Главная     Редакция     Архив     5(57)/2008  
 

Cобытие
(НОВЫЙ ПРАЗДНИК КУЛЬТУРЫ)


Концепция
(К 200-ЛЕТИЮ Н.В.ГОГОЛЯ)


Наши интервью
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ)


Год семьи
(ОБРАЗОВЫВАЯ УМ, ВОСПИТЫВАЕМ ДУШУ)


Очаги культуры
(ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЖЕМЧУЖИНКУ»)


Очаги культуры
(МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ)


В округах
(КУРС – «НОРД-ВЕСТ»)


Музеи
(ЭСКАДРА ПАМЯТИ)


Музеи
(ХРАНИТЕЛИ МИРА ПАУСТОВСКОГО)


Музеи
(КУЛЬТПОХОД НА ПЕТРОВКУ, 25)


Театр
(«ИГРАЕМ ШЕКСПИРА, ЧИТАЕМ БРОДСКОГО»)


Наше наследие
(В ЗЕРКАЛЕ ЦЕРЕМОНИАЛА)


Культ личностей
(ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ)


Культ личностей
(СЕЯВШИЕ ХЛЕБ СЕЯЛИ СВЯТОСТЬ)


Юбилеи
(В ПОРЫВЕ СКОРБИ ЖИВОТВОРНОМ)


ПУТЕШЕСТВИЕ В "ЖЕМЧУЖИНКУ"

Ольга ИГНАТЮК

Моё путешествие в Митино, в Центр развития ребёнка - детский сад № 2380 "Жемчужинка", началось издалека. Дело в том, что моя коллега по театральной деятельности, заместитель директора "Театра Луны" Татьяна Горностаева, вместе со своим мужем усыновила трёхлетнего мальчика Сашу.

