Cобытие
(НОВЫЙ ПРАЗДНИК КУЛЬТУРЫ)
Концепция
(К 200-ЛЕТИЮ Н.В.ГОГОЛЯ)
Наши интервью
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ)
Год семьи
(ОБРАЗОВЫВАЯ УМ, ВОСПИТЫВАЕМ ДУШУ)
Очаги культуры
(ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЖЕМЧУЖИНКУ»)
Очаги культуры
(МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ)
В округах
(КУРС – «НОРД-ВЕСТ»)
Музеи
(ЭСКАДРА ПАМЯТИ)
Музеи
(ХРАНИТЕЛИ МИРА ПАУСТОВСКОГО)
Музеи
(КУЛЬТПОХОД НА ПЕТРОВКУ, 25)
Театр
(«ИГРАЕМ ШЕКСПИРА, ЧИТАЕМ БРОДСКОГО»)
Наше наследие
(В ЗЕРКАЛЕ ЦЕРЕМОНИАЛА)
Культ личностей
(ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ВСЯ ЖИЗНЬ)
Культ личностей
(СЕЯВШИЕ ХЛЕБ СЕЯЛИ СВЯТОСТЬ)
Юбилеи
(В ПОРЫВЕ СКОРБИ ЖИВОТВОРНОМ)
|
СЕЯВШИЕ ХЛЕБ СЕЯЛИ СВЯТОСТЬ
Валентин НОВИКОВ
Всё более заметно стал проявляться активный интерес к отечественной истории и культуре, подогреваемый переизданием изъятых из научного обихода трудов великих русских историков, а также появлением новых исследований и художественных произведений, обращённых к нашему великому прошлому. И в ряду тех, кто сознательно или в силу собственных творческих устремлений способствовал расширению круга знаний о таящихся в этом прошлом духовных богатствах, тем самым внося вклад в развитие национального самосознания соотечественников, оказалась художница Нэлли Александровна Генкина.
Она начала заниматься живописью с конца 80-х годов прошлого века. До переезда в столицу жила в Нижнем Новгороде, подвизаясь на научном поприще. Кандидат физико-математических наук, заслуженный изобретатель СССР, автор 15 (!) изобретений. Многие из работавших в то же время её коллег могут лишь задумчиво и не без некоторой ревности вздохнуть: за годы творческой деятельности Нэлли Генкина стала участницей ряда престижных выставок, таких как "Осенний вернисаж" в Нижнем Новгороде (четырежды), Всероссийская выставка "Тысячелетняя Россия" в столичном Государственном музее декоративно-прикладного и народного искусства. А главное достижение - 17 её персональных выставок в городах страны, 7 из которых прошли в московских залах.
За создание трёх портретов В.И.Даля, автора знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка", художница награждена орденом его имени и медалью "За вклад в русскую культуру". А сами портреты, репродуцированные в 2-х юбилейных изданиях "Толкового словаря", вошли в коллекцию Луганского музея имени великого собирателя русского слова. Репродукции других картин художницы украсили один из томов 20-томного собрания "Библиотеки русской фантастики ХI - ХХ веков". Часть из них пополнила некоторые музеи. И совсем недавно вышел в свет альбом её живописных работ.
Нарастающее внимание к произведениям Н.Генкиной объясняется не только своеобразием её творческой личности, но и тематикой главнейшего направления её художественных изысканий - это мир нашей седой древности, воплощённый в славянской мифологии.
Для объективного восприятия такого богатейшего мира, особенностей подхода к его истолкованию необходимо учитывать две крайности, сложившиеся во взглядах на историческое бытие славянства в его дохристианском и христианском периодах и получившие распространение как на бытовом, так и на научном уровне в основном в среде творческой интеллигенции. Обе крайности возникли в 70-е годы прошлого века на почве отрицания марксистско-интернационалистической идеологии и политики, отрывавших русский народ от родных корней, и пылкого желания обрести иные духовные опоры.
И одни нашли их в верованиях, веками определявших жизненные устои наших предков. Положив их в основу своего мировоззрения, так называемые "неоязычники" стали провозглашать дохристианский период жизни славянства "золотым веком". Но, преклоняясь перед русским народом, начали резко обличать принятое им христианство, рассматривая его как одну из форм иудейской идеологии, целью которой было истребление отеческой веры и порабощение исповедующих её. Другие, начавшие укрепляться в православии, стали яростно предавать анафеме язычество, отрекаясь от всего дохристианского, сдавая все его мировые заслуги врагам.
