Главная     Редакция     Архив     3(31)/2006  
 

В округах
(ФУНДАМЕНТ ЗАВТРАШНИХ ДЕЛ)

Библиотеки
(ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ)

Рядом с нами
("СКАЗКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОБРЫМИ")

Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ)

Память
(ЖИВОПИСЕЦ И ИСКУССТВОВЕД)

Возрождение жанра
("ЖИЗНЬ СТЕКЛА")

Московские адреса
(ЯСЕНЕВО)

К Международному дню театра
(ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ)

Из истории
(КАК ТЕАТР ПРИШЁЛ НА РУСЬ)

Театр
(ХУДРУК И ЕГО ТЕАТР НА ФОНЕ ЮБИЛЕЯ)

Театр
(ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ АНДРЕЙ СОКОЛОВ)

Увлечения
(ШАХМАТЫ ВЛАДИМИРА ЛАСУНСКОГО)

Культ личностей
(СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ - КОМПОЗИТОР)

Культ личностей
("ЧТОБ НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ МОЙ ЗАКАТ...")

Культ личностей
(ЧАРУЮЩИЙ МИР ЕЛЕНЫ ВОЛКОВОЙ)

СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ - КОМПОЗИТОР

Александра РАКОВА

Взгляд этого удивительного человека на мир нестандартен, а интересы и способности столь разносторонни и уникальны, что невольно вспоминается так стремившийся летать Леонардо да Винчи…

