Cобытие
(НОВЫЙ ПРАЗДНИК КУЛЬТУРЫ)
Концепция
(К 200-ЛЕТИЮ Н.В.ГОГОЛЯ)
Наши интервью
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ)
Год семьи
(ОБРАЗОВЫВАЯ УМ, ВОСПИТЫВАЕМ ДУШУ)
Очаги культуры
(ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЖЕМЧУЖИНКУ»)
Очаги культуры
(МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ)
В округах
(КУРС – «НОРД-ВЕСТ»)
Музеи
(ЭСКАДРА ПАМЯТИ)
Музеи
(ХРАНИТЕЛИ МИРА ПАУСТОВСКОГО)
Музеи
(КУЛЬТПОХОД НА ПЕТРОВКУ, 25)
Театр
(«ИГРАЕМ ШЕКСПИРА, ЧИТАЕМ БРОДСКОГО»)
Наше наследие
(В ЗЕРКАЛЕ ЦЕРЕМОНИАЛА)
Культ личностей
(ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ)
Культ личностей
(СЕЯВШИЕ ХЛЕБ СЕЯЛИ СВЯТОСТЬ)
Юбилеи
(В ПОРЫВЕ СКОРБИ ЖИВОТВОРНОМ)
|
ПУТЕШЕСТВИЕ
В "ЖЕМЧУЖИНКУ"
Ольга ИГНАТЮК
Моё путешествие в Митино, в Центр развития ребёнка - детский сад № 2380 "Жемчужинка", началось издалека. Дело в том, что моя коллега по театральной деятельности, заместитель директора "Театра Луны" Татьяна Горностаева, вместе со своим мужем усыновила трёхлетнего мальчика Сашу.
Саша, как и положено всем детям, был определён в детский сад. Рассказы Татьяны об этом саде были столь живы и красочны, что вызвали и у меня неподдельный интерес к такому удивительному месту, где детдомовский мальчик, кроме семьи приёмных родителей, обрёл свою вторую семью и где так хорошо живётся всем остальным митинским детям. "Хочешь съездить вместе со мной - и ты сама увидишь этот чудо-сад!" - предложила Татьяна. "Почему бы и нет?" - подумала я.
С виду - детсад как детсад, с аккуратными игровыми площадками вокруг трёхэтажного типового здания. Однако то, что ждало меня внутри, стало одним из самых ярких впечатлений последнего времени. Возможно, сыграло свою роль то, что в период моего детсадовского возраста о подобных чудесах никто даже не слыхивал. Но мне приходилось и позже бывать в различных детских садах - и, поверьте, никакой из них не смог бы сравниться с "Жемчужинкой".
Доброжелательная, простая и сердечная заведующая Любовь Александровна Завьялова сразу же повела меня на экскурсию по своей заповедной обители. И в результате этой экскурсии, длившейся несколько часов, мне стало ясно, что нынешний детский сад - это целая система образования и воспитания, серьёзно продуманная и выстроенная с вдохновением и любовью.
Помимо разновозрастных групп, где обитают, кушают, спят и резвятся детишки, групповых комнат, заполненных игрушками, яркими столами и стульчиками, кроватками с разноцветными покрывалами, чудо-ковриками и прочими уютными чудесами, в "Жемчужинке" есть целая система специальных развивающе-познавательных кабинетов, и в этом-то как раз весь шик.
Сначала мы оказались в кабинете
социального педагога, вотчине Людмилы Ивановны Демчиной.
Это - серьёзное и красивое место, где осуществляются тонкие взаимодействия
и беседы. Словом, решаются вопросы психологии детско-родительских
отношений. Сюда приходят и родители на отдельные консультации, и
дети с ними вместе, чтобы с помощью педагога учиться находить правильный
взаимный контакт. Контакты ищутся на специальных занятиях и в играх.
Например, дети вместе с родителями конструируют цветок под названием
"Что такое счастье?" с бумажными лепестками, на которых записывают
свои представления об этой неуловимой субстанции. Или вместе составляют
альбом "Папа, мама, я - счастливая семья".
Класс Монтессори.
Наконец-то и мне повезло узнать, что такое за методика Монтессори!
"Мария Монтессори (1870 - 1952) - итальянский педагог и психолог, разрабатывавшая навыки общения в социуме и внутреннюю мотивацию к обучению", - ввела меня в курс дела педагог Раиса Степановна Щурова и провела для меня целый мастер-класс.
Основа всей методики - разнообразный сенсорный материал: разноцветные кубики, цилиндры и треугольники, шарики, палочки и бусинки, мозаика, дощечки, лоскутки и пирамидки - словом, всё, что пригодно для счёта и развития мышления. Тут есть "Биологический комод" с листьями разных деревьев и "Конструктивные треугольники", всякие ящички со счётными палочками, "Подвижный алфавит", "Материал для накопления словарного запаса". Вся эта система, построенная одновременно на учёбе и игре, универсальным образом развивает ребёнка, готовя его к дальнейшей взрослой жизни.
Далее на нашем пути возник кабинет
психолога, где педагог-психолог Елена Витальевна Чернигина
как раз проводила с детьми развивающие занятия. Это был мир игрушек,
умных учебных пособий, цветных карандашей и благотворной тишины.
Следом шли владения учителя-логопеда:
серьёзное место для серьёзной работы, с зеркалами, необходимыми
инструментами, азбукой и, конечно же, игрушками - разве можно без
них?
