Главная     Редакция     Архив     5(57)/2008  
 

Cобытие
(НОВЫЙ ПРАЗДНИК КУЛЬТУРЫ)


Концепция
(К 200-ЛЕТИЮ Н.В.ГОГОЛЯ)


Наши интервью
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ)


Год семьи
(ОБРАЗОВЫВАЯ УМ, ВОСПИТЫВАЕМ ДУШУ)


Очаги культуры
(ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЖЕМЧУЖИНКУ»)


Очаги культуры
(МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ)


В округах
(КУРС – «НОРД-ВЕСТ»)


Музеи
(ЭСКАДРА ПАМЯТИ)


Музеи
(ХРАНИТЕЛИ МИРА ПАУСТОВСКОГО)


Музеи
(КУЛЬТПОХОД НА ПЕТРОВКУ, 25)


Театр
(«ИГРАЕМ ШЕКСПИРА, ЧИТАЕМ БРОДСКОГО»)


Наше наследие
(В ЗЕРКАЛЕ ЦЕРЕМОНИАЛА)


Культ личностей
(ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ)


Культ личностей
(СЕЯВШИЕ ХЛЕБ СЕЯЛИ СВЯТОСТЬ)


Юбилеи
(В ПОРЫВЕ СКОРБИ ЖИВОТВОРНОМ)


ЭСКАДРА ПАМЯТИ

Оксана БУБЛИК

Москва внесла большой вклад в развитие Российского флота. Многие корабли заслуженно носили и носят её имя. Достойные тому свидетели - атомные подводные лодки "Даниил Московский" и "Юрий Долгорукий". В последние годы города и регионы России поддерживают тесные связи с подводными лодками и их соединениями. Москва, как и положено столице, подаёт в этом деле пример.

