Главная     Редакция     Архив     3(31)/2006  
 

В округах
(ФУНДАМЕНТ ЗАВТРАШНИХ ДЕЛ)

Библиотеки
(ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ)

Рядом с нами
("СКАЗКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОБРЫМИ")

Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ)

Память
(ЖИВОПИСЕЦ И ИСКУССТВОВЕД)

Возрождение жанра
("ЖИЗНЬ СТЕКЛА")

Московские адреса
(ЯСЕНЕВО)

К Международному дню театра
(ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ)

Из истории
(КАК ТЕАТР ПРИШЁЛ НА РУСЬ)

Театр
(ХУДРУК И ЕГО ТЕАТР НА ФОНЕ ЮБИЛЕЯ)

Театр
(ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ АНДРЕЙ СОКОЛОВ)

Увлечения
(ШАХМАТЫ ВЛАДИМИРА ЛАСУНСКОГО)

Культ личностей
(СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ - КОМПОЗИТОР)

Культ личностей
("ЧТОБ НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ МОЙ ЗАКАТ...")

Культ личностей
(ЧАРУЮЩИЙ МИР ЕЛЕНЫ ВОЛКОВОЙ)

КАК ТЕАТР ПРИШЁЛ НА РУСЬ

В середине XVII века русские послы, возвращаясь из-за границы, много рассказывали о "театральных действах", на Руси неизвестных, если не считать праздничных маскарадных потех, скоморохов и Петрушки.

Эти рассказы возбудили любопытство царя Алексея Михайловича и придворных. Было решено устроить такие же представления в Москве. Полковнику ван Стадену объявили царский указ: ехать за границу и приискать там людей, "которые умели б всякие комедии строить". Но поездка ван Стадена затянулась, и, не дожидаясь его возращения, решили начать затеянное дело своими силами.
     Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из Немецкой слободы пастору Грегори. Он набрал труппу из 15-16-летних юношей и начал их обучение актёрскому мастерству. В это время в селе Преображенском, летней резиденции царя, строилось специально приспособленное для представлений здание - "комедийная хоромина". Для царя было отведено особое, богато разукрашенное место, а сбоку устроены ложи для царицы и царевен, отгороженные деревянной решёткой, сквозь которую они могли видеть всё происходившее на сцене, оставаясь сами невидимыми.
     17 октября 1672 года дали первый спектакль - "Эсфирь, или Артаксерксово действо". Представление длилось целых 10 часов, в нём участвовало более 60-ти актёров. Декорации в виде так называемых "рам перспективного письма", богатые костюмы из персидского шёлка, гамбургского сукна и турецкого бархата были выполнены русскими умельцами.
     Актёры из Немецкой слободы были в основном иностранцами, и первые спектакли шли на немецком языке. Но вскоре поступило приказание собрать новую труппу, из русских - сыновей подьячих и мещан. Положение их было тяжёлым: жалованье ничтожное, да и платили его нерегулярно. Русским комедиантам не раз приходилось напоминать о себе царю челобитными: "Помираем мы, холопи твои, голодною смертию".
     Придворный театр просуществовал недолго и после смерти Алексея Михайловича в 1676 году распался.
     Первый публичный театр в Москве был открыт лишь в 1702 году при Петре I.