Главная     Редакция     Архив     3(31)/2006  
 

В округах
(ФУНДАМЕНТ ЗАВТРАШНИХ ДЕЛ)

Библиотеки
(ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ)

Рядом с нами
("СКАЗКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОБРЫМИ")

Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ)

Память
(ЖИВОПИСЕЦ И ИСКУССТВОВЕД)

Возрождение жанра
("ЖИЗНЬ СТЕКЛА")

Московские адреса
(ЯСЕНЕВО)

К Международному дню театра
(ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ)

Из истории
(КАК ТЕАТР ПРИШЁЛ НА РУСЬ)

Театр
(ХУДРУК И ЕГО ТЕАТР НА ФОНЕ ЮБИЛЕЯ)

Театр
(ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ АНДРЕЙ СОКОЛОВ)

Увлечения
(ШАХМАТЫ ВЛАДИМИРА ЛАСУНСКОГО)

Культ личностей
(СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ - КОМПОЗИТОР)

Культ личностей
("ЧТОБ НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ МОЙ ЗАКАТ...")

Культ личностей
(ЧАРУЮЩИЙ МИР ЕЛЕНЫ ВОЛКОВОЙ)

ЯСЕНЕВО

Наталья СОСНОВСКАЯ

Мало кто знает, что районы Москвы, которые мы привыкли называть новыми, или современными, или даже, с оттенком пренебрежения, "спальными", имеют не менее богатую историю, чем и центр города. Так, село Медведково принадлежало предку знаменитого князя Дмитрия Пожарского (предок носил прозвище Медведок за высокий рост и походку вразвалочку) и много веков было родовой вотчиной князей Пожарских, а село Тропарёво было вотчиной сурожского гостя (Сурож - так называли город Судак гости-купцы) Фомы Тропарёва, Названия Химки и Ховрино имеют греческое происхождение. Тёплый Стан был местом стоянки для послов Золотой Орды на пути к Москве. А село Ясенево упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты XIV века.

Сегодня Ясенево - один из самых приветливых районов города: застройка 1970-х - 1990-х гг., лесные массивы, свежий воздух и рядом метро. Хотя можно довольно быстро добраться до центра города, но и там, в "спальном районе", есть уголок, который жители с удовольствием посещают. Так, на Пасху в небольшую церковь Казанской Богородицы невозможно попасть, а в выходные дни множество народа прогуливается у прудов. Это - усадьба Узкое.
     В контексте московской истории эту усадьбу знают лишь специалисты, она не является музеем, как Кусково или Останкино, но имеет не менее интересную историю. Есть здесь и памятники архитектуры. Почти целиком сохранился барский дом с флигелями, есть также конный двор и кузница, церковь, пруды и парк. Узкое, несомненно, относится к небольшим, уютным усадьбам, которые использовались для постоянного проживания, но при этом имели все возможные новшества в сельском хозяйстве. Правила устройства усадеб фиксировались в источниках. Вот что сказано, например, о назначении пруда в "Садовом словаре" конца XVIII века: "Пруд в некотором отдалении, на котором видны плавающие гондолы с парусами и разноцветными флажками и где птенцы невинно играют, придаёт жизнь и движение неодушевлённой массе строений". К барскому дому вела длинная, тенистая аллея, перед домом располагался парадный двор. Два флигеля предназначались для хозяйственных служб. Неотъемлемой частью усадьбы была церковь.
     Видимо, первым владельцем Узкого был боярин Стрешнев ~ глава Разрядного приказа. В 1690-е годы при нём был возведён интереснейший памятник архитектуры - храм Казанской Божьей Матери. Великолепный храм, с удивительной каменной иконой Богородицы. Строился он в стиле "нарышкинского барокко" и отличается удивительной стройностью, соразмерностью, красотой, тем более что находится на возвышении. В 1902 г. была проведена реставрация его интерьеров.
     Жилой усадебный дом был сооружён в 1770-х - 1980-х гг. при генерал-майоре А.Б.Голицыне. Его дочь, Мария Алексеевна Толстая, стала владелицей усадьбы с 1811 г. При содействии Екатерины II она вышла замуж за П.А.Толстого (в то время молодого военного, полковника, отличившегося при штурме предместья Варшавы oo Праги). Кстати, именно она упоминается в комедии Грибоедова "Горе от ума": "Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?". Её муж, граф Пётр Александрович, генерал от инфантерии, в 1812 г. возглавлял Низовой округ народного ополчения с центром в Нижнем Новгороде. Он серьёзно занялся усадьбой, особую роль сыграло его увлечение сельским хозяйством (вместе с женой он живёт в Узком постоянно). В 1820 г. было создано Императорское московское общество сельского хозяйства, возглавил его военный генерал-губернатор Москвы князь Д.В.Голицын, а граф П.А.Толстой стал его заместителем, т. е. вице-президентом. Второму вице-президенту, С.И.Гагарину, до 1862 г. принадлежала усадьба Ясенево... В 1821 г. вышел первый номер "Земледельческого журнала", к созданию которого Толстой был также причастен. В Узком появляются теплицы и оранжереи, а цветы были любимым увлечением графа. Всё это требовало немалых трудов и средств, ведь "под именем оранжерей разумеются здания, построяемые для содержания и воспитания иностранных растений, которые без помощи искусством произведённой теплоты здешней зимней стужи перенести не могут" - сообщалось в том же "Садовом словаре". Дальнейшие изменения коснулись усадьбы при последующих владельцах.
     В 1880-х годах это был егермейстер - князь Пётр Николаевич Трубецкой, который много лет занимал выборные посты сначала московского уездного, а затем и губернского предводителя дворянства. При нём усадьбу реконструировал архитектор и художник С.К.Родионов.
     Одна из дочерей П.Н.Трубецкого, Любовь Петровна Оболенская, очень интересно описала усадьбу своего детства: так и видится загородный пейзаж, деревянные ступени, семейство, и старики, и дети. В Узком собиралось интересное общество. Бывал там выдающийся философ Владимир Сергеевич Соловьёв. Он дружил с Сергеем Николаевичем и Евгением Николаевичем Трубецкими, профессорами Московского и Киевского университетов. 15 июля 1900 г. он приехал в Узкое уже тяжелобольным. В усадьбе до сих пор сохранилась комната, где умер Соловьёв. В 1922 г. усадьбу отдали под санаторий Центральному комиссариату по улучшению быта учёных, позднее он был передан Академии наук. В комнате устроили читальню, что возмущало О.Мандельштама, отдыхавшего здесь в 1928 г. Сейчас там бильярд и картины, вывезенные в 1945 г. из музеев Германии, замка Шарлотенбург и Потсдамской резиденции курфюрстов, а также картины из коллекции почётного академика Н.А.Морозова.
     Посещал Узкое скульптор Павел Трубецкой. В 1900 г. он выполнил здесь работу "Дети Трубецкие", которая с 1949 года находится в Русском музее.
     У всех строений усадьбы своя судьба. Узкому повезло: оно не было заброшено, каждое время давало ему какую-то новую жизнь. Оно не стало музеем, в нём по-прежнему находится санаторий, но церковь открыта для прихожан, а церковная община поддерживает своё хозяйство, что напоминает о далёком прошлом усадьбы.