Южный административный округ шефствует над соединениями подводных лодок "Русь". Москва стала родиной многих прославленных моряков-подводников, кораблестроителей и конструкторов, и сегодня московские юноши служат на подводных ракетоносцах ВМФ.
     Поддержав обращение ветеранов ВМФ, мэр Москвы Ю.М.Лужков в 2003 году подписал постановление о создании в Москве Культурно-мемориального комплекса истории Военно-Морского Флота России. Разместить комплекс было решено в акватории Химкинского водохранилища на территории парка "Северное Тушино".
     Первой прибыла на место дизельная подводная лодка Б-396. Субмарины этого класса, построенные на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде, несли службу на Балтийском, Северном и других флотах, а затем некоторые из них были переоборудованы в музеи, как и переданная Москве лодка Б-396. Осенью 2000 года она была доставлена полярным буксиром в Северодвинск. Там для удобства будущих экскурсантов был сделан новый вход-тамбур на правом борту, арочные проходы между отсеками, которых не бывает на действующей боевой лодке, расширен коридор в жилом отсеке, установлены удобные перила и оборудован класс для учебно-лекционной работы. Проект предусматривал ряд уникальных достоинств: повышенную пропускную способность при гарантированной безопасности посетителей, комфортные условия посещения для инвалидов и людей с ослабленным здоровьем.
     Преображение лодки завершилось летом 2003 года. В августе Б-396 отправилась в свой последний переход к месту вечной стоянки по маршруту Северодвинск - Москва. В столице она официально обрела новый статус, превратившись в Государственное учреждение культуры города Москвы "Подводная лодка-музей" под руководством генерального директора Александра Ивановича Искры.
     Открытие нового музея 26 июля 2006 года провели Ю.М.Лужков, Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.В.Масорин, председатель Комитета по культуре города Москвы С.И.Худяков, префект СЗАО В.А.Козлов, депутаты Государственной и Московской Дум, руководители ПО "Севмаш", ветераны-подводники. На открытие съехались гости из регионов России, не пропустило, конечно, такой день и младшее поколение - кадеты морских корпусов и юнги Клуба моряков "Бригантина".
      "Подводная лодка-музей" полностью оправдала ожидания. За год здесь успевает побывать около 100 тыс. экскурсантов, в основном юных, экскурсии расписаны на два месяца вперед. Ребятам здесь есть на что посмотреть, а кто-то наверняка уходит отсюда с готовым ответом на знаменитый вопрос "Кем быть?". В музее за 45 минут, что длится экскурсия, можно получить незабываемые впечатления. На особый лад настраивает уже один вид чёрного, торпедо-образного корпуса лодки у причала, с развевающимися наверху флагами. Для полного восприятия внешнего вида лодки она установлена на подводное гидротехническое основание, что приподняло её на 4 м и открыло для обозрения винто-рулевой комплекс. Пройдя по каменной дорожке и переступив порог музея, попадаешь в другой мир.
     Неподготовленного посетителя обилие приборов поначалу заставляет почувствовать себя пассажиром космического корабля. Двухпалубная лодка разделена на 7 отсеков. В 1-м (он находится в носу лодки) экскурсантов встречает полный "костюм" подводника для выхода из лодки в аварийных ситуациях, расположившийся под торпедным аппаратом. Торпедных аппаратов здесь шесть, они окружены механизмами, среди которых приборы проверки ввода данных и устройство быстрого заряжания. На стеллажах по левому борту можно увидеть и сами торпеды. В центре отсека висит колокол-рында, который сообщал морякам о начале и конце вахты и созывал их на обед во время стоянок лодки. Теперь рында трёхкратным звоном приветствует гостей музея.
     Во 2-м отсеке, жилом, находятся каюты командира лодки и офицеров, каюта судового врача, изолятор, кают-компания и буфетная. Каюты снабжены прозрачными дверями, через которые прекрасно видна обстановка: подвесная кровать, радио и ряд книг на полке в офицерской каюте; длинный стол в кают-компании, который в случае надобности легко превращается в операционный благодаря укреплённым над ним софитам.
     3-й отсек - место вахты тех, кто отвечает за управление лодкой. Здесь расположены: центральный пульт управления, рабочее место командира БЧ-5, боцмана и штурмана, рубка радиолокации. В штурманской рубке за столом перед приборами сидит сам штурман - манекен в морской форме. В этом же отсеке установлены перископы, один из которых редназначен для наблюдения за обстановкой, другой помогает определять местоположение лодки. Сейчас перископы подняты и закреплены в верхнем положении.
     Верхняя палуба 4-го отсека, который раньше был спальным помещением для матросов, превращена в выставочный зал - маленький музей истории развития дизельных подлодок. Вдоль правого и левого бортов здесь протянулись подсвеченные витрины с экспонатами. Один из них - макет самой лодки в масштабе 1:40. Рядом с ним выставлены макет и план всего музейно-мемориального комплекса на набережной водохранилища с изображением будущих построек: главного здания комплекса у причала лодки-музея и часовни в память о выдающемся русском флотоводце адмирале Ф.Ф.Ушакове.
