Главная     Редакция     Архив     7-8(59-60)/2008  
 

События
(К ЕДИНЫМ ИСТОКАМ)


Традиции
(ПРАЗДНИК ДЕТСТВА)


Издания
(«СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ» / «БРАТИНА»)


Конференции
(КУЛЬТУРА - ЭТО ТОЖЕ НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ)


Конкурсы
(ТВОРЧЕСКАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ)


Конкурсы
(ЖИВОТВОРЯЩЕЕ «ПЕРЫШКО»)


Конкурсы
("ЗОЛОТОЙ ФОРМУЛЯР")

Театр
(СВЕТ ЕЁ ПОЛОТЕН)


Московские адреса
(ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ)


Праздник
(СБОР СЛАДКОЕЖЕК У ТЕАТРА КЛОУНАДЫ)


В округах
(ПО НЕХОЖЕНЫМ ТРОПАМ...)


Память
(КАКАЯ МУЗЫКА БЫЛА!..)


Ваше мнение?
(КЛЮЧИ К РУССКОМУ МИРУ)


Музеи
(ВСТРЕЧА С ПОЭТОМ )

Культ личностей
(АРКАДИЙ АРКАНОВ: "ВАЖНО НЕ ПРОСМЕЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ!")

Культ личностей
(КРЫЛАТСКИЕ ХОЛМЫ)

СВЕТ ЕЕ ПОЛОТЕН

Ольга ИГНАТЮК

Татьяна Петрова-Латышева-художник, создавший огромное количество разнообразных произведений: рисунков, графики, акварелей, пастелей и живописных полотен. Много лет она является главным художником Русского духовного театра "Глас", воплощая на его православной сцене свои сценографические идеи, посвященные русской духовности, истории и культуре. Её приход в этот театр неслучаен, поскольку собственное её художественное мышление насквозь религиозно и проникнуто возвышенным божественным началом.

