Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)
Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)
Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)
Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)
Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)
Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)
Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)
Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")
Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")
Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)
Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)
Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)
Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)
Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)
Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)
|
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ
Ежегодная встреча мэра Москвы с творческой интеллигенцией столицы
- С каждым годом столичное театральное пространство расширяется и приобретает новые черты. Современная художественная жизнь Москвы отличается богатством и разнообразием, широкими возможностями для реализации самых разных творческих замыслов, - так открыл встречу руководитель Департамента культуры города Москвы Сергей Ильич Худяков. - Традиционно полны залы в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, "Современнике", "Ленкоме", "Мастерской Петра Фоменко", театре-студии под руководством Олега Табакова. Критика, театральная общественность, зрители особо отмечают такие спектакли, как "Чайка" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, "Женитьба" в "Ленкоме", "Пожары" в театре "Et cetera". Современно и пронзительно прозвучал "Старый дом" в театре "Модернъ" по пьесе так неожиданно ушедшего от нас Алексея Казанцева. Порадовал глубокий спектакль "Самое важное" в театре "Мастерская Петра Фоменко". Успех выпал и на долю "Театрального романа" в театре имени Гоголя. Широкий резонанс получили многие театральные фестивали, особенно в этом году Чеховский.
Руководитель Департамента остановился также на ряде накопившихся проблем. Прежде всего это снижение в некоторых коллективах "художественной планки", уровня мастерства, особенно у молодых, и, главное, проблемы становления театральных лидеров. Часть столичных театров, олицетворявших лучшее в режиссуре XX века, в веке нынешнем теряет зрителей. Популярные студии находятся подчас в болезненном поиске новых художественных идей, снижают свой художественный уровень, работая на потребу незатейливого зрителя.
Департамент культуры в последние годы предпринял меры, направленные на сохранение и развитие лучших традиций отечественной сцены, обновление репертуара, расширение зрительской аудитории. Среди них известный всем проект "Открытая сцена", заказ произведений на конкурсной основе, совершенствование различных форм работы по привлечению в театры зрителей самых разных возрастных групп. Сегодня начинается новый этап в обновлении отечественной сцены.
С.И.Худяков остановился на конкретных позициях программной концепции, направленной на создание благоприятных условий для творческой молодёжи. Это - и увеличение свободных площадок: в ближайшее время откроются после реконструкции 2 экспериментальные сцены на Беговой и на Соколе; и фестивальное движение, и новые формы работы с молодыми драматургами и критиками. Ещё одно направление творческой жизни города, которое требует срочного и пристального внимания, -поддержка и развитие музыкального и филармонического искусства. Данный вопрос будет вынесен на обсуждение Правительства Москвы
Очевидно, что в огромной степени сохранение и развитие репертуарного театра, воспитание его будущего зрителя зависит от взаимодействия с детской и юношеской аудиторией. Департаменту культуры совместно с театрами и концертными организациями удалось значительно активизировать эту работу. Целый ряд театров, которые многие годы не обращались к детской аудитории, недавно поставил или ставит спектакли для юных зрителей. Например, Юрий Петрович Любимов готовит к показу на Таганке детский спектакль по сказкам Андерсена. Впервые появляются такие спектакли, как "Кот в сапогах" в театре Романа Виктюка, "Белоснежка" в театре "На юго-западе", "Свадьба Короля-Солнца" у Елены Камбуровой. Для молодого поколения в новом году предназначено почти 40% общего годового репертуара. В театрах, на концертах побывает 1 млн. 200 тыс. детей и подростков, что составит более трети от общего числа зрителей. Такого количества детей и юношества в московских театрах раньше не было.
За последние годы создан солидный новый репертуар для детей: более 50-ти спектаклей во взрослых и детских театрах. Реализуется практика государственного конкурсного заказа спектаклей для детей и юношества. Вся работа строится с учётом школьной, подростковой аудитории - это и классика, и поиск современных молодёжных жанров.
Ощутимые результаты даёт 10-летний опыт работы Департамента с театрами, школами, родителями в рамках долгосрочной программы Правительства Москвы по организации бесплатного посещения учреждений культуры города учащимися общеобразовательных школ. Мы ввели новые формы работы. Например, в каникулы городская акция - "Всей семьёй в театр". Одновременно театры готовы к приёму студенчества по системам льготного и бесплатного посещения. Эта программа реализуется совместно со Студенческим советом города. Впервые появилась красочная общегородская детская театральная афиша. Теперь она ежемесячно вывешивается в каждой школе и уже стала популярной. Одновременно Департамент культуры активно поддержал издание регулярного журнала "Мир детского театра".
Программа "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)", принятая Правительством города, нацеливает нас всех на новые подходы к организации работы. Это в первую очередь ориентация на конечный результат, на решение многих социальных задач. Например, очень важный вопрос -доступность учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями. На указанные цели направлено порядка 240 млн. рублей.