А ещё есть библиотека, изостудия,
картинная галерея. Настоящая "Русская изба"
- своеобразный этнотеатр, знакомящий с русским бытом и историей:
деревянный стол и лавки, домотканые скатерти и коврики, русская
вышивка, прялка, маслобойка, крынки и утварь, старинная одежда…
Всё можно потрогать и всюду посидеть.
В экологической комнате
приобщаются к природе. Можно самим вырастить цветы, ухаживать за
ними, а потом посадить во дворе, и тогда уже ни за что не станешь
их ломать и топтать.
Музыкальный кабинет
- это целый театр, с креслами для зрителей и настоящей сценой с
настоящими кулисами. Музыкальный руководитель Елена Борисовна Минакова
как раз что-то разучивает за пианино вместе с малышнёй. А театральный
педагог Дия Альбертовна Мочалова даёт детишкам начальные сценические
навыки - ведь им постоянно приходится выступать на своих утренниках
и праздниках, поэтому без театральной подготовки не обойтись.
Посмотрела я и спортивный,
и тренажёрный залы, массажный кабинет, бассейн
- настоящий, с голубой водой, с плещущимися в нём малышами в ярких
шапочках.
И пришло время побеседовать с хозяйкой этой чудесной обители Любовью Александровной Завьяловой. - Наш детский сад открылся в 1999 году. Работала я в нём с самого открытия сначала методистом, потом стала заведующей. Перед этим закончила Рязанское педагогическое училище и Московский городской педагогический университет. А до Москвы ещё заведовала детским садом в Хабаровске. Так что всю свою жизнь посвятила детскому делу.
- Что Вам особенно дорого в вашей
"Жемчужинке"?
- Мне здесь дорого всё. В нашем коллективе работает 65 человек, и из них 85% педагогов с высшим образованием, а это очень хороший показатель. И возле каждой группы у нас на стене висит "визитка" работающего там воспитателя с его фотографией и личными данными: кто он, что закончил, какова его профессиональная категория - чтобы родители знали, кому они доверяют своих детей. И, конечно, главное для меня - это создание хороших условий для наших воспитанников. Ведь сейчас вся жизнь проходит "на бегу" - а наш детсад стремится оставаться домашним, уютным и красивым.
Вы видели, какое у нас тут всё изысканное - и мебель, и стены, и шторы на окнах, и фактурное решение интерьеров в каждой группе. Понятие красоты и любви к дому закладывается в человеке в самом нежном возрасте.
- А чем ваш детсад отличается
от других? Ведь он, как я понимаю, абсолютно "нерядовой"?
- Вообще-то, существует несколько видов детских садов. Есть детские сады обычные, общеразвивающего вида, а есть с приоритетами - допустим, художественно-эстетическим или оздоровительным. Наш называется Государственное образовательное учреждение города Москвы "Центр развития ребёнка - детский сад № 2380 "Жемчужинка".
- Что же необходимо, чтобы получить
подобный статус?
- Во-первых, тщательный подбор высококвалифицированных кадров. И создание специальных направлений развития детей. Наш сад называется "Жемчужинка" - и для нас каждый наш ребёнок подобен жемчужинке, которую мы выращиваем и пестуем тщательно, любовно. Дети для нас - самый дорогой материал, который мы должны и лепить, и оберегать.
Кстати, соответственно названию, мы все наши группы также назвали "морскими" именами, предварительно проштудировав для этого энциклопедию: "Золотая рыбка", "Рыбки-ангелы", "Дельфинята", "Морские коньки"…
- И какие приоритеты детского
развития важны для вашего детского сада?
- Методика Монтессори, которой наш сад занимается одним из немногих в городе. Ведь Монтессори - это в основном коммерческий вариант детского образования, а наш сад государственный, но уклон Монтессори был заложен в нём изначально, и даже были закуплены для этого дорогие развивающие игры-комплекты на омском заводе. Мы вообще занимаемся серьёзным интеллектуальным развитием детей: в их программе есть и английский язык, и экологическое воспитание, и художественно-эстетическое направление.
Есть "Русская изба", есть театр, знакомящий с азами сценического искусства (дети учатся разыгрывать сценки и сказки, шить костюмы), есть и изостудия. Физкультурно-оздоровительная работа у нас так же очень серьёзная: чего стоит один лишь бассейн, тренажёры и спортивные залы. У нас даже имеется система ароматерапии.
- Я бы назвала ваш детсад учреждением
всестороннего развития личности.
- Да, мы стараемся впитывать всё новое. И уже два года держим первое место в Северо-Западном округе Москвы по номинации "Детский сад". У нас имеется и гибкий график для желающих остаться на ночь. Ведь многие родители работают допоздна, не имея возможности вовремя забрать ребёнка домой - для их детей мы создали круглосуточную группу, и она пользуется успехом.
А скоро мы будем участвовать в общегородском конкурсе "Детский сад будущего", где представим собственный проект. Одна из его идей заключается в том, чтобы ребёнка готовить к детскому саду ещё до его рождения: мы будем оказывать будущим мамам психологическую и медицинскую помощь в вынашивании ребёнка, будем приглашать их к нашему музыкальному руководителю слушать классическую музыку…
А потом охватим вниманием уже новорожденного младенца. У нас есть для этого прекрасные специалисты - и психолог, и медработники, и воспитатели, и социальные педагоги - т. е. та структура, которая сможет помочь молодой маме, оставшейся после родов один на один со своим ребёнком. Мы можем брать в кратковременные группы полугодовалых детей, делая их нашими будущими воспитанниками… Всё это проект "домашнего детского сада", который берёт шефство над новорожденным ребёнком и выхаживает его до самой школы. И пусть потом наш опыт разовьётся в общегосударственную программу!
|