Таким образом, и одни, и другие в силу своей ограниченности и исторического невежества невольно сбивали и продолжают сбивать с толку людей, живо отзывающихся на движение общественной жизни, но ещё недостаточно просвещённых. И тем, кто хотел бы отрешиться от навязываемых такими "идееносцами" губительных заблуждений, следует приложить усилия и получить отчётливые ответы хотя бы на два основных вопроса.
Первый - как и почему "неисторическим" (по определению Гегеля, Маркса и Гилера) племенам славян и руссов с их якобы примитивными воззрениями и укладом жизни удалось встать у основания общеевропейской цивилизации на её греко-римской основе, породить такой феномен, как Древняя Русь, которая позже стала именоваться "Святой Русью".
И второй - в чём же причина столь быстрого, по историческим меркам, распространения среди славян христианства, ставшего одной из основных религиозных систем мира.
Впрочем, всякий человек, неравнодушный к славянской проблеме, имеет теперь возможность получить ясные, аргументированные ответы на главные загадки, таившиеся в истории "колен славянских", с позиции совершенно нового взгляда на их место в мировой истории, что даёт ключ к пониманию и многих нынешних геополитических проблем. Славянская проблема как раз и занимает главнейшее место в недавно вышедших 2-х томах книги не только великого художника, но и историка Ильи Глазунова "Россия распятая", как бы подводящей итог его историческим изысканиям, которыми он занимался в течение всей своей жизни. Что и дало ему основание ещё во вступлении к 1-му тому высказать гневное утверждение: "История славянских, как и русских племён писалась врагами" (кстати, никем не опровергнутое). В своей трактовке исторических событий и явлений И.Глазунов опирается на известные и малоизвестные труды древних историков и, что особенно важно, на фундаментальные исследования великих русских историков, насильственно устранённых из научного обихода.
Решающим поворотным пунктом, заставившим Н.Генкину сконцентрировать усилия на отражении темы славянской мифологии, стало благодатное знакомство с писателем, славяноведом, ревностным защитником памятников отечественной истории и культуры Юрием Медведевым, с его книгами, в частности "Энциклопедией славянской мифологии". Ю.Медведев подготовил к изданию альбом, широко представляющий творчество Н. Генкиной.
Альбом открывается репродукцией картины "Капище", ставшей как бы своеобразной визитной карточкой всего цикла работ по славянской мифологии. Мы видим уголок природы явно северного края. В левой части картины - невысокий холм, на котором в обрамлении могучих рогов возвышаются изваяния трёх богов. Скорее всего - это Триглав, который не был, как это, наверное, представляется, особым богом с тремя головами, а являлся единым богом в трёх лицах: Сварог, Перун и Световид. Последние два были порождением Сварога. Здесь прослеживается очевидный аналог с христианством - "Бог един, но троичен в лицах". От всей композиции, привлекающей красочностью сочетания традиционных для русской живописи зелёного, красного и голубого цветов, веет духом седой старины. Но её вековая умиротворённость нарушается ярко-розовыми, как бы кровавыми сгустками заката и оранжево-голубыми сполохами облаков с затонувшим в них оранжевым небесным светилом. Это невольно навевает тревожную атмосферу, погружающую в мысли о превратностях бытия славянских народов, наполненного постоянной борьбой с вражескими нашествиями.
На следующей картине запечатлён образ верховного бога Сварога - владыки Вселенной, родоначальника богов. Это олицетворение неба, он признавался отцом солнца и огня. Сияние солнечного света, потоки ливневых дождей, ниспадающих с небес, становятся благодатным даром для населённой Сварогом Земли, прекрасный лик которой открывается в нижней части полотна. В целом же картина вызывает ощущение эпической мощи, характерной для мышления и деяний наших предков, главной заповедью которых было: "Хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать".
А вот "Макошь, прядущая нить судьбы". Это дочь Перуна (чаще называемая Мокошь), богиня судьбы, женского начала, покровительница женщин, посредница между Небом и Землёй. После крещения Руси её образ перевоплотился в образ Параскевы Пятницы.
