лете. Ясная Поляна, зелёный, солнечный июньский рай, когда трава ещё не кошена, листва свежая и светлая и до осени, кажется, целая жизнь!.. За балюстрадой веранды барского дома - трава, цветы, кусты, над головой носятся стрижи, над полянами висят стрекозы, вот бабочка села на плечо нарядной солдатки...
     Прогрессивная русская литература этой радости нас не учила, напротив, мы знаем, что деревня - это Антон-Горемыка, это тургеневские страдающие крепостные, это некрасовские мужички из деревень Горелово, Неелово, Неурожайка тож и "тяжкая долюшка женская", а чтобы так, цветочки-мотыльки... Выходит, русская деревня - это не только голод, бездорожье, злой барин, рекрутский набор и "страда деревенская", это и прелесть природы, красота обрядов, радость праздника и труда. А разве не об этом писал помещик граф Лев Николаевич Толстой? Разве можно было бы выжить, безвылазно пребывая в пасмурном колорите картин передвижников - а ведь выжили же, создали быт и культуру!
     В экспозиции художника Тавризова предметы повседневного крестьянского быта прорастают в пейзаже, становятся частью русской природы - экспозиция радует сердце яркими красками и праздничными нарядами. Вот крестильная рубашечка, вот свадебный сарафан, вот бабья юбка-панёва (её носили только замужние) - всё добротное, на века, ткали так, что несколько поколений носило. Вот странное, тёмное в полосочку пальто - или халат? - его на похоронах надевали на голову. Стильная вещь, напоминает облачение библейских первосвященников. А вот это наряд солдатки: сарафан с жёлтой рубахой (жёлтый цвет - цвет разлуки, печали, измены); известное дело - 25 лет ждать да ещё и дождаться ли... Сапоги, поясок, люлька, прялка, вышитые полотенца, кружева, гончарный круг - всё взято из Сергиевопосадского музея, всё это - подлинные вещи, сделанные когда-то руками умельцев Тульской, Рязанской, Тамбовской губерний. Всё, кроме лаптей: лапти-то обувь повседневная, снашиваются быстро, пришлось заказывать их специально для выставки, но это единственный в экспозиции "новодел".
      "Эх, сколько ж труда надо, чтобы выткать такую красоту!" - восхитится посетитель. Не только труда - нужны ещё сердечная радость и любовь. Девушки шили себе приданое под песню - собирались у одной из подруг, работали, пели и ждали, что вот-вот придут женихи. Они и приходили, и начинались деревенские вечёрки с угощением, танцами да поцелуями. А в праздники надевали эти чудные наряды, водили хороводы - в деревне же много праздников: осенью Кузьминки, Осенины, всю зиму Святки, Рождество, Масленица, потом Пасха, Троица, Иван Купала; да и просто собирались летом молодые люди после работы "на круг", гуляли до утра, веселились. Дед Ерошка из "Казаков" вспоминал: "Бабы выйдут, бывало, оденутся в сарафаны, галунами обшиты. Грудь всю золотыми в два ряда обвешают. На голове кокошники золотые носили... Каждая баба как княгиня была. Бывало, выйдут, табун целый, заиграют песни, так стон стоит; всю ночь гуляют... Да и девки ж были! Королевны!".
     Наверное, этим предчувствием праздника, радости и создавались затейливые росписи и вышивки, весёлые краски филимоновской игрушки и наивные узоры голубеньких занавесок на окнах.
     Как всегда у Тавризова, в экспозиции причудливо совмещаются подлинные предметы, муляжи и фотографии. Наличники крестьянских изб становятся витринами, и сказочные резные звери глядят на всё это великолепие языческим глазом и улыбаются мифической улыбкой. На стенах головки пейзанок в красных платочках перемежаются с портретами Толстого за работой - в кабинете и на пашне. Окружённые буйной зеленью деревенского лета, они воплощают идею выставки: народные корни толстовской философии.
     А в глубине зала гостей встречает сам хозяин Ясной Поляны. На фоне графского дома стоят Лев Николаевич, две бабы в платках и деревенские мальчики - ученики его школы. Они выполнены на основе подлинных фотографий Л.Н.Толстого и жителей Ясной Поляны. К Толстому можно подойти совсем близко и заглянуть в глаза. На мгновение представить себе счастье оказаться его современником. Ещё раз посмотреть на женщин - чем-то они с ним связаны? - и сочинить свой сюжет: вон та, немолодая, в центре, она же очень красива! - не может быть, чтобы граф Лев Николаевич её не заметил, наверное, была у них по молодости любовь...
     В двух соседних залах располагается интерактивная часть: там висят рубахи и сарафаны, в точности повторяющие подлинные крестьянские костюмы. Школьники приходят на экскурсии, одеваются в костюмы, слушают деревенские песни, играют в деревенские игры. Те же песни слышал и в те же игры играл когда-то и маленький Лёвочка - ведь до 5-ти лет графские дети воспитывались крепостными няньками, которые нянчили, баюкали и развлекали их точно так же, как своих детей.
     На стенах - детские рисунки, а вдоль стен полки; предполагается, что со временем дети заполнят их своими поделками. А ещё можно послушать записи старинных песен и посмотреть на большом экране, какими роскошными, просторными движениями жницы вяжут снопы, как идут по улице с музыкой, и начинаешь понимать, что весь ритм деревенских работ задаётся песней, которая рождена самой природой и созвучна ей. Музыка диктует движения, диктует слова - помните, как в "Войне и мире" Долохов, разговаривая с приятелем под пение "Ах вы, сени мои, сени...", отвечает "коротко и ясно, как того требовала песня".
     Вообще-то рассказ Толстого "Песни на деревне" о другом. Там описываются проводы рекрутов - с песнями, гармошкой, праздничным шествием, во всех бытовых подробностях, и в конце автор, спохватившись, стыдит себя, что смотрел на это страшное дело "как на интересное зрелище". Но ведь смотрел! 80-летний, умудрённый, болеющий за народ - смотрел, и любовался, и восхищался песней, обрядом угощения, лихим гармонистом, красавцем-рекрутом. По пословице: "Горе плачет, горе песенки поёт". Толстой, деревенский житель, знал обо всех бедах крестьянской жизни, писал о них, но знал он и о том, как сладко дышится в полях, как весело его герою Левину махать косой, как после грозы хлещут по лицу мокрые ветки сирени. Выставка в зале на Пятницкой наполнена этой живой радостью и предчувствием любви.
     Предчувствие любви - волнующее, творческое состояние, оно присутствует во всех экспозициях художника А.А.Тавризова, декларируется им как принцип. Можно сказать, что нынешняя выставка - это деревня, увиденная глазами "графинечки" Наташи Ростовой. А ведь автор "Войны и мира", когда его донимали вопросами о прототипах, однажды ответил: "Наташа Ростова - это я!".