Главная     Редакция     Архив     5(57)/2008  
 

Cобытие
(НОВЫЙ ПРАЗДНИК КУЛЬТУРЫ)


Концепция
(К 200-ЛЕТИЮ Н.В.ГОГОЛЯ)


Наши интервью
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ)


Год семьи
(ОБРАЗОВЫВАЯ УМ, ВОСПИТЫВАЕМ ДУШУ)


Очаги культуры
(ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЖЕМЧУЖИНКУ»)


Очаги культуры
(МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ)


В округах
(КУРС – «НОРД-ВЕСТ»)


Музеи
(ЭСКАДРА ПАМЯТИ)


Музеи
(ХРАНИТЕЛИ МИРА ПАУСТОВСКОГО)


Музеи
(КУЛЬТПОХОД НА ПЕТРОВКУ, 25)


Театр
(«ИГРАЕМ ШЕКСПИРА, ЧИТАЕМ БРОДСКОГО»)


Наше наследие
(В ЗЕРКАЛЕ ЦЕРЕМОНИАЛА)


Культ личностей
(ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ)


Культ личностей
(СЕЯВШИЕ ХЛЕБ СЕЯЛИ СВЯТОСТЬ)


Юбилеи
(В ПОРЫВЕ СКОРБИ ЖИВОТВОРНОМ)


КУЛЬТПОХОД НА ПЕТРОВКУ, 25

Наталья РОГИЛО

Я никогда не бывала раньше в Музее современного искусства. Может быть, поэтому, отправляясь туда, очень сомневалась, что меня, поклонницу Сурикова и Брюллова, тронут полотна из рыбьих хвостов под луковой шелухой или какие-то геометрические фигуры. Но любопытство сильнее скепсиса.

