События
(К ЕДИНЫМ ИСТОКАМ)
Традиции
(ПРАЗДНИК ДЕТСТВА)
Издания
(«СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ» /
«БРАТИНА»)
Конференции
(КУЛЬТУРА - ЭТО ТОЖЕ НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ)
Конкурсы
(ТВОРЧЕСКАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ)
Конкурсы
(ЖИВОТВОРЯЩЕЕ «ПЕРЫШКО»)
Конкурсы
("ЗОЛОТОЙ ФОРМУЛЯР")
Театр
(СВЕТ ЕЁ ПОЛОТЕН)
Московские адреса
(ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ)
Праздник
(СБОР СЛАДКОЕЖЕК У ТЕАТРА КЛОУНАДЫ)
В округах
(ПО НЕХОЖЕНЫМ ТРОПАМ...)
Память
(КАКАЯ МУЗЫКА БЫЛА!..)
Ваше мнение?
(КЛЮЧИ К РУССКОМУ МИРУ)
Музеи
(ВСТРЕЧА С ПОЭТОМ )
Культ личностей
(АРКАДИЙ АРКАНОВ: "ВАЖНО НЕ ПРОСМЕЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ!")
Культ личностей
(КРЫЛАТСКИЕ ХОЛМЫ)
|
СВЕТ ЕЕ ПОЛОТЕН
Ольга ИГНАТЮК
Татьяна Петрова-Латышева-художник, создавший огромное количество разнообразных произведений: рисунков, графики, акварелей, пастелей и живописных полотен. Много лет она является главным художником Русского духовного театра "Глас", воплощая на его православной сцене свои сценографические идеи, посвященные русской духовности, истории и культуре. Её приход в этот театр неслучаен, поскольку собственное её художественное мышление насквозь религиозно и проникнуто возвышенным божественным началом.
На 2-х последних персональных выставках, проходивших недавно в Центральном Доме работников искусств и Центральном Доме архитектора, мы смогли увидеть основные её живописные циклы. Начинались они с серии "Силы небесные" - которую можно было бы назвать её творческим манифестом. Вот эти космогонические работы - "Служение на облаках", "Град небесный", "Золочёные привалы", "Вечное движение": в них божественный свет соединяет небо и землю, делая всех нас причастными к тому, что происходит на небесах. Где солнце - там Бог, и он всегда рядом, в судный день и в день радости.
Рядом серия "Русский север" с его озёрами и небом, отражающими друг друга, деревянными церквушками и "вечной" тишиной. Тишиной и священным покоем, гипнотизирующим вас и заставляющим подолгу стоять у этих полотен. А вот серия "Гималаи", спорящая с "Русским севером" фактурой и пейзажем, но крепко слившаяся с ним величественным божественным присутствием. "Камни познания", "Благодать", "Откровение", "Вершины сознания", "Преображение", "Знамение" - одни эти названия способны сказать о многом. А небо, всюду пронзённое "горним светом", преображает все эти величественные вершины, соединяя их, конечно же, с вечностью.
Вот серия "Города мира", в ней знаменитый цикл "Прага с Дон Жуаном": Прага летящая, парящая, фантастическая. И не менее полюбившийся нам цикл "Старая Русь": Торжок, Коломна - патриархальная русская старина, ещё успевшая запечатлеться на полотнах Петровой-Латышевой.
Живописные работы художницы находятся в галереях и частных коллекциях России, Америки, Англии, Канады, Голландии, Германии, Франции, Италии, Болгарии, Венгрии, Индии, Чехии, Латвии, Литвы и Эстонии. Она член Общества искусств Флоренции, член Флорентийского фонда Рамуальдо дель Бьянко, член Международного союза художников при ЮНЕСКО.
- С чего начинался Ваги творческий
путь, Татьяна?
Т.Петрова-Латышева:
Я с детства играла на фортепиано и рисовала - одинаково любя и музыку,
и живопись. И в конце 60-х уже работала на ВДНХ в художественно-оформительском
отделе. Потом закончила Московский архитектурный институт.
- Кстати, Андрей Вознесенский
тоже учился в архитектурном...
- Да, это прекрасная школа для любой творческой личности, и мне повезло там учиться у легендарных педагогов. В то время я уже много рисовала. Увлечения, приведшие меня впоследствии к театру, тоже начинались с детства: я уже в школе была заядлой театралкой -и выступала на сцене, и делала декорации к школьным спектаклям... Мой дядя, заслуженный артист России Юрий Савельев, в то время играл в Театре оперетты, я много ходила на его спектакли, даже сама мечтала стать актрисой, но мне всегда мешала излишняя робость. Ещё в юности мои живописные работы увидел известный скульптор Лев Кербель, очень похвалив меня. Ну а после института я, уехав вместе с мужем в его военную часть в Грузию, тоже занималась театральной деятельностью, ставя с детьми концерты и спектакли, - в общем, театр меня притягивал всегда. Уже потом, вернувшись в Москву, я 30 лет преподавала на кафедрах рисунка и скульптуры в МАРХИ и одновременно всё время занималась живописью.
- Какие темы в живописи Вас привлекали?
