В округах
(ФУНДАМЕНТ ЗАВТРАШНИХ ДЕЛ)
Библиотеки
(ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ)
Рядом с нами
("СКАЗКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОБРЫМИ")
Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ)
Память
(ЖИВОПИСЕЦ И ИСКУССТВОВЕД)
Возрождение жанра
("ЖИЗНЬ СТЕКЛА")
Московские адреса
(ЯСЕНЕВО)
К Международному дню театра
(ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ)
Из истории
(КАК ТЕАТР ПРИШЁЛ НА РУСЬ)
Театр
(ХУДРУК И ЕГО ТЕАТР НА ФОНЕ ЮБИЛЕЯ)
Театр
(ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ АНДРЕЙ СОКОЛОВ)
Увлечения
(ШАХМАТЫ ВЛАДИМИРА ЛАСУНСКОГО)
Культ личностей
(СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ - КОМПОЗИТОР)
Культ личностей
("ЧТОБ НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ МОЙ ЗАКАТ...")
Культ личностей
(ЧАРУЮЩИЙ МИР ЕЛЕНЫ ВОЛКОВОЙ)
|
ЯСЕНЕВО
Наталья СОСНОВСКАЯ
Мало кто знает, что районы Москвы, которые мы привыкли называть новыми, или современными, или даже, с оттенком пренебрежения, "спальными", имеют не менее богатую историю, чем и центр города. Так, село Медведково принадлежало предку знаменитого князя Дмитрия Пожарского (предок носил прозвище Медведок за высокий рост и походку вразвалочку) и много веков было родовой вотчиной князей Пожарских, а село Тропарёво было вотчиной сурожского гостя (Сурож - так называли город Судак гости-купцы) Фомы Тропарёва, Названия Химки и Ховрино имеют греческое происхождение. Тёплый Стан был местом стоянки для послов Золотой Орды на пути к Москве. А село Ясенево упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты XIV века.
Сегодня Ясенево - один из самых приветливых районов города: застройка 1970-х - 1990-х гг., лесные массивы, свежий воздух и рядом метро. Хотя можно довольно быстро добраться до центра города, но и там, в "спальном районе", есть уголок, который жители с удовольствием посещают. Так, на Пасху в небольшую церковь Казанской Богородицы невозможно попасть, а в выходные дни множество народа прогуливается у прудов. Это - усадьба Узкое.
В контексте московской истории эту усадьбу знают лишь специалисты, она не является музеем, как Кусково или Останкино, но имеет не менее интересную историю. Есть здесь и памятники архитектуры. Почти целиком сохранился барский дом с флигелями, есть также конный двор и кузница, церковь, пруды и парк. Узкое, несомненно, относится к небольшим, уютным усадьбам, которые использовались для постоянного проживания, но при этом имели все возможные новшества в сельском хозяйстве. Правила устройства усадеб фиксировались в источниках. Вот что сказано, например, о назначении пруда в "Садовом словаре" конца XVIII века: "Пруд в некотором отдалении, на котором видны плавающие гондолы с парусами и разноцветными флажками и где птенцы невинно играют, придаёт жизнь и движение неодушевлённой массе строений". К барскому дому вела длинная, тенистая аллея, перед домом располагался парадный двор. Два флигеля предназначались для хозяйственных служб. Неотъемлемой частью усадьбы была церковь.
Видимо, первым владельцем Узкого был боярин Стрешнев ~ глава Разрядного приказа. В 1690-е годы при нём был возведён интереснейший памятник архитектуры - храм Казанской Божьей Матери. Великолепный храм, с удивительной каменной иконой Богородицы. Строился он в стиле "нарышкинского барокко" и отличается удивительной стройностью, соразмерностью, красотой, тем более что находится на возвышении. В 1902 г. была проведена реставрация его интерьеров.
Жилой усадебный дом был сооружён в 1770-х - 1980-х гг. при генерал-майоре А.Б.Голицыне. Его дочь, Мария Алексеевна Толстая, стала владелицей усадьбы с 1811 г. При содействии Екатерины II она вышла замуж за П.А.Толстого (в то время молодого военного, полковника, отличившегося при штурме предместья Варшавы oo Праги). Кстати, именно она упоминается в комедии Грибоедова "Горе от ума": "Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?". Её муж, граф Пётр Александрович, генерал от инфантерии, в 1812 г. возглавлял Низовой округ народного ополчения с центром в Нижнем Новгороде. Он серьёзно занялся усадьбой, особую роль сыграло его увлечение сельским хозяйством (вместе с женой он живёт в Узком постоянно). В 1820 г. было создано Императорское московское общество сельского хозяйства, возглавил его военный генерал-губернатор Москвы князь Д.В.Голицын, а граф П.А.Толстой стал его заместителем, т. е. вице-президентом. Второму вице-президенту, С.И.Гагарину, до 1862 г. принадлежала усадьба Ясенево... В 1821 г. вышел первый номер "Земледельческого журнала", к созданию которого Толстой был также причастен. В Узком появляются теплицы и оранжереи, а цветы были любимым увлечением графа. Всё это требовало немалых трудов и средств, ведь "под именем оранжерей разумеются здания, построяемые для содержания и воспитания иностранных растений, которые без помощи искусством произведённой теплоты здешней зимней стужи перенести не могут" - сообщалось в том же "Садовом словаре". Дальнейшие изменения коснулись усадьбы при последующих владельцах.
В 1880-х годах это был егермейстер - князь Пётр Николаевич Трубецкой, который много лет занимал выборные посты сначала московского уездного, а затем и губернского предводителя дворянства. При нём усадьбу реконструировал архитектор и художник С.К.Родионов.
Одна из дочерей П.Н.Трубецкого, Любовь Петровна Оболенская, очень интересно описала усадьбу своего детства: так и видится загородный пейзаж, деревянные ступени, семейство, и старики, и дети. В Узком собиралось интересное общество. Бывал там выдающийся философ Владимир Сергеевич Соловьёв. Он дружил с Сергеем Николаевичем и Евгением Николаевичем Трубецкими, профессорами Московского и Киевского университетов. 15 июля 1900 г. он приехал в Узкое уже тяжелобольным. В усадьбе до сих пор сохранилась комната, где умер Соловьёв. В 1922 г. усадьбу отдали под санаторий Центральному комиссариату по улучшению быта учёных, позднее он был передан Академии наук. В комнате устроили читальню, что возмущало О.Мандельштама, отдыхавшего здесь в 1928 г. Сейчас там бильярд и картины, вывезенные в 1945 г. из музеев Германии, замка Шарлотенбург и Потсдамской резиденции курфюрстов, а также картины из коллекции почётного академика Н.А.Морозова.
Посещал Узкое скульптор Павел Трубецкой. В 1900 г. он выполнил здесь работу "Дети Трубецкие", которая с 1949 года находится в Русском музее.
У всех строений усадьбы своя судьба. Узкому повезло: оно не было заброшено, каждое время давало ему какую-то новую жизнь. Оно не стало музеем, в нём по-прежнему находится санаторий, но церковь открыта для прихожан, а церковная община поддерживает своё хозяйство, что напоминает о далёком прошлом усадьбы.
|