И вот я уже тяну на себя тяжёлую дверь музея на Петровке, 25. В фойе хор "исполняет" в честь меня гимн. На самом деле это полиптих Марии Кулагиной, выполненный из оргалита и гипса. Настолько правдоподобны человеческие фигуры, почти отделившиеся от стены, что захотелось поверить, что они живые.
     Очень скоро меня встречает молодой экскурсовод Татьяна Багаева.
     - Наш музей разместился в старинном особняке купца Губина, построенном для него архитектором Матвеем Казаковым (конец XVIII века), - начала Татьяна. - Создателем и первым директором музея в 1999 году стал Зураб Константинович Церетели. Он не случайно поместил авангардную коллекцию в классицистические старинные интерьеры. Авангард, как известно, отрицает традицию, но не перестаёт оглядываться на неё - даже отвергая и ниспровергая, он воспринимает её как некую точку отсчёта и источник творческих поисков.
     Мы идём по коридорам музея. Татьяна то и дело обращает моё внимание на экспонаты. В её голосе особые интонации. Словом, так говорят люди, которые очень любят свою профессию.
     Я радуюсь изображению Моны Лизы. Она в каждом кадре огромной ленты, протянутой через весь зал.
     - Это инсталляция известного современного художника Георгия Пузенкова, - рассказывает экскурсовод, - Его творчество основано на переосмыслении классического наследия с использованием новейших передовых технологий.
     Мягкая скамеечка очень кстати. Присев на неё, можно долго любоваться Джокондой в современном исполнении.
     - Вот здесь бывший классический бальный зал, - поясняет Татьяна, - сохранилась даже антресоль для оркестра. Здесь мы проводим мероприятия и всевозможные действа.
     - А как же привычная музейная тишина и созерцание?
     - Театральные представления помогают глубже понять творчество того или иного художника. Например, скоро у нас состоится премьерный спектакль "Путешествие квадратика". Это - мультимедийное действие Тотального театра Вячеслава Колейчука, который занимается изучением наследия исторического авангарда.
     - Татьяна, современное искусство очень сложно и противоречиво. Чтобы понять его, нужна подготовка?
     - Мы строим нашу работу на основе интерактивности. Экскурсовод не просто информирует о произведениях искусства, а налаживает диалог с посетителями, обращаясь к их ощущениям и жизненному опыту. Мы делимся своим пониманием произведения, гость - своими впечатлениями. Так рождается определённый вывод.
     Наша экскурсия продолжается. Кажется, что каблучки Татьяны не касаются пола. Можно сказать, что каждый день эта девушка дышит воздухом искусства. Выбор в пользу музеологии ею был сделан сразу после школы: Российский государственный гуманитарный университет. В Музее современного искусства Татьяна Багаева уже 4-й год. Сначала была просто экскурсоводом, а теперь она заместитель начальника отдела научной популяризации искусства.
     - У нас в музее работают очень известные искусствоведы, - говорит Татьяна. - Для меня первое время было огромным удовольствием слушать, как они ведут экскурсии, анализируют, интерпретируют. Я помню свою первую экскурсию. Очень волновалась, страшно боялась публики. Постепенно этот барьер был преодолён. Хотя для меня и сейчас каждая новая экскурсия, каждый новый выход - как премьера. Все наши экскурсоводы стараются отдать частичку своей души людям.
     Мы в зале с творческим наследием Казимира Малевича. Здесь автор знаменитого "Чёрного квадрата" предстаёт перед нами с глубокими размышлениями о миссии человека на земле. Очень интересна его крестьянская серия картин, в которой он воспел гимн труду.
     В следующем, большом, зале музея представлены полотна художников объединения "Бубновый валет": Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, известного своими пейзажами с видами древних храмов Москвы. Здесь же мы долго и с удовольствием рассматриваем картины Марка Шагала.
     …Необыкновенный скрипач как бы парит над родным городом художника - Витебском. Ощущение - будто посредством своей музыки он связан с Богом, с высшим началом... А это - уже частичка личной жизни Марка Шагала - портрет любимой девушки. Мастер подарил ей этот портрет перед её депортацией из страны. И уже в 70-х годах Зураб Церетели совершенно случайно нашёл портрет шагаловской девушки на одной из кухонь Тбилиси. Далее судьба картины не менее любопытна. Зураб Константинович привёз картину во Францию и преподнёс её автору. Увы, напоминание о первой любви художника пришлось не по душе его супруге. И картина вернулась в Россию.
     Переходя из зала в зал, мы всё больше погружаемся в мир современного искусства XX, но уже прошлого для нас, века, однако весьма актуального и сегодня. Огромное полотно Владимира Дмитриева: Богоматерь на фоне необъятного пейзажа заснеженной Москвы в сложный период начала XX века - первой мировой войны, революции… Сферическая перспектива создаёт ощущение земли как планеты, движения земного шара. Посетители подолгу стоят здесь в раздумье.
     - Татьяна, а кто преимущественно ходит в ваш музей: москвичи или гости столицы, их возраст, образовательный уровень?
     - Это разные люди. Сейчас много групп приезжает на экскурсии из регионов. У нас часто бывают школьники и студенты.
     - Не трудно для детей?
     - Им интересно всё. Мы располагаемся с ними в центре зала среди подлинных произведений и пытаемся с помощью каких-нибудь вспомогательных материалов размышлять, например, о творчестве Малевича. Рисуем карандашами, пробуем с помощью геометрических линий создавать свои образы. Дети легко воспринимают картины Нико Пиросмани. Ведь в них есть искренность, которая присуща ребёнку. Кстати, наш музей обладает одной из самых больших коллекций произведений Пиросмани.
     Как говорится, лучше один раз увидеть… И мы уже в зале с творческим наследием уникального грузинского мастера, самородка.
     Нико Пиросмани создавал вывески для духанов, расписывал стены в кабаках, вёл кочевой образ жизни. Его произведения относятся к жанру наивного искусства. Они печальны и пронзительны. К сожалению, художник умер, забытый всеми, и был похоронен в общей могиле для бездомных и бродяг. Часто творческая индивидуальность и личная драма неразделимы…
     - А вот самый красивый зал музея, - продолжает вести меня по храму современного искусства моя провожатая. - В бывшей спальне купца Михаила Губина сохранились роспись, лепнина. Легенда гласит, что сам Наполеон останавливался здесь. Экспозиция посвящена творческому наследию русских художников, которые покинули Россию после революции.
     Любопытно окунуться в чужую среду… Расписанная ширма под названием "Набережная Сены" Натальи Гончаровой роскошна! Но при чём здесь телевизор? Кстати, моё внимание и раньше привлекали в других залах музея постоянно мелькающие изображения. Оказывается, видео-арт - одно из новейших направлений современного искусства.
     - В нашем музее недавно прошла выставка "История российского видео-арта, том 1", - снова просвещает меня молодой экскурсовод. - Современные художники очень многого добились в этом направлении. И это тоже становится историей, классикой. Теперь бок о бок с мэтрами авангарда мы организовали видеовыставку "История продолжается". Первопроходцы в искусстве начала и конца ушедшего века "соприкасаются" друг с другом, спорят, как ровесники.
     Мы ещё ходим по музею современного искусства, и я стараюсь проникнуться замыслом необычных, а иногда и пугающих творений.
     - А эта скульптура явно мне близка, - неожиданно для себя наконец-то делаю свой выбор: бронзовая женская обнажённая фигура, отдельные части которой скреплены с помощью петель и шарниров.
     - Она называется "Оборотная сторона желания" американского мастера Армана, - с готовностью поясняет Татьяна. - Скульптура "живая" и может трансформироваться, открываться и закрываться.
      "Вот-вот, - подумала я. - Все свои заботы и тревоги мы, "бронзовые женщины", закрываем на замок. Остаётся гордый подбородок и волнующий изгиб".
     Кажется, наша экскурсия подошла к концу. И мы прощаемся с Татьяной во дворе музея, таком же удивительном и необычном, как и сам музей. В огромном стеклянном футляре здесь находится марш винтовой металлической лестницы Эйфелевой башни - знаменитого символа Парижа. Тут же среди многочисленных скульптур под открытым небом светит "Солнце мира" итальянского художника Арнальдо Помодоро. На фоне его и согласилась сфотографироваться для читателей нашего журнала моя новая знакомая Татьяна Багаева, молодой экскурсовод, которая благодаря своей замечательной профессии помогает даже закоренелым скептикам не только разобраться в дебрях современного искусства, но и по достоинству его оценить.