Искренняя и чистая вера в осуществление своей мечты помогает моему собеседнику в его работе. В любой области человеческой мысли и деятельности, где бы он ни трудился, открываются новые перспективы в познании мира, рождаются новые термины и понятия, итогом становятся открытия, необходимые людям и уже приносящие пользу человечеству. А он "идёт" дальше... за своей мечтой.
     На мои вопросы отвечает российский учёный, академик, врач от Бога, писатель, композитор Сергей КОНОВАЛОВ. Мы говорим об одной из граней его интереснейшей жизни - о его музыке.
     Сочинения композитора это "страстный танец" джаза и классики, романтики и симфонизма, дарящий зрителю любовь и красоту. В его ярких эмоциональных картинах ощущается открытый и искренний взгляд художника, стремящегося передать музыкой состояние души русского человека. В Петербурге на юбилейном концерте автора присутствовало 6 тысяч человек со всего мира. А в марте ожидается его приезд в Москву.
     - Сергей Сергеевич, происходит ли в Вашей музыке с течением времени "движение вперёд"?
     - Если автор сердцем чувствует и понимает настроение людей в своей стране, то это находит выражение в его творчестве. Музыка, рождающаяся в душе композитора, отражает не только его личные заботы и проблемы. Она передаёт и то, как автор воспринимает сегодняшнюю окружающую его жизнь. Живёт и развивается страна - и моя музыка движется вперёд!
     Только в 2004 году я решился на публичное исполнение своих произведений в рамках концертных программ. Долгие годы я молчал, играя и сочиняя для себя. Мне казалось, что мои мелодии не вписываются в музыкальную атмосферу страны. Ведь я слушаю музыку, смотрю телевизор и вижу то, что происходит сегодня...
     С дирижёром Юрием Крыловым (музыкальный руководитель государственного театра "Мюзик-Холл") мы создали свой симфонический оркестр под названием "Санкт-Петербург 2004". Посмотрев ноты с моими сочинениями, Юрий воскликнул: "Серёжа, ты же - русский Легран! Я готов работать!". Прошли первые репетиции, и я услышал свои, зазвучавшие в оркестровом исполнении произведения. Оказалось, что и музыкантам это интересно... А теперь аншлаг на наших концертах говорит о том, что моя музыка людям близка, потому что она живая, отражающая настроение слушателя и саму жизнь!
     Бог дал мне возможность быть композитором, и я стараюсь музыкой возродить в людях любовь. И мне хочется, чтобы живая музыка входила в жизнь людей. Я надеюсь, что это пробудит общество, находящееся сейчас в каком-то тупике, музыкальном тупике. Наш симфонический оркестр выражает и любовь музыкантов, берущих в руки инструменты, и мою любовь. "Грусть", "Рассвет", "Признание" и "Шторм", отражающий удивительное настроение счастья и безграничную страсть любящих людей, - это различные грани чувства любви. И оно есть в каждом человеке!
     - Если бы Вы преподавали, то какую музыкальную дисциплину выбрали бы?
     - Я вёл бы класс композиции, но... будучи уже умудрённым жизнью! Отобрав одарённых ребят, я учил бы их не самой технике композиции, а рассказывал бы о том, почему Бетховен сочинил, например, "Лунную сонату" и в каком творческом и эмоциональном состоянии он находился в момент её написания. Чем отличается классическая музыка? Она пробуждает в человеке желание думать - она всегда незавершённая. Мои симфонии незавершённые... После прослушивания классики в человеке пробуждаются и его настроения, и страсти, и ещё многое-многое. Такая музыка остаётся в человеке, звуча в каждом по-своему.
     Поэтому я бы пробуждал в ребятах желание передать своё состояние через музыку; не ставил бы оценок. Вспомните, что большинство или практически все гениальные композиторы, поэты высочайшего уровня, выдающиеся ученые - это, как правило, люди, не вписывавшиеся ни в какие рамки.
     В своё время при поступлении в Военно-медицинскую академию я вместе с другими офицерами проходил психологическое тестирование. И после этого единственный был вызван к начальнику факультета -генералу. Группа психологов посчитала, что я не вписываюсь в стандарты офицеров и думаю как-то по-другому. Но генерал оказался более проницательным...
     На мой взгляд, учить композиции стандартами ни в коем случае нельзя. Иначе случится то, что уже происходит в России и других странах: стандартный выпуск в вузах каждый год. Консерватории выпускают композиторов, а мы их не видим. Среди сегодняшних российских музыкальных знаменитостей большинство композиторов "стандартные". Музыкант же рождается не потому, что пришёл в консерваторию на композиторский факультет. Нестандартность композитора заключена в тех способностях, что изначально заложили в нём природа и Бог! Образно выражаясь, чтобы молодое дерево выросло мощным, его нужно поливать и свет ничем не загораживать. Как только мы начнём отрезать ему ветви, т.е. как только начнём говорить: "Это неправильно, а здесь - стандарт...", получим серую массу. Но вседозволенность тоже ни к чему хорошему не приводит. Специализированное музыкальное образование должно быть обязательным для будущего профессионала.
     У нас считается, что профессиональный композитор - тот, кто зарабатывает деньги на своей музыке. Я думаю, что профессионализм автора заключается в его умении и мастерстве творчески выразить явления, происходящие в стране и на планете. И рождённая им музыка или трогает, или не трогает сердца людей. Поэтому, если бы я преподавал на композиторском факультете, то учил бы студентов искусству воплощения своих чувств, переживаний, эмоций в музыке.
     - Каковы Ваши музыкальные приёмы воплощения этого?
     - Когда музыка "пришла", её нужно немедленно записать. Потом мелодию будет трудно вспомнить, а значит, её можно потерять. Как правило, у любого профессионального музыканта есть свои наработанные приёмы, используемые им в творческом процессе. Поэтому, когда идёт мелодия, её нужно просто и "записывать мелодией". При этом не надо включать левую (аккордовую) руку, чтобы не испортить того, что к вам пришло.
     Лучше всего сочинять музыку, не садясь за инструмент, записывая её вначале на нотный стан. Именно так делаю я. После, когда музыка записана, я уже с нотами подхожу к инструменту. Но для этого, конечно, надо иметь внутренний слух.
     - Расскажите, пожалуйста, о своей симфонической музыке.
     - У меня много симфоний, но ни одна из них не завершена. Дело в том, что моё отношение к такой музыке - это отношение современного композитора к современному человеку. Сегодня состояние слушателя таково, что он не выдержит масштабного произведения, написанного по классическим канонам. А мне хочется, чтобы люди чувствовали в симфонии не только одно настроение. Поэтому я стремлюсь передать музыкой все краски окружающего мира в его бесконечной красоте! И скорее всего современная симфония не должна быть завершённой...
     В 1987 году в Петербургском спортивно-концертном комплексе я, сидя за инструментом на сцене, показывал Софии Ротару часть своих произведений. В это время там готовились к олимпиаде в Калгари знаменитые на весь мир чемпионы мира, Европы, страны - фигуристы Олег Макаров и Лариса Селезнёва. Услышав музыку, они подошли ко мне. Мы познакомились. Для их олимпийской программы буквально за ночь я сочинил симфоническое произведение "Поток". И так удивительно получилось, что музыка полностью вписалась в их программу и по времени, и по техническим элементам (повороты, прыжки)! Произведение понравилось. Я оркестровал его. Вскоре оно было записано с участием оркестра Ленинградского радио и телевидения им. Соловьёва-Седого под управлением С.Горковенко. "Поток" прошёл по всему миру: он звучал не только на Всемирной олимпиаде в Калгари, но и на Чемпионате страны в Ереване, Чемпионате Европы в Вене, Чемпионате мира в Праге.
     - Как бы Вы продолжили фразу "Счастье - это..."?
     - Счастье ~ это постоянная неудовлетворенность собой. Это - непрестанное стремление к новым и новым открытиям своих возможностей. Это - состояние наполненности мечтой, желаниями, нереализованными идеями, неудовлетворённость сделанным, предвкушение или ожидание любви и сама любовь, бушующие страсти, требующие удовлетворения, это... Счастье - постоянное движение мысли, устремлённой в будущее... Но неудовлетворенность, желание что-то сделать и реализовать себя - это не состояние метаний и суеты сует... Счастливый человек - самодостаточный человек, которому хорошо и не скучно оставаться наедине с собой.
     - Вы посвящаете кому-то свою музыку?
     - Композицию "Признание" я посвятил своей жене - любимой Тоне. Для меня образ любимой - это, конечно, она. И, наверное, в любом моём произведении есть частичка любви к ней.
     - Что сегодня может гарантировать симфонической музыке успех у публики?
     - Искренность и честность автора, живущего в своём родном городе, среди людей своей страны, и "искренность" его музыки, отражающей жизнь.
     Мои произведения "рождаются" благодаря впечатлениям от увиденного и услышанного, после встреч с разными людьми и после пребывания на природе. Например, на берегу моря "родился" "Шторм" - финал одной из моих симфоний. Мне как композитору и человеку хочется, чтобы как можно больше людей возрождалось, становясь счастливее и благодаря музыке...
     Но если мелодии автора рождаются вне общества и страны, их не воспринимают. Например, яростное и атакующее настроение музыки дискотек, не пробуждая настоящих чувств в людях, превращает их в толпу. Говорят, что это - адреналин. Да, но какой? Это - адреналин разрушения и агрессии.
     А искренняя музыка, объединяя людей атмосферой любви, одновременно делает каждого человека личностью, пробуждая в нём его удивительное настроение и переживание. Именно таким свойством обладает симфоническая музыка. В человеке рождаются и любовь, и свет, и желание. В нём пробуждается даже юмор! А это то, чего нам всем сегодня не хватает. Поэтому симфоническая музыка - это адреналин созидания и возрождения!