Главная     Редакция     Архив     5(57)/2008  
 

Cобытие
(НОВЫЙ ПРАЗДНИК КУЛЬТУРЫ)


Концепция
(К 200-ЛЕТИЮ Н.В.ГОГОЛЯ)


Наши интервью
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ)


Год семьи
(ОБРАЗОВЫВАЯ УМ, ВОСПИТЫВАЕМ ДУШУ)


Очаги культуры
(ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЖЕМЧУЖИНКУ»)


Очаги культуры
(МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ)


В округах
(КУРС – «НОРД-ВЕСТ»)


Музеи
(ЭСКАДРА ПАМЯТИ)


Музеи
(ХРАНИТЕЛИ МИРА ПАУСТОВСКОГО)


Музеи
(КУЛЬТПОХОД НА ПЕТРОВКУ, 25)


Театр
(«ИГРАЕМ ШЕКСПИРА, ЧИТАЕМ БРОДСКОГО»)


Наше наследие
(В ЗЕРКАЛЕ ЦЕРЕМОНИАЛА)


Культ личностей
(ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ)


Культ личностей
(СЕЯВШИЕ ХЛЕБ СЕЯЛИ СВЯТОСТЬ)


Юбилеи
(В ПОРЫВЕ СКОРБИ ЖИВОТВОРНОМ)


ОБРАЗОВЫВАЯ УМ, ВОСПИТЫВАЕМ ДУШУ

Светлана КАЛЬНИК

Лаконичный и выразительный рисунок - четыре ладошки: две взрослых и две детских - уже привычен для глаза. Это символ Года семьи, каким стал год 2008-й.

