Главная     Редакция     Архив     1(53)/2008  
 

Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)


Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)


Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)


Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)


Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)


Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)


Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")


Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")


Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)


Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)


Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)


Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)


Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)


РОЛЬ - РЕЖИССЁР

Ольга РУМЯНЦЕВА

"Весь мир театр, а люди в нём актёры", - сказал великий Шекспир, Спустя столетия учёные-психологи решили всё разложить по полочкам, привести в систему и создали теорию социальных ролей, В упрощённом виде она сводится к следующему: каждый из нас в зависимости от ситуации играет ту или иную роль.

Главная из таких ролей в жизни Ларисы Самарьевны Утикеевой - режиссёр-постановщик. Научное знание самым тесным образом связано с практической деятельностью: оно или рождается на её основе, или должно получить подтверждение своей истинности на практике. В то же время практическая работа будет успешнее и эффективнее, если умело и грамотно опирается на теорию. Поэтому в Московском институте социально-культурных программ (МИСКП) научные исследования социологического, культурологического, искусствоведческого характера сочетаются с практикой. Важным направлением в этой деятельности является творческий эксперимент (впрочем, любое творчество в определённой мере - эксперимент). Местом его проведения часто становится сценическое пространство. И тогда вся ответственность за результат возлагается на Л.С.Утикееву, потому что известно: результат будет отличным. Она - первый заместитель директора МИСКП по должности и режиссёр по специальности и по призванию.
     Азы профессии, необходимые знания и умения Лариса Самарьевна получила в Ленинградском государственном институте культуры на факультете "Театральная режиссура". Стартовой площадкой формирования собственного авторского почерка и мастерства ей послужил Театр-студия киноактёра Дворца культуры завода ВЭФ города Риги.
     Жизнь и творчество Ларисы Самарьевны Утикеевой тесно связаны с Московским институтом социально-культурных программ, созданным на основе Единого научно-методического центра (ЕНМЦ) Комитета по культуре (ныне Департамента культуры) города Москвы.
     В том, что на протяжении уже нескольких лет Департамент культуры города постоянно поручает (если угодно - доверяет) именно этому научно-исследовательскому учреждению проведение целого ряда масштабных, общественно значимых творческих акций, есть немалая заслуга Л.С.Утикеевой. Большие концертные программы на Тверской площади в День города и 9 Мая, Детские Рождественские патриаршие праздники, новогодние ёлки в Конноспортивном комплексе "Битца", заключительные концерты Дней славянской письменности и культуры в Москве в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, торжественные вечера, завершающие работу межнационального форума "Единение", финальные этапы конкурсов профессионального мастерства среди библиотечных и культурно-просветительских работников... Во всех этих и многих других праздничных мероприятиях Лариса Самарьевна принимает самое активное участие, работая в организационных комитетах, являясь главным вдохновителем и постановщиком театрализованных представлений, сопровождающих праздники.
     8 День города Тверская площадь, как и другие площади Москвы, каждый раз превращается в большой концертный зал. По сложившейся доброй традиции все 10 административных округов столицы удостаиваются чести выступить со своеобразными творческими отчётами на сцене у подножия памятника Юрию Долгорукому. И каждый раз режиссёр Утикеева умеет найти такое драматургическое решение, которое позволяет вроде бы готовую, заданную схему наполнить новым интересным содержанием. Тщательный отбор исполнителей (это - как профессиональные артисты, так и самодеятельные коллективы, победители различных фестивалей и конкурсов, проводимых в округах), строгий подход к репертуару, лаконичный комментарий ведущего - и в итоге из отдельных эпизодов складывается стройное сценическое действо, настоящее праздничное представление.
