Главная     Редакция     Архив     3(31)/2006  
 

В округах
(ФУНДАМЕНТ ЗАВТРАШНИХ ДЕЛ)

Библиотеки
(ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ)

Рядом с нами
("СКАЗКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОБРЫМИ")

Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ)

Память
(ЖИВОПИСЕЦ И ИСКУССТВОВЕД)

Возрождение жанра
("ЖИЗНЬ СТЕКЛА")

Московские адреса
(ЯСЕНЕВО)

К Международному дню театра
(ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ)

Из истории
(КАК ТЕАТР ПРИШЁЛ НА РУСЬ)

Театр
(ХУДРУК И ЕГО ТЕАТР НА ФОНЕ ЮБИЛЕЯ)

Театр
(ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ АНДРЕЙ СОКОЛОВ)

Увлечения
(ШАХМАТЫ ВЛАДИМИРА ЛАСУНСКОГО)

Культ личностей
(СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ - КОМПОЗИТОР)

Культ личностей
("ЧТОБ НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ МОЙ ЗАКАТ...")

Культ личностей
(ЧАРУЮЩИЙ МИР ЕЛЕНЫ ВОЛКОВОЙ)

ЖИВОПИСЕЦ И ИСКУССТВОВЕД

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

В марте исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося деятеля русской культуры Игоря Эммануиловича Грабаря.

Это был необыкновенно разносторонне одарённый человек, внесший огромный вклад в отечественную культуру XX века. Судьбой был отпущен ему долгий жизненный путь, как будто специально, чтобы он смог реализовать себя в различных областях: живописи, художественной критике, исследовательских искусствоведческих изысканиях, научной реставрации, организации и руководстве музейной и реставрационной работой.
     Игорь Эммануилович Грабарь родился в Будапеште в русской семье. Его отец, мать и многие родные были участниками европейского славянофильского движения. В 1880 г. семья переехала в Россию. С самого раннего детства Игоря Эммануиловича отличали трудолюбие, целеустремлённость, разносторонние интересы и доброжелательное отношение к людям. Он получил прекрасное образование: окончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета. Затем поступил в петербургскую Академию художеств, занимался у П.П.Чистякова и И.Е.Репина. В известной школе Ашбе в Мюнхене изучал живопись, архитектуру и скульптуру и там же начал педагогическую деятельность. Ещё в годы учёбы писал статьи и обзоры по искусству для знаменитых журналов "Нива", "Стрекоза", "Мир искусства".
     После нескольких лет жизни за границей Игорь Эммануилович понимает, что главные его творческие и научные интересы обращены к России, и он возвращается на родину. Природа средней полосы России, Подмосковья навсегда стала одной из главных тем живописного творчества Грабаря. Гармония, поэтичность, жизнерадостный настрой присущи всем его произведениям. Эффектная, яркая, фактурная живопись сочетается с неизменной красотой композиции и колорита. Особенно были любимы им зимние пейзажи: "Февральская лазурь", "Мартовский снег", "Зимний пейзаж" и другие передают прекрасные моменты состояния русской природы. Великолепны его натюрморты, с изысканным очарованием изображающие букеты цветов, фрукты, накрытый чайный стол: "Хризантемы", "Сирень и незабудки", "Неприбранный стол". В 1920-е -1930-е годы художник раскрывает себя как портретист. Он создаёт замечательные портреты своих современников, выдающихся деятелей науки и искусства.
     Наряду с собственным творчеством Грабарь ведёт серьёзное научное исследование, пишет "Историю русского искусства". Это были годы зарождения и развития искусствознания, и Игорь Эммануилович стал одним из крупнейших европейских учёных, обладавшим профессиональной интуицией специалистом в области атрибуции произведений искусства. Им написаны монографии о творчестве В.Серова и И.Репина, замечательная автобиографическая книга "Моя жизнь", в которой он рассказывает много интересного о художественной жизни Европы и России конца XIX - начала XX вв. В течение 12 лет - с 1913 по 1925 гг. - Грабарь был директором Третьяковской галереи. За эти годы была проделана огромная работа по инвентаризации галереи, пополнению её фондов, проведению выставок, изданию первого научного каталога. В условиях исторических перемен и потрясений в России И.Э.Грабаря серьёзно волновала проблема сохранения и реставрации художественных ценностей. В 1918 г. он участвовал в организации Главмузея - музейного отдела Наркомпроса. Тогда же им была собрана реставрационная группа, обследовавшая архитектурные памятники разных регионов России. В дальнейшем на основе этой группы были созданы Центральные государственные реставрационные мастерские, возглавляемые им в течение многих лет и ныне носящие его имя. Немало сил отдал Игорь Эммануилович педагогической деятельности: он преподавал в Московском государственном университете, был профессором и директором Московского государственного художественного института, директором Всероссийской академии художеств, а также Института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. По его инициативе был открыт Научно-исследовательский институт истории искусств АН СССР.
     И.Э.Грабарь говорил: "...искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня - почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни" (И.Э.Грабарь, "Моя жизнь", с.14). Многие годы его напряжённой творческой, научной и административной работы были по достоинству оценены современниками. Игорь Эммануилович был избран действительным членом Всероссийской академии художеств и Академии наук СССР, награждён орденами и медалями. В 1928 г. ему первому присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1956 г. звание народного художника СССР. Произведения Грабаря украшают Третьяковскую галерею, Русский музей и многие музеи и галереи России. Многотомное издание "История русского искусства" И.Э.Грабаря по-прежнему остаётся единственным полным изданием такого рода, а Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря сегодня - крупнейшая организация, включающая 3 филиала (Архангельский, Вологодский и Костромской), 10 отделов и секторов, научно-исследовательские лаборатории, архив и библиотеку.
     Опыт работы с первоклассными произведениями, современные технологии и материалы позволяют центру выполнять реставрационные работы любой сложности на самом высоком уровне. Ежегодно в ВХНРЦ проходят реставрацию около 2000 экспонатов. Здесь готовят опытных реставраторов для музеев, следят за состоянием сохранности музейных коллекций. Центр ведёт большую научную работу, результаты исследований публикуются в иллюстрированных сборниках, издаётся учебная литература по реставрации. С 1963 г. проводятся отчётные реставрационные выставки, эта традиция была заложена ещё И.Э.Грабарём. По инициативе центра и под эгидой Министерства культуры РФ проводятся так же ставшие традиционными триеннале "Реставрация музейных ценностей в России".
     В настоящее время ВХНРЦ готовится к переезду в новое помещение. Здания церкви Воскресения в Кадашах, церкви святой Екатерины и Марфо-Мариинской обители, в которых располагается центр, будут вскоре переданы Русской православной церкви. Конечно, для такой серьёзной организации переезд связан со многими трудностями. Особое беспокойство у руководства вызывает подвод электросетей, необходимых для работы дорогостоящего оборудования, обеспечивающего особые условия для хранения произведений искусства. Тем не менее сотрудники надеются на решение всех проблем и благополучное новоселье уже в этом году. А в 2008-м ВХНРЦ будет отмечать своё 90-летие, к которому будут приурочены выставки и публикации юбилейных изданий. Дело, начатое И.Э.Грабарём, с успехом продолжают и развивают поколения опытных специалистов, создавших единую теорию научной реставрации.
     Не перестаёшь удивляться тому, сколько великих дел было сделано Игорем Эммануиловичем Грабарём, и какие замечательные плоды они приносят.