Главная     Редакция     Архив     3(31)/2006  
 

В округах
(ФУНДАМЕНТ ЗАВТРАШНИХ ДЕЛ)

Библиотеки
(ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ)

Рядом с нами
("СКАЗКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОБРЫМИ")

Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ)

Память
(ЖИВОПИСЕЦ И ИСКУССТВОВЕД)

Возрождение жанра
("ЖИЗНЬ СТЕКЛА")

Московские адреса
(ЯСЕНЕВО)

К Международному дню театра
(ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ)

Из истории
(КАК ТЕАТР ПРИШЁЛ НА РУСЬ)

Театр
(ХУДРУК И ЕГО ТЕАТР НА ФОНЕ ЮБИЛЕЯ)

Театр
(ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ АНДРЕЙ СОКОЛОВ)

Увлечения
(ШАХМАТЫ ВЛАДИМИРА ЛАСУНСКОГО)

Культ личностей
(СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ - КОМПОЗИТОР)

Культ личностей
("ЧТОБ НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ МОЙ ЗАКАТ...")

Культ личностей
(ЧАРУЮЩИЙ МИР ЕЛЕНЫ ВОЛКОВОЙ)

ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ АНДРЕЙ СОКОЛОВ

Ирина Новикова

Его знают миллионы зрителей, но в то же время не знает никто. В каждой своей роли он всегда непредсказуем и потому интересен. Его своеобразная индивидуальность позволяет ему создавать образы яркие, совсем не похожие друг на друга, свидетельствующие о широте его актёрского диапазона.

