Главная     Редакция     Архив     3(31)/2006  
 

В округах
(ФУНДАМЕНТ ЗАВТРАШНИХ ДЕЛ)

Библиотеки
(ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ)

Рядом с нами
("СКАЗКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОБРЫМИ")

Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ)

Память
(ЖИВОПИСЕЦ И ИСКУССТВОВЕД)

Возрождение жанра
("ЖИЗНЬ СТЕКЛА")

Московские адреса
(ЯСЕНЕВО)

К Международному дню театра
(ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ)

Из истории
(КАК ТЕАТР ПРИШЁЛ НА РУСЬ)

Театр
(ХУДРУК И ЕГО ТЕАТР НА ФОНЕ ЮБИЛЕЯ)

Театр
(ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ АНДРЕЙ СОКОЛОВ)

Увлечения
(ШАХМАТЫ ВЛАДИМИРА ЛАСУНСКОГО)

Культ личностей
(СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ - КОМПОЗИТОР)

Культ личностей
("ЧТОБ НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ МОЙ ЗАКАТ...")

Культ личностей
(ЧАРУЮЩИЙ МИР ЕЛЕНЫ ВОЛКОВОЙ)

ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ

Маргарита ТВЁРДАЯ

"Давно известно, что "Слава актёра - дым, после его смерти ничего не остаётся и память о нём исчезает", Вы же силой воли и энергии сделали великое дело: Вы увековечили память об актёре" -эти слова великой русской актрисы Марии Ермоловой обращены к Алексею Бахрушину, сохранившему для потомков множество бесценных реликвий.

