Cобытие
(НОВЫЙ ПРАЗДНИК КУЛЬТУРЫ)
Концепция
(К 200-ЛЕТИЮ Н.В.ГОГОЛЯ)
Наши интервью
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ)
Год семьи
(ОБРАЗОВЫВАЯ УМ, ВОСПИТЫВАЕМ ДУШУ)
Очаги культуры
(ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЖЕМЧУЖИНКУ»)
Очаги культуры
(МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ)
В округах
(КУРС – «НОРД-ВЕСТ»)
Музеи
(ЭСКАДРА ПАМЯТИ)
Музеи
(ХРАНИТЕЛИ МИРА ПАУСТОВСКОГО)
Музеи
(КУЛЬТПОХОД НА ПЕТРОВКУ, 25)
Театр
(«ИГРАЕМ ШЕКСПИРА, ЧИТАЕМ БРОДСКОГО»)
Наше наследие
(В ЗЕРКАЛЕ ЦЕРЕМОНИАЛА)
Культ личностей
(ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ)
Культ личностей
(СЕЯВШИЕ ХЛЕБ СЕЯЛИ СВЯТОСТЬ)
Юбилеи
(В ПОРЫВЕ СКОРБИ ЖИВОТВОРНОМ)
|
ТВОРЧЕСТВО -
ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ
Юрий СОШИН
Москва меняется. Ещё недавно на углу улицы Остоженка и Пожарского переулка возвышался старинный доходный дом. Дом был признан аварийным и снесён, на его месте сейчас строительная площадка. В этом доме ещё недавно была квартира скульптора, поэта и учёного Александра Андреевича Семёновского. В своей новой квартире на улице Кременчугской Александр Андреевич рассказал удивительную историю своей жизни и жизни своей семьи.
Дом
Дом по улице Остоженка, 11/17 был
родным для четырёх поколений моей семьи. Там в квартире № 14 мои
предки жили ещё с дореволюционных времён. Я коренной москвич, мои
предки поселились в городе ещё в XIX веке. Семья наша была далеко
не бедной. Прадед при Александре III был академиком Российской Академии
наук и ректором Сергиево-посадской духовной академии, сохранился
его портрет и трёхтомная библия с гравюрами Доре и надписью "Любимому
ректору от питомцев духовной академии в день юбилея". Дед мой был
банковским служащим довольно высокого ранга. Именно он купил квартиру
на Остоженке. В ней родились мой отец Андрей Алексеевич и дядя Аркадий
Алексеевич, там родился и я, а потом и мои дети.
В период революции и послереволюционных
лет квартиру не раз "уплотняли" и сделали "коммуналкой". Я помню,
когда даже на кухне у газовой плиты на раскладушках спала какая-то
семья. А в 60-е годы после расселений часть "коммуналки" вновь стала
отдельной квартирой нашей семьи. Репрессии мою семью, слава Богу,
миновали, но деда в 20-е годы как "враждебный элемент" объявили
"лишенцем" - ограниченным в правах. Работу ему найти было очень
сложно, семья бедствовала. С большим трудом дед, работавший рядовым
бухгалтером, смог дать среднее образование обоим сыновьям. Высшее
образование семья помогла получить только дяде Аркадию Алексеевичу.
Он был студентом-отличником, имел бронь, но с подходом немцев к
Москве с 5-го курса ушёл в народное ополчение и погиб, защищая город.
Отец мой, Андрей Алексеевич Семёновский,
окончил в 30-е годы Автодорожный техникум и работал техником в "Союздорпроекте",
входившем в систему НКВД. Во время войны он был направлен на строительство
дорог в Иран, где познакомился с моей будущей мамой, Еленой Александровной,
работавшей там же инженером-дорожником. По возвращении в СССР они
поженились, а в 1945 году родился я.
Детство моё прошло на Остоженке, там
я окончил среднюю школу № 36, располагавшуюся на территории Зачатьевского
монастыря. Вся моя жизнь от рождения до старости связана с центром
Москвы и домом на Остоженке № 11/17. Очень грустно, что теперь моего
родного дома больше нет. Взамен прежней старой квартиры я получил
гораздо более комфортабельную в новом доме рядом с Парком Победы.
Жизнь
С детства я был ориентирован на самостоятельность
и труд, так меня воспитывали родители. Ещё школьником стал подрабатывать
подсобным рабочим в геодезических партиях, что рано дало мне материальную
независимость от семьи. Уже в школе я мог позволить себе хорошо
одеваться, одним из первых приобрёл собственный магнитофон, что
для начала 60-х годов было большой роскошью. Тогда же увлёкся джазом
и эту любовь пронёс через всю жизнь.
После школы я как рабочий геодезической
партии исколесил почти весь СССР, пешком исходил Сибирь и Урал.
В 1965 году поступил в Московский полиграфический институт на заочное
отделение, в 1969-м стал инженером-полиграфистом и начал работать
в конструкторском бюро. Творческое начало моей натуры проявилось
уже тогда: помимо штатной научной и конструкторской деятельности,
я стал изобретателем и получил множество авторских свидетельств.
Экономический эффект от моих изобретений составлял сотни тысяч рублей,
а может, и миллионы, мне же выплачивались весьма солидные премии,
порой в несколько тысяч рублей. В 1977 году я защитил кандидатскую
диссертацию, занимался также техническими переводами с английского,
немецкого и французского языков для Всесоюзного бюро по авторским
правам. Был обеспеченным человеком, имел весь стандартный "набор
благ" советского человека: квартиру, дачу, "Жигули" первой модели.
