Главная     Редакция     Архив     5(57)/2008  
 

Cобытие
(НОВЫЙ ПРАЗДНИК КУЛЬТУРЫ)


Концепция
(К 200-ЛЕТИЮ Н.В.ГОГОЛЯ)


Наши интервью
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ)


Год семьи
(ОБРАЗОВЫВАЯ УМ, ВОСПИТЫВАЕМ ДУШУ)


Очаги культуры
(ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЖЕМЧУЖИНКУ»)


Очаги культуры
(МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ)


В округах
(КУРС – «НОРД-ВЕСТ»)


Музеи
(ЭСКАДРА ПАМЯТИ)


Музеи
(ХРАНИТЕЛИ МИРА ПАУСТОВСКОГО)


Музеи
(КУЛЬТПОХОД НА ПЕТРОВКУ, 25)


Театр
(«ИГРАЕМ ШЕКСПИРА, ЧИТАЕМ БРОДСКОГО»)


Наше наследие
(В ЗЕРКАЛЕ ЦЕРЕМОНИАЛА)


Культ личностей
(ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ)


Культ личностей
(СЕЯВШИЕ ХЛЕБ СЕЯЛИ СВЯТОСТЬ)


Юбилеи
(В ПОРЫВЕ СКОРБИ ЖИВОТВОРНОМ)


В ЗЕРКАЛЕ ЦЕРЕМОНИАЛА

Пётр БАРАНОВСКИЙ

Главным событием каждого царствования, начиная с Иоанна Грозного, была коронация, или венчание на царство. Посвящённые этому событию коронационные торжества, совершаемые в Москве, выглядели как единый праздник - государственный, народный, церковный.