В основе Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина лежат собранные Бахрушиным коллекции эскизов, театральных костюмов, личных вещей известных артистов, режиссёров, газетные публикации обо всех театральных премьерах, фотодокументы, связанные с ранней и современной историей русского театрального искусства от истоков до наших дней.
     Алексей Бахрушин с детства был страстным театралом и открыл в октябре 1894 года в своём московском доме первый в России и в мире литературно-театральный музей. Здесь была собрана уникальная коллекция старинных музыкальных инструментов и нот, трогательных балетных туфелек, дамских вееров и театральных биноклей, картин и эскизов декораций и афиш к различным спектаклям, сделанных лучшими художниками России Х1Х~ХХ веков: Тропининым, Кипренским, Репиным, Врубелем, Коровиным, Васнецовым, Добужинским, Кустодиевым, Шехтелем, Бенуа... В музее представлены портреты знаменитых балерин - Авдотьи Истоминой, Тамары Карсавиной, Анны Павловой. Здесь же можно послушать живой голос великого Фёдора Шаляпина - Бахрушин собрал записи его лучших партий. Хранятся личные вещи, костюмы, в которых певец выходил на сцену, портреты артиста и его рисунки. Шаляпин, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Мария Ермолова - вот далеко не полный список именитых посетителей музея Бахрушина. Здесь хранятся их портреты с автографами на пожелтевшей бумаге. Сегодня они стали экспонатами выставки "Листки из альбома". Русский писатель и актёр Иван Горбунов сделал в альбоме первую запись: "Не говори с тоской "Их нет", но с благодарностию "Были!". В 1913 году Бахрушин передал свои коллекции в собственность Москвы и Академии наук, а после революции собрание Бахрушина получило статус государственного музея.
     Сейчас театральный музей имени А.А.Бахрушина ведёт научную работу в области театроведения и искусствоведения, принимает посетителей. Есть у него и филиалы -Дом-музей Марии Ермоловой, который сейчас отмечает своё 20-летие, Музей А.Н.Островского с его театральной галереей, Музей-квартира режиссёра-экспериментатора XX века Всеволода Мейерхольда. Это и Музей-квартира Галины Улановой, и Музей-усадьба знаменитого русского актёра XIX века Михаила Щепкина, реставрацию которого планируется закончить в нынешнем году: это не просто дом, а усадьба в старом центре Москвы - из одного окна виден храм, из другого - Олимпийский комплекс. Это и квартира актёров Мироновых и Менакера, и квартира режиссёра Валентина Плучека...
     В залах музея постоянно проходят театральные показы и многочисленные выставки: в последние дни - выставка "Как учились в России 100 лет назад", приуроченная к 140-летию А.А.Бахрушина и 250-летию русского профессионального театра. Проводятся экскурсии - "Бахрушин и его театральный музей", "Жизнь и творчество Шаляпина" с прослушиванием уникальных аудиозаписей из фондов музея, "Волков - создатель национального русского театра".
     К 60-летию Победы в музее была открыта выставка "Театрально- фронтовой дневник". На ней были представлены дневники, театральные афиши, фотографии военного времени, фронтовые удостоверения знаменитых артистов, например сержанта Анатолия Папанова, лейтенанта Евгения Весника...
     В музее ведётся огромная научная работа, сюда постоянно приходят студенты, кандидаты и доктора наук, театроведы и искусствоведы, иностранные специалисты отбирают экспонаты для зарубежных выставок. Были выставки в Бельгии - "Европале", в Париже в музее Д'Орсе, в Италии.
     Генеральный директор музея Борис Николаевич Любимов одновременно является заместителем художественного руководителя Малого театра по литературно-драматической части. Он заслуженный деятель искусств России, более 30 лет работает на театроведческом факультете ГИТИСа, ныне РАТИ, профессор, зав.кафедрой истории русского театра.
     - Мои родители очень любили театр, - рассказывает Борис Николаевич о себе. - Дочь Марии Ермоловой, Елена Николаевна Зеленина, которая и завещала городу Доммузей Ермоловой, была крёстной матерью моего отца. Все свои студенческие годы я провёл в этом доме. Жил, что называется, среди экспонатов, всё вокруг дышало театром. После родного дома это был мой самый близкий дом, и, конечно, это сказалось на моей судьбе. В детстве я с родителями жил в доме, где нашими соседями были известные актёры и драматурги: Розов, Арбузов, Штейн. Я стал фанатом театра, собирал театральные программки. И дальше жизнь повела по этой стезе. В 10-м классе пошёл работать осветителем в театр "Современник". Позже закончил театроведческий факультет, затем аспирантуру ГИТИСа, защитил диссертацию - "Достоевский и театр". И уже 32 года преподаю в ГИТИСе.
     Борис Николаевич Любимов с восторгом говорит о Бахрушине: "Человек совершенно фантастический! Как ему пришло в голову собирать театральные экспонаты более 100 лет тому назад?! Создание театрального музея - идея сама по себе необычная для XIX века, когда профессия актёра была не в чести, да и театр был доступен лишь для достаточно узкого круга людей. Экспонаты копились, а Бахрушин говорил:
      "Доброму вору всё в пору!". У него не было идеи собирать только костюмы или макеты декораций - он собирал всё! Музей был и литературным, и музыкальным, и театральным. Много экспонатов, связанных с литературой и писателями от Андрея Белого до Пастернака. По количеству единиц хранения музей занимает третье место в России. Это одновременно и замечательно, и ужасно, так как в музее чудовищная теснота".
     Вот уже 10 лет музей имени А.А.Бахрушина относится к числу особо ценных объектов культуры. Однако капитального ремонта не было почти 30 лет. И ещё одна проблема музея o - это не только маленькое фондовое помещение, но и очень маленькие экспозиционные площади, практически показывается только 0,01% того, что хранится, -ведь в фондах музея около полутора миллиона различных экспонатов. К сожалению, выставочные площади музея не позволяют разместить в экспозиции многие заслуживающие внимания раритеты. Это затрудняет и исследовательскую работу, а ведь в музей постоянно обращаются и отечественные, и зарубежные театроведы. Основную задачу Любимов видит в скорейшем строительстве фондохранилища и мест для работы сотрудников. Есть, например, возможность выдать рукопись, но негде исследователю с ней поработать. Сейчас весь коллектив занимается концепцией развития музея. Б.Н.Любимов говорит: Библиотекари и музейные работники -самые самоотверженные люди. В 2005 году в музее отмечали 80-летие одной из старейших сотрудниц. Более 40 лет проработала в музее И.С.Хмельницкая. Только что мы отпраздновали 40-летие работы другой нашей сотрудницы -Е.Ю.Недзвецкой. Она пришла сюда 19-летней девушкой, и у неё в трудовой книжке только одна запись: "Заведующая отделом фотонегативных документов".
     Такой же срок работы у заведующей отделом афиш и программ Т.С.Небесной. На таких людях держится не только наш музей, но и вся культура. Эти женщины - подвижницы. Шапку перед ними ломаю. К 250-летию русского профессионального театра музей в новой экспозиции планирует показать не только театр ХУШ-Х1Х веков, но и те явления современной театральной культуры, которые оставляют свой след, вырабатывают новый театральный язык, будут интересны в будущем. Мы живём не только прошлым, но и настоящим. Нет такого театра, с которым мы не были бы связаны.
     Музей проводит музыкальные вечера, ведёт просветительскую деятельность, большую реставрационную работу. На вечера приходят крупнейшие деятели театра. Кто только не переступал порог музейного лектория за последние годы - от В.И.Зельдина и М.Ульянова до молодых актёров театра Фоменко.
     Сегодня практически в каждый отдел музея приходит работать молодёжь. Бахрушинский музей живёт.