Саша, как и положено всем детям, был определён в детский сад. Рассказы Татьяны об этом саде были столь живы и красочны, что вызвали и у меня неподдельный интерес к такому удивительному месту, где детдомовский мальчик, кроме семьи приёмных родителей, обрёл свою вторую семью и где так хорошо живётся всем остальным митинским детям. "Хочешь съездить вместе со мной - и ты сама увидишь этот чудо-сад!" - предложила Татьяна. "Почему бы и нет?" - подумала я.
     С виду - детсад как детсад, с аккуратными игровыми площадками вокруг трёхэтажного типового здания. Однако то, что ждало меня внутри, стало одним из самых ярких впечатлений последнего времени. Возможно, сыграло свою роль то, что в период моего детсадовского возраста о подобных чудесах никто даже не слыхивал. Но мне приходилось и позже бывать в различных детских садах - и, поверьте, никакой из них не смог бы сравниться с "Жемчужинкой".
     Доброжелательная, простая и сердечная заведующая Любовь Александровна Завьялова сразу же повела меня на экскурсию по своей заповедной обители. И в результате этой экскурсии, длившейся несколько часов, мне стало ясно, что нынешний детский сад - это целая система образования и воспитания, серьёзно продуманная и выстроенная с вдохновением и любовью.
     Помимо разновозрастных групп, где обитают, кушают, спят и резвятся детишки, групповых комнат, заполненных игрушками, яркими столами и стульчиками, кроватками с разноцветными покрывалами, чудо-ковриками и прочими уютными чудесами, в "Жемчужинке" есть целая система специальных развивающе-познавательных кабинетов, и в этом-то как раз весь шик.
     Сначала мы оказались в кабинете социального педагога, вотчине Людмилы Ивановны Демчиной. Это - серьёзное и красивое место, где осуществляются тонкие взаимодействия и беседы. Словом, решаются вопросы психологии детско-родительских отношений. Сюда приходят и родители на отдельные консультации, и дети с ними вместе, чтобы с помощью педагога учиться находить правильный взаимный контакт. Контакты ищутся на специальных занятиях и в играх. Например, дети вместе с родителями конструируют цветок под названием "Что такое счастье?" с бумажными лепестками, на которых записывают свои представления об этой неуловимой субстанции. Или вместе составляют альбом "Папа, мама, я - счастливая семья".
     Класс Монтессори. Наконец-то и мне повезло узнать, что такое за методика Монтессори!
      "Мария Монтессори (1870 - 1952) - итальянский педагог и психолог, разрабатывавшая навыки общения в социуме и внутреннюю мотивацию к обучению", - ввела меня в курс дела педагог Раиса Степановна Щурова и провела для меня целый мастер-класс.
     Основа всей методики - разнообразный сенсорный материал: разноцветные кубики, цилиндры и треугольники, шарики, палочки и бусинки, мозаика, дощечки, лоскутки и пирамидки - словом, всё, что пригодно для счёта и развития мышления. Тут есть "Биологический комод" с листьями разных деревьев и "Конструктивные треугольники", всякие ящички со счётными палочками, "Подвижный алфавит", "Материал для накопления словарного запаса". Вся эта система, построенная одновременно на учёбе и игре, универсальным образом развивает ребёнка, готовя его к дальнейшей взрослой жизни.
     Далее на нашем пути возник кабинет психолога, где педагог-психолог Елена Витальевна Чернигина как раз проводила с детьми развивающие занятия. Это был мир игрушек, умных учебных пособий, цветных карандашей и благотворной тишины.
     Следом шли владения учителя-логопеда: серьёзное место для серьёзной работы, с зеркалами, необходимыми инструментами, азбукой и, конечно же, игрушками - разве можно без них?
     А ещё есть библиотека, изостудия, картинная галерея. Настоящая "Русская изба" - своеобразный этнотеатр, знакомящий с русским бытом и историей: деревянный стол и лавки, домотканые скатерти и коврики, русская вышивка, прялка, маслобойка, крынки и утварь, старинная одежда… Всё можно потрогать и всюду посидеть.
     В экологической комнате приобщаются к природе. Можно самим вырастить цветы, ухаживать за ними, а потом посадить во дворе, и тогда уже ни за что не станешь их ломать и топтать.
     Музыкальный кабинет - это целый театр, с креслами для зрителей и настоящей сценой с настоящими кулисами. Музыкальный руководитель Елена Борисовна Минакова как раз что-то разучивает за пианино вместе с малышнёй. А театральный педагог Дия Альбертовна Мочалова даёт детишкам начальные сценические навыки - ведь им постоянно приходится выступать на своих утренниках и праздниках, поэтому без театральной подготовки не обойтись.
     Посмотрела я и спортивный, и тренажёрный залы, массажный кабинет, бассейн - настоящий, с голубой водой, с плещущимися в нём малышами в ярких шапочках.
     И пришло время побеседовать с хозяйкой этой чудесной обители Любовью Александровной Завьяловой. - Наш детский сад открылся в 1999 году. Работала я в нём с самого открытия сначала методистом, потом стала заведующей. Перед этим закончила Рязанское педагогическое училище и Московский городской педагогический университет. А до Москвы ещё заведовала детским садом в Хабаровске. Так что всю свою жизнь посвятила детскому делу.
     - Что Вам особенно дорого в вашей "Жемчужинке"?
     - Мне здесь дорого всё. В нашем коллективе работает 65 человек, и из них 85% педагогов с высшим образованием, а это очень хороший показатель. И возле каждой группы у нас на стене висит "визитка" работающего там воспитателя с его фотографией и личными данными: кто он, что закончил, какова его профессиональная категория - чтобы родители знали, кому они доверяют своих детей. И, конечно, главное для меня - это создание хороших условий для наших воспитанников. Ведь сейчас вся жизнь проходит "на бегу" - а наш детсад стремится оставаться домашним, уютным и красивым.
     Вы видели, какое у нас тут всё изысканное - и мебель, и стены, и шторы на окнах, и фактурное решение интерьеров в каждой группе. Понятие красоты и любви к дому закладывается в человеке в самом нежном возрасте.
     - А чем ваш детсад отличается от других? Ведь он, как я понимаю, абсолютно "нерядовой"?
     - Вообще-то, существует несколько видов детских садов. Есть детские сады обычные, общеразвивающего вида, а есть с приоритетами - допустим, художественно-эстетическим или оздоровительным. Наш называется Государственное образовательное учреждение города Москвы "Центр развития ребёнка - детский сад № 2380 "Жемчужинка".
     - Что же необходимо, чтобы получить подобный статус?
     - Во-первых, тщательный подбор высококвалифицированных кадров. И создание специальных направлений развития детей. Наш сад называется "Жемчужинка" - и для нас каждый наш ребёнок подобен жемчужинке, которую мы выращиваем и пестуем тщательно, любовно. Дети для нас - самый дорогой материал, который мы должны и лепить, и оберегать.
     Кстати, соответственно названию, мы все наши группы также назвали "морскими" именами, предварительно проштудировав для этого энциклопедию: "Золотая рыбка", "Рыбки-ангелы", "Дельфинята", "Морские коньки"…
     - И какие приоритеты детского развития важны для вашего детского сада?
     - Методика Монтессори, которой наш сад занимается одним из немногих в городе. Ведь Монтессори - это в основном коммерческий вариант детского образования, а наш сад государственный, но уклон Монтессори был заложен в нём изначально, и даже были закуплены для этого дорогие развивающие игры-комплекты на омском заводе. Мы вообще занимаемся серьёзным интеллектуальным развитием детей: в их программе есть и английский язык, и экологическое воспитание, и художественно-эстетическое направление.
     Есть "Русская изба", есть театр, знакомящий с азами сценического искусства (дети учатся разыгрывать сценки и сказки, шить костюмы), есть и изостудия. Физкультурно-оздоровительная работа у нас так же очень серьёзная: чего стоит один лишь бассейн, тренажёры и спортивные залы. У нас даже имеется система ароматерапии.
     - Я бы назвала ваш детсад учреждением всестороннего развития личности.
     - Да, мы стараемся впитывать всё новое. И уже два года держим первое место в Северо-Западном округе Москвы по номинации "Детский сад". У нас имеется и гибкий график для желающих остаться на ночь. Ведь многие родители работают допоздна, не имея возможности вовремя забрать ребёнка домой - для их детей мы создали круглосуточную группу, и она пользуется успехом.
     А скоро мы будем участвовать в общегородском конкурсе "Детский сад будущего", где представим собственный проект. Одна из его идей заключается в том, чтобы ребёнка готовить к детскому саду ещё до его рождения: мы будем оказывать будущим мамам психологическую и медицинскую помощь в вынашивании ребёнка, будем приглашать их к нашему музыкальному руководителю слушать классическую музыку…
     А потом охватим вниманием уже новорожденного младенца. У нас есть для этого прекрасные специалисты - и психолог, и медработники, и воспитатели, и социальные педагоги - т. е. та структура, которая сможет помочь молодой маме, оставшейся после родов один на один со своим ребёнком. Мы можем брать в кратковременные группы полугодовалых детей, делая их нашими будущими воспитанниками… Всё это проект "домашнего детского сада", который берёт шефство над новорожденным ребёнком и выхаживает его до самой школы. И пусть потом наш опыт разовьётся в общегосударственную программу!