- Один из первых моих живописных циклов был посвящен Риге с её "городскими пейзажами"; я ведь всегда любила архитектуру и много рисовала разные города мира. Меня очень влекли духовные темы, интересовала природа, такая мощная в своих проявлениях. А мои стихи, сопровождающие живопись, пытаются философски осмысливать мир. Если же сформулировать общий эпиграф к моим работам, то им станет, наверное, цитата из Библии: "И земля - подножье ног Его". Для меня важно именно проявление божественного в живописи, как и во всей человеческой деятельности. Это божественное начало - важнейшая часть всех моих работ: и картин русского севера, и городских зарисовок, и лирических фантазий. У меня даже есть целая серия пейзажей под названием "Силы небесные", в которых особенно хорошо чувствуется присутствие Бога над всеми нами. Потому и в моей собственной жизни возник Русский духовный театр "Глас".
- Интересно, как вы нашли друг
друга?
- В 1 990 году я увидела спектакль "Это сам Христос-Малютка" и поняла, что этот театр, с его духовной темой и православным сознанием, очень мне близок. И мне самой захотелось внести религиозную символику в его постановки, к тому же практика художника-постановщика на разных сценах у меня уже имелась.
- И с чего Вы начали в "Гласе"?
- Со спектакля "Крест-Хранитель", посвященного жизни великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой. Это был период, когда у театра ещё не было своего помещения, спектакли игрались на разных площадках, и мне как художнику с архитектурным мышлением приходилось учитывать все эти обстоятельства, эти условия ограничения в пространственном оформлении действия, приходилось продумывать предельно минималистские и одновременно символические декорации... А именно в "режиме ограничения" и возникают наиболее интересные, неожиданные идеи! Здесь, как и в других спектаклях, я одновременно была и художником по костюмам, поскольку считаю, что всё сценографическое оформление должно обладать стилевым единством.
- Вероятно, список спектаклей,
оформленных Вами в "Гласе", будет внушительным?
- Да, это "Раб божий Николай" (тоже поставленный во время "бездомья" театра и решённый мною так, чтобы его можно было играть на любой сцене), "Живы будем - не помрём" В.Шукшина, "У Бога всего много!", "Сергей Есенин". В последней премьере "Люби меня, как я тебя" по пьесе В.Крупина я была автором костюмов...
- Где Вам как художнику интереснее
выражаться - в театре или в собственной живописи? В театре, наверное,
существует жёсткая подчинённость - автору, режиссёру, актёрам, сцене?
- Над замыслом спектакля мы с режиссёром работаем вместе. У режиссёра есть общая идея постановки, а чисто сценический ряд рисую уже я, предлагая собственный сценографический образ, от самого первого эскиза до окончательного воплощения.
- А есть какая-то внутренняя связь
между Вашей живописью и Вашими театральными работами? Мне кажется,
что они совершенно разные!
- Конечно, есть: она в поэтичности восприятия действительности. Вы ведь заметили, что я сопровождаю свои картины собственными стихами? А в театре для меня поэтична сама магия совместного творчества с режиссёром, в данном случае с Никитой Астаховым (художественным руководителем "Гласа"), очень талантливым человеком. Работать в команде, которая делает одно общее дело, мне кажется очень притягательным. В театре ведь меня окружили в итоге все мои изначальные жизненные интересы - музыка, изобразительное искусство и актёрское творчество. И театр, в общем, стал неким оправданием моей жизни. А теперь, кстати, и мой сын, Георгий Петров, продолжает моё дело, он тоже художник.
- Расскажите про загадочные ночные
акварели под названием "Прогулки с сестрой", которые я видела на
Вашей выставке в Доме архитектора.
- Эти работы посвящены памяти моей старшей сестры Наталии. Мы с ней очень любили загородные прогулки на природе, куда нас когда-то отвозил ещё отец, и гуляли именно вечером - что было красиво и незабываемо. Эти акварели стали частью воспоминаний моего детства.
- Судя по географии Вашей живописи,
где есть и роскошный гималайский цикл, и серия "Русский север",
и "Старая Русь", и "Прага с Дон Жуаном", Вы много путешествуете.
Какой город для Вас как художника оказался наиболее привлекательным?
- Конечно, Прага!
- А почему пражский цикл называется
"Прага с Дон Жуаном"?
- Потому что там написана моя любимая опера Моцарта "Дон Жуан", и я сама слушала её именно там! Ведь Моцарт одно время жил в Праге... Для меня это "поющий" город, где на каждом углу звучит музыка, тебя всюду приглашают на концерты... В нём есть невыразимая славянская душевность, мягкость. Этот город являет собой нечто магическое, кроме того, что и сам по себе он - центр европейской культуры.
- Вы проникновенно рисуете и русскую
деревянную старину. Серия, посвященная Торжку, пленительна.
- Очень люблю старинные русские города - по которым я ездила и вместе со своими студентами, уча их рисовать.
- А как бы Вы сами охарактеризовали
свою живопись? В ней есть и сильное религиозное начало, и мистика,
и философичность...
- Может быть, это - "мистический реализм"? В моих работах, мне кажется, много медитативно-мистической реальности. Как архитектор я всегда была абстрактно мыслящим человеком, для меня всегда важно было увидеть гармонию в окружающем мире, в сочетании неба, земли, воды - и обязательно увидеть надо всем этим божественный свет. Вообще, мне нравится и в живописи, и на сцене не буквальная реальность, а преображение действительности - на этом и должно строиться настоящее искусство.
|