На 2-х последних персональных выставках, проходивших недавно в Центральном Доме работников искусств и Центральном Доме архитектора, мы смогли увидеть основные её живописные циклы. Начинались они с серии "Силы небесные" - которую можно было бы назвать её творческим манифестом. Вот эти космогонические работы - "Служение на облаках", "Град небесный", "Золочёные привалы", "Вечное движение": в них божественный свет соединяет небо и землю, делая всех нас причастными к тому, что происходит на небесах. Где солнце - там Бог, и он всегда рядом, в судный день и в день радости.
     Рядом серия "Русский север" с его озёрами и небом, отражающими друг друга, деревянными церквушками и "вечной" тишиной. Тишиной и священным покоем, гипнотизирующим вас и заставляющим подолгу стоять у этих полотен. А вот серия "Гималаи", спорящая с "Русским севером" фактурой и пейзажем, но крепко слившаяся с ним величественным божественным присутствием. "Камни познания", "Благодать", "Откровение", "Вершины сознания", "Преображение", "Знамение" - одни эти названия способны сказать о многом. А небо, всюду пронзённое "горним светом", преображает все эти величественные вершины, соединяя их, конечно же, с вечностью.
     Вот серия "Города мира", в ней знаменитый цикл "Прага с Дон Жуаном": Прага летящая, парящая, фантастическая. И не менее полюбившийся нам цикл "Старая Русь": Торжок, Коломна - патриархальная русская старина, ещё успевшая запечатлеться на полотнах Петровой-Латышевой.
     Живописные работы художницы находятся в галереях и частных коллекциях России, Америки, Англии, Канады, Голландии, Германии, Франции, Италии, Болгарии, Венгрии, Индии, Чехии, Латвии, Литвы и Эстонии. Она член Общества искусств Флоренции, член Флорентийского фонда Рамуальдо дель Бьянко, член Международного союза художников при ЮНЕСКО.
     - С чего начинался Ваги творческий путь, Татьяна?
     Т.Петрова-Латышева: Я с детства играла на фортепиано и рисовала - одинаково любя и музыку, и живопись. И в конце 60-х уже работала на ВДНХ в художественно-оформительском отделе. Потом закончила Московский архитектурный институт.
     - Кстати, Андрей Вознесенский тоже учился в архитектурном...
     - Да, это прекрасная школа для любой творческой личности, и мне повезло там учиться у легендарных педагогов. В то время я уже много рисовала. Увлечения, приведшие меня впоследствии к театру, тоже начинались с детства: я уже в школе была заядлой театралкой -и выступала на сцене, и делала декорации к школьным спектаклям... Мой дядя, заслуженный артист России Юрий Савельев, в то время играл в Театре оперетты, я много ходила на его спектакли, даже сама мечтала стать актрисой, но мне всегда мешала излишняя робость. Ещё в юности мои живописные работы увидел известный скульптор Лев Кербель, очень похвалив меня. Ну а после института я, уехав вместе с мужем в его военную часть в Грузию, тоже занималась театральной деятельностью, ставя с детьми концерты и спектакли, - в общем, театр меня притягивал всегда. Уже потом, вернувшись в Москву, я 30 лет преподавала на кафедрах рисунка и скульптуры в МАРХИ и одновременно всё время занималась живописью.
     - Какие темы в живописи Вас привлекали?
     - Один из первых моих живописных циклов был посвящен Риге с её "городскими пейзажами"; я ведь всегда любила архитектуру и много рисовала разные города мира. Меня очень влекли духовные темы, интересовала природа, такая мощная в своих проявлениях. А мои стихи, сопровождающие живопись, пытаются философски осмысливать мир. Если же сформулировать общий эпиграф к моим работам, то им станет, наверное, цитата из Библии: "И земля - подножье ног Его". Для меня важно именно проявление божественного в живописи, как и во всей человеческой деятельности. Это божественное начало - важнейшая часть всех моих работ: и картин русского севера, и городских зарисовок, и лирических фантазий. У меня даже есть целая серия пейзажей под названием "Силы небесные", в которых особенно хорошо чувствуется присутствие Бога над всеми нами. Потому и в моей собственной жизни возник Русский духовный театр "Глас".
     - Интересно, как вы нашли друг друга?
     - В 1 990 году я увидела спектакль "Это сам Христос-Малютка" и поняла, что этот театр, с его духовной темой и православным сознанием, очень мне близок. И мне самой захотелось внести религиозную символику в его постановки, к тому же практика художника-постановщика на разных сценах у меня уже имелась.
     - И с чего Вы начали в "Гласе"?
     - Со спектакля "Крест-Хранитель", посвященного жизни великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой. Это был период, когда у театра ещё не было своего помещения, спектакли игрались на разных площадках, и мне как художнику с архитектурным мышлением приходилось учитывать все эти обстоятельства, эти условия ограничения в пространственном оформлении действия, приходилось продумывать предельно минималистские и одновременно символические декорации... А именно в "режиме ограничения" и возникают наиболее интересные, неожиданные идеи! Здесь, как и в других спектаклях, я одновременно была и художником по костюмам, поскольку считаю, что всё сценографическое оформление должно обладать стилевым единством.
     - Вероятно, список спектаклей, оформленных Вами в "Гласе", будет внушительным?
     - Да, это "Раб божий Николай" (тоже поставленный во время "бездомья" театра и решённый мною так, чтобы его можно было играть на любой сцене), "Живы будем - не помрём" В.Шукшина, "У Бога всего много!", "Сергей Есенин". В последней премьере "Люби меня, как я тебя" по пьесе В.Крупина я была автором костюмов...
     - Где Вам как художнику интереснее выражаться - в театре или в собственной живописи? В театре, наверное, существует жёсткая подчинённость - автору, режиссёру, актёрам, сцене?
     - Над замыслом спектакля мы с режиссёром работаем вместе. У режиссёра есть общая идея постановки, а чисто сценический ряд рисую уже я, предлагая собственный сценографический образ, от самого первого эскиза до окончательного воплощения.
     - А есть какая-то внутренняя связь между Вашей живописью и Вашими театральными работами? Мне кажется, что они совершенно разные!
     - Конечно, есть: она в поэтичности восприятия действительности. Вы ведь заметили, что я сопровождаю свои картины собственными стихами? А в театре для меня поэтична сама магия совместного творчества с режиссёром, в данном случае с Никитой Астаховым (художественным руководителем "Гласа"), очень талантливым человеком. Работать в команде, которая делает одно общее дело, мне кажется очень притягательным. В театре ведь меня окружили в итоге все мои изначальные жизненные интересы - музыка, изобразительное искусство и актёрское творчество. И театр, в общем, стал неким оправданием моей жизни. А теперь, кстати, и мой сын, Георгий Петров, продолжает моё дело, он тоже художник.
     - Расскажите про загадочные ночные акварели под названием "Прогулки с сестрой", которые я видела на Вашей выставке в Доме архитектора.
     - Эти работы посвящены памяти моей старшей сестры Наталии. Мы с ней очень любили загородные прогулки на природе, куда нас когда-то отвозил ещё отец, и гуляли именно вечером - что было красиво и незабываемо. Эти акварели стали частью воспоминаний моего детства.
     - Судя по географии Вашей живописи, где есть и роскошный гималайский цикл, и серия "Русский север", и "Старая Русь", и "Прага с Дон Жуаном", Вы много путешествуете. Какой город для Вас как художника оказался наиболее привлекательным?
     - Конечно, Прага!
     - А почему пражский цикл называется "Прага с Дон Жуаном"?
     - Потому что там написана моя любимая опера Моцарта "Дон Жуан", и я сама слушала её именно там! Ведь Моцарт одно время жил в Праге... Для меня это "поющий" город, где на каждом углу звучит музыка, тебя всюду приглашают на концерты... В нём есть невыразимая славянская душевность, мягкость. Этот город являет собой нечто магическое, кроме того, что и сам по себе он - центр европейской культуры.
     - Вы проникновенно рисуете и русскую деревянную старину. Серия, посвященная Торжку, пленительна.
     - Очень люблю старинные русские города - по которым я ездила и вместе со своими студентами, уча их рисовать.
     - А как бы Вы сами охарактеризовали свою живопись? В ней есть и сильное религиозное начало, и мистика, и философичность...
     - Может быть, это - "мистический реализм"? В моих работах, мне кажется, много медитативно-мистической реальности. Как архитектор я всегда была абстрактно мыслящим человеком, для меня всегда важно было увидеть гармонию в окружающем мире, в сочетании неба, земли, воды - и обязательно увидеть надо всем этим божественный свет. Вообще, мне нравится и в живописи, и на сцене не буквальная реальность, а преображение действительности - на этом и должно строиться настоящее искусство.