Смысл венчания на царство заключался в том, что верховная власть как бы вступала в брачный союз со своим народом. В результате этого венчания, происходившего всегда по особому церковному чину в Успенском соборе Московского Кремля, соборность народа становилась державной соборностью, а личность царя - олицетворением духа соборности и церковности.
     Весьма существенную роль в обряде венчания играли внешние символы власти - скипетр, держава и корона. Во время литургии царь как глава Церкви возлагал на себя корону сам, после чего принимал в правую руку скипетр, в левую - державу. Завершался коронационный обряд таинством миропомазания. Отсюда и пришедшее из ветхозаветных времён наименование царя как Помазанника Божия.
     После окончания литургии в Грановитой палате давался пир. Туда приглашались именитые люди государства, представители некоторых сословий, а также гости из других стран. Для народа обильное угощение выставлялось отдельно. В течение трёх дней в Москве не смолкал колокольный звон. "Царская пальба" из орудий являлась своеобразной имитацией "грома небесного" - как необходимое напоминание Бога, присутствующего в этом мире ("Глас Господень на водах: Бог славы возгремел". - Псалом 28).
     В "галантном" XVIII веке наиболее пышные коронационные торжества были во время венчания на царство Екатерины Великой. Несмотря на то, что эта 33-летняя женщина стала русской императрицей в результате дворцового переворота, её восшествие на престол производило - и производит! - впечатление настоящего триумфа.
     Екатерина приехала из Петербурга в Москву на коронацию 13 сентября 1762 года. Для её торжественного въезда было устроено несколько триумфальных ворот: на Тверской улице, в Земляном городе, Белом городе, Китай-городе и Кремле. В день коронации шёл продолжительный дождь, однако к вечеру погода разгулялась. В полночь венценосная царица вышла инкогнито на Красное крыльцо и любовалась иллюминацией. Москва пылала огнями. На выстроенных триумфальных воротах горели разные щиты. На одном из них был представлен гелиотроп, под которым читалась надпись: "От всего мира видима буду". На других виднелся меч с надписью: "Закон управляет, меч защищает". Но самым подкупающим выглядел вензель Екатерины с аллегорическими фигурами и надписью: "Слава Богу, показавшему нам свет", что почти полностью совпадает с возгласом священника на Утрени во время Великого славословия: "Слава Тебе, показавшему нам свет". В довершение всего напротив Кремля в Замоскворечье небо осветилось великолепным фейерверком.
     На 6-й день после коронации Екатерина дала праздник на Красной площади и на Лобном месте для народа. В этот день по улицам Москвы разъезжали нарядные колесницы, на которых во весь рост стояли жареные быки и лежали пирамиды разной дичи. За колесницами тянулись повозки с бочками пива и мёда. Красная площадь была уставлена множеством столов с яствами, неподалёку фонтаны били струями красного и белого вина. На перекрёстках также стояли столы с закуской и выпивкой. Рядом с Кремлём разбили шатры, украшенные разноцветными флагами. В них раздавались пряники и сладости народу. На некоторых площадях возвышались балаганы, где выступали акробаты, фокусники, канатоходцы, жонглёры и др. Императрица, одетая в русское платье, окружённая большой свитой, разъезжала в позолоченной карете по древней столице, разбрасывала направо и налево серебряные жетоны, постепенно входя в роль милостивой "матушки". Это был действительно удачно найденный образ: Екатерине II, бывшей немецкой принцессе Софье-Фредерике-Августе Анхельт-Цербстской, предстояло управлять огромной страной на протяжении 34 лет.
     После окончания коронационных торжеств Екатерина отправилась в духовный центр Русского государства - Троицкую лавру, где ей была оказана необыкновенно тёплая встреча, несомненно, заронившая в её сердце новые семена любви и к русскому народу, и к его святыням. Царица приложилась к святым мощам, осмотрела богатую библиотеку семинарии и даже посмотрела мистериальную драму "О Царе Навуходоносоре и трёх отроцех в пещи". От насельников монастыря в лице её настоятеля Лаврентия Екатерине была поднесена ода, которая содержала такое трогательное обращение: "Не может толь нас веселить / Весна своей красою, / Ни в жаркий день кто прохладить / Сердца всех нас водою. / Коль ты пришествием своим, / Дражайшая нам мати…". Гостеприимство москвичей настолько понравилось императрице, что она решила остаться в Первопрестольной всю зиму. Москва стала свидетельницей в эти дни невиданных доселе празднеств и маскарадов. Самый грандиозный маскарад был дан в последние дни Масленицы 1763 года. Его организация была поручена придворному актёру Фёдору Волкову, написавшему совместно с драматургом А.Сумароковым и поэтом М.Херасковым сценарий праздника, в котором было задействовано более 4 тыс. человек. Назывался маскарад "Торжествующая Минерва". Под Минервой (богиней мудрости) в этом аллегорическом и вместе с тем сатирическом представлении подразумевалась Екатерина, которая пришла, как утверждалось в сценарии, для того, чтобы восстановить законность, порядок и справедливость. Сценарий праздника являлся одновременно и печатным объявлением. На первой странице сообщалось: "Сего месяца 30. и февраля 1. и 2. то есть, в четверток, субботу и воскресеніе по улицам большой Немецкой, по обоим Басманным, по Мясницкой и Покровке от 10 часов утра за полдни, будет съездить большой маскарад, названный Торжествующая Минерва, в котором изъявится гнусность пороков и слава добродетели".
     В основе любого маскарада лежит театрализация. "Торжествующая Минерва" стала подлинно театральным событием и по праву заняла в истории русского театра достойное место. Да и сам сценарий, который хранится в фонде редких книг библиотеки Театрального музея имени А.А.Бахрушина, является, безусловно, литературным памятником эпохи Просвещённого абсолютизма.