Но прошла перестройка, и научная работа в полиграфической области
оказалась никому не нужной. Полиграфический НИИ быстро умер, а я
был вынужден искать новые источники доходов. Подрабатывал извозом,
ремонтировал автомобили и квартиры. И благодаря безденежью и поиску
заработка я волею судеб пришёл к художественному творчеству и открыл
новую страницу в своей жизни.
Творчество
В самом начале 90-х годов мне, как
и всему населению России, приходилось весьма туго. Работы не было,
советские денежные запасы быстро съедала инфляция.
Вынужденно сидя дома, я как-то занялся
изготовлением из обнаруженной в кладовке никелированной медной проволоки
простеньких украшений: серёг, кулонов, колец. Украшения мои понравились
жене да и всем знакомым женского пола. Кому-то пришла мысль делать
их на продажу. Первая попытка сразу оказалась удачной. Тогда, в
начале 90-х, соотношение стоимости рубля к доллару было таким, что
иностранцы могли себя чувствовать в Москве сверх богачами. На краю
Измайловского парка образовался огромный стихийный рынок, куда художники
и ремесленники приносили свои изделия для продажи, а богатые иностранцы
и перекупщики приезжали за закупками. Мои же изделия из никелированной
проволоки сразу оказались ходовым товаром. Продажная цена кольца
или пары серёг составляла доллар, а это были тогда очень даже приличные
деньги. Вскоре я научился из цветной пластмассы имитировать декоративные
камни, мои изделия стали раскупаться, что называется, "влёт", порой
целыми партиями. Я сидел дома и занимался их изготовлением, а жена
вела торговые операции. Материальные проблемы мы решили очень быстро.
Однако конвейерная ремесленная работа
скоро мне надоела. Кольца, кулоны браслеты - всё это, конечно, хорошо,
но душа требовала чего-то более серьёзного. Я начал пробовать изготавливать
из проволоки объёмные скульптуры, и у меня получилось! Эти скульптуры
среди моих друзей, профессиональных художников, сразу заслужили
самые высокие оценки. Вскоре я уже выставлял их в солидных галереях.
Появились положительные рецензии в прессе, скульптуры стали покупать
истинные коллекционеры. Пришло и официальное признание: я стал членом
Международного художественного фонда, т. е. стал признанным художником.
Персональных и совместных выставок у меня уже не один десяток, мои
работы постоянно выставляются и хорошо продаются. И я благодарю
судьбу, что волею случая из учёного-изобретателя я стал скульптором
и на пятом десятке лет своей жизни открыл в себе новые творческие
способности.
Материал, используемый мной, - различного
сечения проволока и металлическая лента, - для художественного творчества
весьма нетипичен. Мой стиль стоит на грани синтеза скульптуры и
графики, я его так и определяю: "скульптурная графика". Работать
в таком стиле достаточно сложно, по крайней мере, в Москве мне неизвестны
художники и скульпторы, работающие в подобной технике.
Сама жизнь - творчество
Мне 62 года, но старым человеком я
себя не считаю. Быть пенсионером - это очень хорошее дело. Дети
мои выросли и уже нашли себя в жизни. Материальные проблемы ушли
на второй план. Сейчас самое время пожить "для себя" и реализовать
все задуманные творческие проекты. У меня была интересная, увлекательная
жизнь, но я не смотрю в прошлое, а живу настоящим и, самое главное,
живу творчески. Уныние, слава Богу, не мой удел. Вся жизнь - это
непрерывный творческий процесс, это я знал всегда и старался так
относиться ко всему и, главное, никакого труда никогда не боялся.
Работал учёным и конструктором - стал признанным изобретателем;
изучал языки - стал переводчиком; купил машину - стал мастером-автослесарем;
ремонтировал квартиры - нашёл себя в дизайне, по своим эскизам изготавливал
люстры, мебель и делал эксклюзивные интерьеры. И, наконец, начал
делать "ювелирку" из проволоки - и стал скульптором, признанным
художественным сообществом.
Сейчас я увлёкся поэзией, пишу стихи,
делаю переводы, в частности, перевожу Киплинга. Собираюсь издать
стихотворный сборник. Планов много…
Киплинг. "Если"
Если ты можешь трезво всё измерить,
Когда в смятенье все - и в том тебя
винят,
Если в себя ты можешь стойко верить,
Когда "тебе не верим" все кричат.
Если ты можешь ждать не уставая
И, подвергаясь лжи, в ответ не лгать.
Быть ненавидимым, на то не отвечая,
Успехом и умом не раздражать.
Коль сможешь не попасть к мечтаньям
в рабство,
И целью мысль любую не считать,
И сможешь знать - обманчивое братство
-
Успех и крах, что могут рядом стать.
И если сможешь каждый миг летящий
Не зря потратить, складывая век, -
Мир будет твой. Ты будешь настоящий,
Его хозяин, больше - Человек!
Нужны ли дачи, "мерсы", званья,
врачи Кремля, знакомых знать?
Не столь сильны мои желанья,
чтобы на них себя менять.
И так всю жизнь и ежедневно:
едва рассвет - а уж закат;
сколь многие живут разменом
частей себя - на что хотят,
себя частями отдавали,
чтобы взамен побольше брать,
И как себя не сознавали -
Так и не жаль себя терять.
Возможной жизни вес измерив,
Я не замкнусь в таком кольце,
И если суждены размены -
Пускай, но сразу - и в конце.
|