Сомнения некоторых, а стоило ли объявлять Год семьи сразу вслед за Годом ребёнка, оказались напрасными. Более того, работа, начатая больше года назад, плавно и закономерно "перетекает" в новые программы, которые словно приобретают черты взросления. А решение Правительства столицы продлить Год ребёнка до 2017 года придаёт начатой работе особую весомость. Тоненькая, ярко оформленная брошюра называется "Детские библиотеки Москвы в Год семьи". Мы снова говорим о Книге. Почему?
     Более 20-ти лет назад замечательный советский писатель Юрий Нагибин писал: "Книга - чудо ещё и потому, что в самой невзрачной обложке, в самом мизерном виде она может аккумулировать в себе энергию, перед которой меркнут все адовы силы плутония или стронция. Книга движет историю, направляет общественную жизнь и народное чувство, формирует человека. И когда книга - в силу тех или иных причин - перестаёт играть положенную ей судьбоносную роль, а нечто подобное уже случилось на Западе и отдалённо грозит нам, становится очень тревожно за будущее…".
     Уже в самом начале перестройки Ю.Нагибина тревожили первые признаки равнодушия и безразличия к книге. "…Лукавое око телевизора всё уверенней превращает читателей в зрителей, - писал он, - а это плохо, очень плохо, ибо поп-культура никогда не заменит истинной культуры, носителем которой является книга".
     Всё чаще с самых высоких трибун звучат речи о том, что сегодняшней России, как никогда раньше, необходимы творческие люди, обладающие высокой культурой и интеллектом, способные двигать страну вперёд, поднимать её престиж, возрождать былую славу, что нужны граждане, готовые служить Отечеству и его процветанию. И именно чтение должно помочь воспитать таких людей. Книга даёт человеку с детских лет возможность впитывать духовный опыт поколений, народов, времён. Что, как не книга, обогащает знаниями, вводит в социальную жизнь, регулирует и даже страхует ребёнка, когда рождается его мировосприятие. И она же даёт ему возможность познать и выразить себя в Слове.
     В последние два десятилетия резко упала языковая культура, что особенно ярко выражается у подрастающего поколения. Своеобразной нормой их речевого общения становится огрубление и упрощение в использовании слов. Да и сам словарный запас оскудевает буквально на глазах. Когда-то мы весело смеялись над небезызвестной героиней Ильфа и Петрова Эллочкой-людоедкой. Сегодня таких "эллочек" и женского, и мужского рода встретишь буквально на каждом шагу. Прислушайтесь, как говорят в вагоне метро подростки: сплошные "классно", "прикольно"… На любой случай готово прилипшее к языку клише.
     Как известно, именно родной язык всегда определял и определяет нравственное здоровье нации и её интеллектуальное развитие. Вряд ли кто не согласится с тем, что языковая культура русского человека с такими ключевыми понятиями, как честь, достоинство, совесть, подвиг, служение Отечеству, передаётся в виде наследственной памяти, отражённой в книге. Эта память через чтение переходит от поколения к поколению. Чтение в нашей стране никогда не было просто грамотностью, т. е. умением читать и писать. Чтение всегда несло в себе нравственность, духовность, воспитание. Лучшие книги формировали идеалы, указывали дорогу к добру и свету.
     Впрочем, сегодня приходится говорить и о грамотности как таковой. Вспомним слова Д.Писарева: "Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех, которые умеют читать". Конечно, он имел в виду не того, кто из букв научился складывать слова. А тех других, для кого умение читать всегда было работой ума. Но и первых сегодня, к сожалению, немало.
     Социологические исследования выявляют неприглядную картину: уже по меньшей мере в двух поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Многие родители вообще не задумываются о том, что сегодняшний успех их детей, их будущая судьба во многом зависят от того, читают ли они вообще, а также что и как читают. Интересно, что опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала, т.е. капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.
      "Человеческий капитал" - термин прагматический. Но он вошёл в деловую лексику современной России. Впрочем, это вполне естественно. Как и финансовый, человеческий капитал, базирующийся на чтении, способен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться, и от этого его не убудет. Тот, кто обладает таким капиталом, быстрее добивается общественного признания, у него развита речь и он, конечно же, более востребован и успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.
     Чтение имеет особое значение для России. Вспомним, что Советский Союз считался самой читающей страной в мире. Его называли духовной лабораторией человечества. Чтение для русской культуры - это продвижение личности к высокому духовному опыту человечества. Читающий человек сопереживает вместе с литературным героем и тем самым одухотворяет и возвышает свой внутренний мир. Об уникальной силе чтения написаны сотни томов. Можно назвать не один десяток знаменитых людей, которые стали таковыми благодаря любви к книге и непрерывному самообразованию опять же через неустанный труд, каким является чтение. И любовь к книге у них была с детства.
     Что же способствует развитию интереса у ребёнка к чтению? Безусловно, читающая семья и отношение к книге в доме. "Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души". Эти слова принадлежат Цицерону. Как образно и точно!
     Вспомним ещё одно имя - Николай Александрович Рубакин. Не одна сотня лет отделяет жизни Цицерона и Рубакина на земле. Но они словно продолжают давно начатую беседу. "Чтение - только начало, творчество жизни - вот цель", - сказал в начале прошлого века наш знаменитый соотечественник. Он считал, что "слово, фраза, книга есть возбудители, а не передатчики чужой мысли". Чтение, по его мнению, - деятельность по генерации собственных мыслей с помощью мыслей автора.
     Всё чаще с трибун профессиональных встреч, совещаний и конгрессов звучат высказывания о падении интереса к чтению и его качества у нас в стране! И в решении этой проблемы значительную роль должны играть прежде всего родители, семья, конечно, в одном ряду со школой и библиотекой. Но всё начинается с дома, в котором живёт ребёнок. Именно родители являются "начальными руководителями детского чтения". Наверное, настало время всерьёз заняться ликвидацией неграмотности самих родителей в этой области воспитания.
     Обратимся к той брошюре, о которой было сказано в начале статьи. Какова же основная цель Года семьи в Москве? Это повышение престижа института семьи, развитие и сохранение семейных традиций, содействие в решении жизненных проблем семьям с детьми, развитие системы семейных форм воспитания. Можно и более образно охарактеризовать
     Год семьи, как это уже сделали работники московских детских библиотек совместно с Департаментом культуры города, - это:
     - Год семейного чтения;
     - Год информационной поддержки семьи;
     - Год интеллектуального досуга;
     - Год благотворительности и доброты;
     - Год правовой и психологической поддержки семьи;
     - Год здорового и активного образа жизни.
     Всё-таки есть у нас люди, которым по плечу решение всех тех проблем, которые волнуют и тревожат общество. Они не ждут их решения в глобальном масштабе, а ищут и находят возможности каждый на своём месте.
     Это они придумали и немало конкретных дел по спасению книги как средства просвещения и воспитания. Например, "Дни информации: "Книга - лучший друг семьи", "Семья - твой островок безопасности", "Читаем всей семьей", которые проходят в детских библиотеках №№ 130, 137, 143 ЦБС № 1 ЮАО. А другие устраивают "Родительские субботы", "Библиотечные уроки для всей семьи" и ещё много всего, не менее интересного.
     Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежат слова, которые мы, взрослые, никогда не должны забывать: "Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".