Разговор о значении мифологического цикла работ Н.Генкиной и их достоинствах может быть продолжительным. Даже сами их названия - "Арысь-поле", "Птица-обида", "Богиня зверей и охоты Девана", "Беловодье - волшебная страна - молочные реки, кисельные берега", "Желя и Карна - богини загробного мира" и другие - притягивают зрителя как магнит. Ибо порождают предвкушение радости вхождения в те пласты духовного и нравственного бытия предков, которые не были и до сих пор не являются предметом изучения в школе и других учебных заведениях.
Как уже говорилось, Н.Генкина пришла в искусство из научной среды. И в ряде картин на темы славянской мифологии она пытается выразить своё современное восприятие некоторых философских категорий, таких как время и пространство, в соотношении с представлениями о них в древности. Её картины проникнуты глубоким русским национальным чувством. Это ощущается не только в общем настрое, но и во многих деталях. Герои облачены в русские национальные костюмы. Водные просторы бороздят ладьи и струги, на которых русские купцы и дружины воинов совершали дальние морские путешествия, а прославленные венеды, как назывались многочисленные славянские племена, именовавшие себя руссами, основавшие Венецию, освоившие и прибалтийские земли, были прекрасными мореходами. И недаром некогда Балтийское море называлось Венедским, а Чёрное - Русским.
Так что славяне занимались не только охотой, скотоводством и земледелием, где они руководствовались главным принципом: "Тот, кто сеет хлеб, сеет святость". Воинственность славян, производивших своё самоназвание не от латинского слова"sklave" ("раб", как твердят их ненавистники), а от "славы", как гордо провозглашается в древней летописи - "Влесовой книге" ("мы… были русскими славянами, которые богам славу поют и потому суть - славяне"), приводила в трепет врагов, а величие их деяний у историков вызывало изумление. Как и ныне они поражаются тому, что многие выдающиеся личности, влиявшие на ход исторических событий, оказывается, были представителями славянского рода.
Например, великая Византийская империя - Второй Рим - была многим обязана влиянию славян и особенно возвысилась в качестве таковой во времена правления знаменитого императора Юстиниана, бывшего славянином. Основателем самого Рима был легендарный Эней, один из троянских вождей, которого греки называли славянином. Но это лишь отдельные эпизоды, характеризующие мощь древних славян, вооружённых своим мировоззрением, в котором, кстати, содержались такие главные черты, роднящие с христианством, которые впоследствии облегчили окончательный их переход в христианскую веру. Это единобожие - признание единого Бога, владыки над всем и всеми, при наличии других, подчинённых ему богов; вера в бессмертие души и загробную жизнь.
Несомненное достоинство Н.Генкиной как человека и художника и заключается в её попытке, весьма небезуспешной, передать в своих произведениях величие и богатство духовного мира наших предков, отразившееся в их мифологии, которая наполняет вас ощущением неразрывной связи человека с природой, дыханием поэзии, образным восприятием красоты Божьего мира.
* * *
Второй, наиболее обширный, цикл работ Н.Генкиной составляют морские пейзажи, написанные как во время путешествий с обозначением в названии конкретного места, так и представляющие обобщённые образы морской стихии. Здесь в полной мере высвечивается её творческая индивидуальность как живописца.
Интересные работы созданы художницей и в других направлениях - историко-философские и жанровые картины, экспериментальные композиции, пейзажи, натюрморты, вошедшие в раздел "Цвет времён жизни" и другие части альбома, а также ряд портретов современников и выдающихся исторических деятелей - Великого князя Киевского Ярослава Мудрого, основателя Нижнего Новгорода князя Георгия Всеволодовича, парный портрет освободителей Москвы от польских интервентов Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В данном случае Н.Генкина не пошла по пути создания сугубо реалистических образов, как при написании исторических картин. Портреты решены в условной манере с учётом предшествующего опыта создания обобщённых образов.
В целом же творчество Нэлли Александровны Генкиной и по актуальности тематики, и по художественной выразительности её произведений с отчётливо звучащей в них авторской интонацией, что придаёт им особое своеобразие и узнаваемость, уже получило общественное признание. В заключение хочется привести слова, высказанные в связи с выходом альбома её живописных работ предводителем Российского дворянского собрания князем Андреем Оболенским: "Надеемся, что на фоне усиливающегося в современном обществе влечения к многовековой истории России альбом будет интересен всем, кому небезразлична и дорога история славянской культуры".
|