Сознательному выбору Андреем Соколовым своего жизненного пути предшествовала учёба в Московском авиационно-технологическом институте (МАТИ), который он окончил одновременно с "инязом". Лишь потом будущий актёр закончил Щукинское училище и Высшие режиссёрские курсы (мастерскую В.В.Меньшова, художественным руководителем был В.Я.Мотыль). Всё это, по его мнению, дало очень хорошую "закваску" и помогло сформироваться необходимым творческой личности чертам характера, позволившим впоследствии преодолеть многие трудности и препятствия.
     Как известно, театральное училище имени Б.В.Щукина теснейшим образом связано с театром Вахтангова. Лучшие традиции вахтанговцев -любовь к форме, острой, прямой, но всегда внутренне оправданной, характерность, разнообразие жанров, смелость актёрских работ - по-своему проявляются в творчестве актёра и режиссёра Андрея Соколова.
     Сегодня он работает в Лейкоме и Театре Луны. Играет в спектаклях "Варвар и еретик" по роману "Игрок" Ф.Достоевского, "Две женщины" по комедии "Месяц в деревне" И.Тургенева (Ленком), "Таис сияющая" и "Диагноз: Эдит Пиаф" (Театр Луны, автор сценария и режиссёр-постановщик С.Проханов). В собственном театре "Ателье" он поставил спектакль "Койка" по пьесе современного драматурга А.Яхонтова.
     Если актёру есть что сказать, он не удовлетворяется текстами, написанными другими. Его тянет высказаться самому... Не все знают, что Андрей Соколов - не только актёр и режиссёр, но и автор отмеченных собственной поэтической интонацией стихов, а также романа "Новая русская леди". С недавних пор он ещё и ведущий программы "Только для мужчин" (ТВЦ).
     Для настоящего художника, каким является Андрей Соколов, в искусстве нет ничего второстепенного. Всё важно, всё должно быть совершенно. Среди множества сыгранных им ролей в театре и кино есть поистине незабываемые. Такие роли и составляют в конечном счёте непреходящую ценность театрального искусства, ставшего главной темой нашего с ним интервью.
     - Есть такой афоризм: "Необходимо самому сильно чувствовать, чтобы и другие чувствовали". Насколько он соответствует Вашим представлениям о природе актёрского искусства?
     Андрей СОКОЛОВ: Согласен вполне, но при этом возникает вопрос: насколько необходимо на самом деле пережить то, что тебе приходится играть. Понятно, например, что тебе вовсе не нужно кого-то душить, убивать, даже если приходится это делать на сцене. Другое дело - любую ситуацию можно представить. И здесь уже вступает в силу твоя фантазия. Чем творчески мощнее актёр, чем богаче его фантазия, тем он и разнообразнее в своих образных решениях той или иной роли.
     - Как известно, в искусстве превзойти великих можно только с их помощью. Кто из учителей Вам особенно дорог?
     А.С.: Прежде всего это Людмила Владимировна Ставская и Михаил Борисович Борисов, у которых я учился в Щукинском училище. Это и Дмитрий Фикс (с ним мы сотрудничаем на протяжении уже 5-ти лет), и Сергей Проханов, подаривший мне роль Македонского, и Зиновий Ройзман, и Владимир Мотыль... Я очень благодарен всем им. Но актёр учится всю свою жизнь. И я в этом смысле не исключение. Учусь даже у ребят, занимающихся в театральной студии "Маленькая Луна": смотришь на них и порой удивляешься их азарту, что в свою очередь даёт колоссальный стимул для дальнейшей работы.
     - Ваш Александр Македонский в спектакле Театра Луны "Таис сияющая" сочетает в себе одновременно силу и слабость. Наверное, это особая роль в Вашей жизни? Какие качества великого полководца Вам более всего импонируют?
     А.С.: Да, Вы правы, особая. Прежде всего потому, что сам Александр Македонский необычная личность, своими неоднозначными поступками и в настоящее время продолжающая вызывать к себе пристальный интерес. Таких ролей у меня на сегодняшний день, пожалуй, две. Это Македонский и главный герой (Он, Сын, Отец) в спектакле "Койка". Что касается всех остальных сыгранных в театре и кино ролей, то каждая из них чем-то интересна. Но по своему диапазону они уступают этим двум.
     Македонского Андрей Соколов играет блистательно, демонстрируя редкий дар перевоплощения. Создаваемый им на сцене образ - одно из прекрасных достижений этой постановки. Он создаёт характер многоплановый. Македонский подлинно образован, умён, философичен, наблюдателен, выражаясь современным языком, интеллектуален. Кроме того, он патриот, при этом - богат и влиятелен. Но, как и у всякой медали, в его личности есть и обратная сторона. Она скрыта от глаз общества, её видят лишь приближённые. Это такие черты, как холодность, расчётливость, жестокость, и вместе с тем в нём чувствуются твердость характера, сила, вера в собственную правоту. И каждый раз, встречаясь с Соколовым - Македонским, поражаешься тому, как актёру удаётся добиваться такой поразительной органики.
     - Аристотель, учитель Александра Великого, считал, что "подобно тому, как гимнастика развивает физические качества человека, так музыка способна воздействовать на его этическую природу"... Какую музыку Вы предпочитаете слушать?
     А.С.: И музыка, конечно, тоже, хотя, на мой взгляд, только лишь музыкой не обойдёшься. Что касается моих пристрастий в ней, то это - "от классики до джаза"... Музыка способна на многое.
     - В поставленном Вами спектакле "Койка" особенно порадовала внутренняя наполненность игры ансамбля актёров, заставляющая вспомнить психологический театр Станиславского. Крупнейший реформатор русского театра, он писал о том, что "без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества", которое есть "полная сосредоточенность всей духовной природы" актёра и режиссёра. Какие ещё качества необходимы, на Ваш взгляд, современному режиссёру?
     А.С.: Нельзя не согласиться с великим Станиславским. Режиссёру нужно всё, и желательно, чтобы он был сегодня ещё и продюсером по совместительству. Наше время, с которым ты не можешь не считаться, очень мало предоставляет возможностей для "чистого" (если можно так выразиться) творчества. Но сие не значит, что к этому не надо стремиться.
      "Койка" А.Яхонтова - психологически извилистая пьеса, требующая соответственно нового режиссёрского подхода. Она идёт, что называется, "на одном дыхании". И режиссёрское видение пьесы, его тяготение к философско-поэтическому осмыслению сценического материала, и постановочное решение (сценография А.Гаджиева, пластика Н.Андросова, костюмы А.Прохановой, музыка В.Дашкевича), и игра великолепного ансамбля актёров (С.Варчук, И.Чериченко, Я.Аршавская, Т.Солнцева) сделали этот спектакль событием столичной театральной жизни. По словам самого режиссёра-постановщика Андрея Соколова, "это трагифарс, игра в игре, это история жизни, история Одиночества в окружении таких же одиноких людей, которые любят других и не любят себя. Женские истории и история мужчины, оставившего след в жизни этих женщин. Это пять натянутых струн, которые могут в любой момент лопнуть".
     Ощутимо и стремление режиссёра с высоты театральных подмостков вести со зрителями важный и ответственный разговор: как должен жить человек, в чём он должен находить моральную опору и в чём тайна его духовной силы.
     - Согласны ли Вы с такой точкой зрения, что искусство - это своеобразная исповедь, а под видом исповеди - проповедь? Мне кажется, что к искусству актёра и режиссёра это относится в полной мере.
     А.С.: Наверное, этого можно достичь, если заниматься по-настоящему любимым делом. Но не всегда всё, что ты делаешь, может дойти до зрителей. Очень многое уходит как бы "в копилку", замыкается на тебе. И так, наверное, и должно быть, если ты выбрал актёрскую стезю. Но нельзя терять профессионализм. Напротив, с каждой ролью он должен крепнуть. Поэтому я убеждён в том, что надо что-то делать и стараться это делать хорошо или не делать этого вообще. Выбор достаточно прост и жесток...
     Актёр и режиссёр Андрей Соколов сегодня в пути. Думаю, не ошибусь, что ему подвластны любые жанры как в кино, так и на театральной сцене. Роль Александра Македонского и главного героя в спектакле "Койка" можно назвать его "звёздными вершинами". Но кто знает, на какие ещё вершины он сможет подняться?