     В следующих, 5-м и 6-м, отсеках видны дизель и электродвигатель правого борта с обслуживающими системами, линиями валопровода и щитами управления. В последнем 7-м, кормовом, отсеке оборудованы спальные места команды, показаны общекорабельные системы и устройства, например приводы управления рулей.
     Во всех отсеках музея установлена видео-техника для демонстрации коротких фильмов об истории флота, о работе отдельных видов оборудования и вооружения.
     Подлодка стала, так сказать, только первой ласточкой. Музейный комплекс пополнился ещё 2-мя уникальными экспонатами: по решению Правительства Москвы из Каспийска в Тушино доставили морской боевой транспортно-десантный экраноплан "Орлёнок" и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке "Скат". Теперь взгляду посетителя, спускающегося от улицы Свободы на набережную водохранилища, открывается целая маленькая эскадра разнородных сил ВМФ, составленная из экспонатов, которые не имеют аналогов в мире.
     Экраноплан - уникальное воплощение фантазии учёных и конструкторов, некий симбиоз самолёта и корабля. В отличие от гидросамолетов он может перемещаться не только над водной поверхностью, но также и надо льдом, над тундрой. Экраноплан "Орлёнок" приплыл на буксире в столицу в июне 2007 года. За несколько месяцев, которые он провёл на временном постаменте, его корпус отреставрировали, нанесли на обшивку специальное защитное покрытие. Теперь идут работы внутри экраноплана, который, как и катер "Скат", разделит судьбу своей соседки, подлодки, став музеем. В "Орлёнке" планируется разместить стенд виртуального пилотирования (можно заранее представить восторг посетителей, особенно мальчишек!) и оформить экспозицию, посвящённую истории отечественного экранопланостроения, которая, конечно, расскажет и о судьбе "Орлёнка" - последнего из 4-х уникальных водных аппаратов. Открытие экраноплана-музея ожидается в нынешнем году.
     ГУК "Подводная лодка-музей" со времени своего основания ведёт активную научную, выставочную и общественную деятельность. Коллекция пополнилась военно-морскими флагами, макетами подлодок русского императорского флота, дизельных и атомных подводных судов советского времени. Экспонаты и материалы приходили в коллекцию как из различных организаций, музеев ВМФ, так и благодаря частным коллекционерам. До постройки здания музейно-мемориального комплекса фонды музея хранятся в его штаб-квартире, на улице Водников, где несёт свою вахту команда ГУК, в состав которой сейчас входят 90 человек.
     За 5 лет работы ГУК провело около 30 выставок в Москве и Петербурге. Были организованы выставки "Курсом доблести и славы", "Меридианами мужества и воинской доблести", прошедшие в Выставочном зале "Тушино", Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Центральном музее Вооружённых Сил, Кадетском корпусе имени Героев Севастополя.
      "Подводная лодка-музей" ежегодно представляет свою экспозицию в ЦВЗ "Манеж" в рамках выставки, посвящённой культурному наследию Москвы. Во время выставок для посетителей открывается настоящая художественная галерея: демонстрируются многочисленные живописные работы, скульптурные портреты прославленных моряков-подводников, гравюры и фотомонтажи. В нынешнем году выставки в основном посвящены 50-летию атомного подводного флота.
      "Мы хотим, чтобы как можно больше людей узнало об этой дате, которая в историческом плане оставалась не очень известной, - говорит заместитель директора музея Сергей Иванович Майсевич. - Люди знают об атомных подводных лодках, но слабо представляют, когда всё это началось". Первая выставка проходила в зале "Тушино", вторая открылась 19 марта нынешнего года, в День подводника, в Культурном центре Вооружённых Сил на Суворовской площади.
      "Подводная лодка-музей" много работает с молодёжью - как с кадетами, которые уже выбрали путь служения в рядах ВМФ и углубленно изучают его историю и основы моделирования судов, так и с обычными школами, где усилиями преподавателей и ребят организованы музеи с военно-морской тематикой. Такие школы ГУК поддерживает методическими материалами и экспонатами, устраивает там собственные выставки к юбилейным датам, а в ответ с удовольствием принимает у себя на лодке новые группы юных экскурсантов, интересующихся подводным флотом.
     Одним из наиболее значимых мероприятий музея стал организованный в 2007 году общероссийский слёт командиров и членов экипажей подлодок проекта 641Б. Идея родилась у сотрудников ГУК после встречи с одним из прежних командиров самой лодки-музея. Круг подводников тесен, уходя в запас, они не прощаются и не теряют друг друга из вида. Проект оказался успешным: кроме подводников, служивших на лодках 641Б, на встречу приехали представители действующего флота и префектуры Северо-Западного округа, а также кадеты и школьники. Слёт заслужил самые тёплые отзывы моряков. В марте нынешнего года состоялся второй слёт, и традиция будет продолжена.
     Процесс становления всегда сложен, подводной лодке-музею предстоит решить ещё ряд важных вопросов в связи с созданием мемориального комплекса ВМФ в Тушине. Работа трудная, но интересная и благородная. Генеральный директор музея Александр Иванович Искра и сотрудники ГУК уверены: их музей служит патриотическому воспитанию молодёжи и, несомненно, станет одним из самых престижных музеев мира.