2008 год объявлен в стране Годом семьи. Большую роль в возрождении семейных ценностей играет художественная культура, театр. В программу Года включён специальный конкурс на лучшую пьесу, посвященную проблеме семьи, утверждению семейных ценностей. Будет продолжен и расширен опыт проведённой акции "Всей семьёй в театр". Распространяются абонементы посещения театров и концертных организаций на льготной основе многодетными, малообеспеченными семьями.
Уже началась подготовка к юбилеям наших классиков: Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова. Это нацеливает на серьёзную и масштабную программу по пропаганде классического наследия, самого широкого и достойного сценического прочтения произведений великих русских писателей.
Разговор о ситуации с высшим образованием в творческих вузах поднял Анатолий Смелянский. Художественный руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков посвятил своё выступление комплексной роли театра в воспитании юного зрителя. Марк Гурвич, директор театра имени Ермоловой, председатель Совета директоров театров при Департаменте культуры города Москвы, заметил, что существует масса технологических причин, осложняющих переход к автономии, но социальные причины гораздо серьёзнее. Художественный руководитель театра "Школа.современной пьесы" Иосиф Райхельгауз обратил внимание присутствующих на необходимость обновления театральных кадров. Среди выступавших были главный дирижёр Московского симфонического оркестра "Русская филармония" Максим Федотов, руководитель Международного театрального фестиваля Валерий Шадрин. Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов в своём выступлении также остановился на проблемах, поднятых участниками встречи.
По традиции в завершение встречи слово взял мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков:
- Мне очень приятно, что собрались мы в новом здании "Мастерской Петра Фоменко". Этот театр - наша давняя задолженность перед Петром Наумовичем. Мне кажется, что большинству присутствующих театр понравился. Так что давайте все вместе пожелаем Петру Наумовичу скорейшего выздоровления, а его театру - чтобы здесь так же не было свободных мест, как и в старом помещении.
После блистательного выступления Сергея Ильича Худякова и рассказывать особо нечего. Самый важный вопрос, волнующий всех, касается тех обстоятельств, которые могут сильно осложнить работу наших театров и других учреждений культуры. Многие проблемы уже решены, но сейчас мы с вами на пороге новых испытаний. Национальный проект в области культуры не просто нужен, а абсолютно необходим. Это - не только деньги, это -консолидация общества и вокруг проблем, и вокруг того вклада, который культура вносит в процесс развития и становления общества. К сожалению, те решения, которые приняты у нас на государственном уровне по вопросам автономных организаций, разгосударствления, по вопросам контрактов, конкурсов и тендеров в области культуры, опасны и неправильны. Автономность организаций предполагает их самостоятельное плавание, самостоятельное финансирование на основе коммерциализации деятельности. Но перевод на коммерческие рельсы нашей культуры совершенно неприемлем. На Западе объекты культуры функционируют по другим принципам. Такого потенциала репертуарного театра, как у нас, нет нигде в мире. А репертуарный театр, как никакой другой, требует государственной поддержки. И говорить о том, что мы должны в этом троянском коне "въехать" в полную коммерциализацию культуры, недопустимо ни сегодня, ни завтра. Кто нынче ходит в театр? Культурная часть общества, уровень оплаты труда которой оставляет желать лучшего, и пенсионеры. Это не та ситуация, чтобы можно было говорить о полном переходе театров на самообеспечение. Так что разгосударствления и размуниципализации учреждений культуры в Москве не будет! В 2007 году на поддержку театров было направлено 11 млрд. рублей, на 2008 год выделено 15 млрд., т. е. почти в 1,5 раза больше. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы учреждения культуры могли и дальше развивать свой потенциал.
В 2008 году зарплаты работников культуры столицы вырастут на 45%. Особое внимание будет уделено оплате труда в московских музыкальных коллективах. Они были в положении ещё худшем, чем наши театры, - брошены и никому не нужны в течение чуть ли не 10-ти лет. Мы установим нашим городским музыкальным коллективам зарплату, подняв её на коэффициент 2,5.
Среди насущных проблем нельзя не упомянуть расширение детского репертуара во взрослых театрах и увеличение количества детских сцен. Мы готовы расширить субсидирование городом детских спектаклей. Такие возможности у нас есть. Если мы ребёнка не пригласим в театр, не откроем ему сокровища мировой культуры, то каким же человеком он вырастет?
Мы активно ведём строительство и реконструкцию старых театров. Ежегодно планируем вводить в эксплуатацию 3-4 здания, причём речь идёт не только о театрах в центре города, но и о новых в так называемых "спальных" районах Москвы. При этом хочу обратиться с просьбой к руководителям театров о создании в каждом из них достойных условий для инвалидов. Права была Елена Камбурова, что отношение к инвалидам - это лицо нации. Очень важен для нас и проект "Открытая сцена". Ограничивать количество сцен нельзя ни в коем случае! Свободные площадки - это то место, где может пробовать свои силы одарённая молодёжь, те, кого надо вовремя заметить и предоставить возможность для дальнейшего развития и совершенствования на профессиональной сцене. Одним словом, задач перед нами стоит немало, но я уверен, что совместными усилиями мы с ними обязательно справимся.
|