     9 Мая - особая дата в нашем календаре, в нашей истории - "праздник со слезами на глазах". Концертные программы, создаваемые ко Дню Победы под руководством Ларисы Самарьевны, - это низкий поклон тем, кто прошёл "вёрсты обгорелые в пыли", кто, не жалея собственной жизни, приближал победный май 45-го; это призыв к новым поколениям, чтобы помнили, гордились, были достойны памяти тех огненных лет, тех испытаний, которые выпали на долю нашего народа. И, конечно же, основной тон в этот день задают военные оркестры.
     Здесь уместно сказать о том, какой великолепный праздник военной духовой музыки состоялся в Москве в год 60-летия Великой Победы. Парад военных оркестров такого масштаба проводился у нас тогда впервые. В мае 2005 года "Ода миру" (так назывался праздник) звучала в исполнении военных оркестров 4-х стран: Великобритании, Франции, Соединённых Штатов Америки и России - стран-участниц антигитлеровской коалиции во второй мировой войне. Красочные выступления оркестров прошли на Соборной площади Кремля, на Малой спортивной арене в Лужниках. Московский институт социально-культурных программ был одним из инициаторов и организаторов этого грандиозного проекта, успех которого во многом обязан тому, что в нём в качестве режиссёра-постановщика принимала участие Л.С.Утикеева.
     Лариса Самарьевна знает и понимает законы и требования самых разных сценических пространств. Она умеет работать и на огромных площадях под открытым небом, и в различных концертных залах, учитывая конкретные условия, использует различные постановочные приёмы, всевозможные дополнительные спецэффекты, игру света и цвета. Режиссёрское чутье, вкус, чувство меры позволяют ей создавать композиции, в которых гармонично сочетаются разные настроения, стили, жанры, где есть место и лирике, и пафосу, и озорству, где классика, современные ритмы, фольклорные мотивы сплетаются в красочный венок. При этом мастерство исполнителей, как профессионалов (достаточно назвать Рената Ибрагимова, Валерия Золотухина, балет "Возрождение", хор имени Пятницкого, хореографический ансамбль "Берёзка"), так и самодеятельных артистов, которых Лариса Самарьевна-режиссёр приглашает в свои программы, всегда соответствует очень высокому уровню.
     Например, по-настоящему сказочным, наполненным добрым волшебством получается у Л.С.Утикеевой воплощение сценария Рождественской ёлки для детей. По форме, как и большинство её работ, это - театрализованный концерт, концерт-спектакль. Отдельные номера в нём объединены общей темой, найден определённый сюжетный стержень, на который словно нанизываются выступления различных коллективов и исполнителей. Главные действующие лица и в зрительном зале, и на сцене - дети. Всё должно быть особенно динамично, увлекательно, выразительно. Это накладывает на режиссёра дополнительную ответственность и нагрузку. Для репетиций отводится минимальное количество времени, ведь сложно собрать сразу всех вместе участников будущего представления. Режиссёр должен приходить на репетицию с чётким видением конечного результата. Он должен хорошо знать репертуар, творческие возможности огромного количества исполнителей, чтобы отобрать по-настоящему достойных, и очень точно распределить обязанности между своими помощниками. У Ларисы Самарьевны это получается. Она умеет увлечь, вдохновить собственной идеей других, проявить, когда надо, волю и настойчивость, ободрить в случае необходимости шуткой и похвалой.
     Талантливый организатор, лидер по натуре, одарённый богатой творческой фантазией человек, Лариса Самарьевна Утикеева щедро делится своей энергией со всеми, кто оказывается рядом. Люди словно заражаются её азартом, целеустремлённостью и включаются в художественный поиск. Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать на репетиции или, например, заглянуть в её рабочий кабинет. С каким энтузиазмом здесь обсуждаются сценарии, подбираются вопросы для финальных испытаний в конкурсах профессионального мастерства, продумываются призы победителям! Лариса Самарьевна умело руководит и управляет этим процессом (ведь само слово "режиссёр", пришедшее к нам из латинского языка, в переводе означает "тот, кто управляет"), отвергая всё лишнее и принимая нужные, интересные находки, чтобы потом использовать их на сцене. В итоге зрители получают настоящий Праздник, яркое, эмоционально насыщенное действо.
     Профессиональные качества и человеческое обаяние Ларисы Самарьевны вызывают уважение коллег по работе. Что очень важно, дома, в семье понимают и принимают её увлечённость и загруженность работой, даже стараются помогать и поддерживать. Лариса Самарьевна Утикеева - заслуженный работник культуры России, а это значит, что её творческая деятельность, её вклад в развитие нашей культуры имеют официальное общественное признание.
     Новых творческих успехов в новом году!