     Перечитывая эти стихотворные строчки, в которых морализация брала верх над поэзией, и мы можем приобщиться к коронационному воодушевлению, диктовавшему сочинителям такие слова: "Науки миръ и добродетель: / Гласи О! слава, миръ внемли; / И зря Астрею на земли, / Будь щастья росского свидетель". Однако основателю русского профессионального театра Фёдору Волкову, участнику дворцового переворота, в результате которого Екатерина взошла на престол, недолго оставалось "быть счастья росского свидетелем". Постановка "Торжествующей Минервы" стала последним актом его личной трагедии: разъезжая верхом, чтобы привести в соответствие все элементы уличного маскарада, он схватил сильнейшую простуду и через два месяца умер. Так в эти дни совпали Масленица и коронация, триумф и трагедия.
     В XIX веке искренним ликованием народа были встречены многие императоры, начиная с Александра I и заканчивая Николаем II. К сожалению, о царствовании последнего русского Помазанника, да и о нём самом сложилось много негативных измышлений в связи с трагедией, случившейся 18 мая 1896 года на Ходынском поле. Роковую роль в ходынской катастрофе сыграла преступная беспечность, усыпившая чувство ответственности в тех людях, которым было поручено следить за порядком и безопасностью во время коронационных торжеств.
     Но ещё раньше, 15 мая 1883 года, с чувством тревоги за себя, за свою семью и за судьбу государства венчался на царство через 2 года после трагической гибели своего венценосного отца Александра II Александр III. На закате империи русские цари короновались в сложной социально-политической обстановке, когда даже представители династии переходили на сторону явной или скрытой оппозиции. Некоторым лицам из самого близкого окружения можно было переадресовать упрёк инокини Марфы, матери первого царя из рода Романовых - Михаила Фёдоровича, долго не соглашавшейся на избрание своего малолетнего сына на царство и объяснявшей своё опасение тем, что "Московского государства всяких чинов люди измалодушествовались: дав свои души прежним государям, не прямо служили".
     И всё же после восшествия на престол Александра III народ очень скоро почувствовал, что вместе с этим сильным и мужественным императором в стране воцарились покой и порядок. И прежде всего мир: за время правления царя-Миротворца (как его прозвали в народе), который любил напоминать, что у России нет союзников, кроме её армии и флота, наше Отечество ни с кем не воевало. Короновался царь-Миротворец вместе со своей женой, императрицей Марией Фёдоровной (Дагмарой), дочерью датского короля Христиана IX. С первых же дней своего царствования Александр III объявил: "Глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений".
     Коронационные торжества длились три недели. Перед отъездом венценосных особ в Петербург в Москве произошло чрезвычайно важное событие - 26 мая, в праздник Вознесения, был освящён храм Христа Спасителя - главный православный храм России. Совпадение с этим религиозным праздником коронационных торжеств оказалось символическим - под скипетром Александра III необычайно высоко вознёсся и международный престиж России.
     Александр III был в душе глубоким традиционалистом. Так, несмотря на то, что уже давно существовала железная дорога, соединяющая Петербург с Москвой, царь решил добираться до Москвы на лошадях. Это вылилось в пышную церемонию встречи монарха народом на всём пути его следования, как было и 100, и 200 лет назад. И то не был спектакль, хотя элемент театральности, конечно, присутствует в любом выходе государя к своим подданным. Просто Александр III с самого первого дня своего царствования начал строить "народное, самобытное, тёплое самодержавие". Несмотря на то, что либералы посмеивались над мужиковатостью царя-Миротворца и над его "ананасовым манифестом", всё же более близок к истине оказался великий русский художник Василий Иванович Суриков, автор картины "Утро стрелецкой казни", сказавший об Александре III, что это был "истинный представитель народа". Какими же были коронационные торжества во время венчания на царство этого выдающегося, очень искреннего, трудолюбивого и немногословного государя? Они были истинно народными. Пережив ужас трагедии, когда на Помазанника Божьего поднялась рука террориста, народ ещё больше сплотился вокруг личности своего нового царя. В день коронации Москва выглядела необычно: лавки были закрыты, улицы пусты. Вся жизнь сосредоточилась в Кремле. Там, на соборной площади, собрались тысячи людей, которые стали свидетелями и участниками венчания на царство почти былинного богатыря, явившегося как бы из гущи самого русского народа.
     В честь коронации Александра III на Ходынском поле 21 мая состоялось грандиозное гулянье, организованное режиссёром М.Лентовским. Кроме хоров, эстрады, полковых оркестров, каруселей, цирка, балаганов, раёшников, песенников, петрушечников, фокусников, клоунов и т. д., здесь были устроены уличные представления: "Русская свадьба", "Весна Красна", волшебная сказка "Иван-царевич", военная пантомима "Русские орлы на Кавказе", "Рождение Арлекина, или Неудавшееся сватовство". В том же Театральном музее хранятся альбом с акварельными эскизами Ф.Шехтеля к представлению "Весна Красна" и режиссёрская экспликация Лентовского, составленная специально к этому представлению. Данные материалы позволяют представить, что это было за зрелище, задуманное как парад насекомых - майских жуков, кузнечиков, пчёл, а также полевых вредителей, которых вёл мужик на вожжах в качестве символа того, что они побеждены благодаря крестьянскому труду.
     Следом за этой процессией шли богатыри земли Русской: Илья Муромец, Святогор, Еруслан Лазаревич и другие, тянущие за собой на верёвке Соловья-разбойника. На отдельной телеге в окружении цветов и бабочек ехала Весна, ещё на одной телеге - Змей-Горыныч, которому Добрыня Никитич рубил голову. Везли на колесницах и бочки с хмелем. Вокруг этих бочек плясали скоморохи. Ехал и медведь, вокруг которого парни и девушки вели хороводы.
     Александру III радостно было видеть искреннее проявление любви со стороны народа к нему и ко всему Царскому дому. Однако ещё два года назад, 2 марта 1881 года, т. е. через день после кончины своего отца, вступая на престол, он сказал: "Для меня этот день не является праздником, и я не принимаю никаких поздравлений". Зная дальнейший ход истории, сместивший 300-летнюю монархию Романовых, мы знаем теперь и то, что он оказался дальновидным царём.