Главная     Редакция     Архив     9(61)/2008  
 

Анонс
(В ДЕНЬ ГОРОДА-2008)


События
(ШТРИХИ К ИМИДЖУ)


События
(БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОРУМ)


Музеи
(ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ)


Награждения

Рядом с нами
(ЛУЧШИЙ)


Рядом с нами
(СОЛИСТКА)


Конкурсы
(ВЕРА В СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(«ВЫХОДЯТ НА АРЕНУ...»)


Память
(ОГОНЬ, ЗАЖЖЁННЫЙ СОЛНЕЧНЫМ ТЕПЛОМ)


Музыка
(НОВЫЙ СЕЗОН В ФИЛАРМОНИИ)


Год семьи
(АЛФЁРОВЫ)


Культ личностей
(«ИНТЕРЕС К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ВОЗРОС»)


Культ личностей
(АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ: «Я ЖИВУ В НАСТОЯЩЕМ»)


Живопись
(«ЦВЕТУЩИЙ БРЕГ ЗА МГЛОЮ ЧЁРНОЙ»)


"ВЫХОДЯТ НА АРЕНУ..."

Пётр ДОРОШЕНКО

Говорить о цирке - значит, говорить о сильных, мужественных и красивых людях.

Люди цирка появились на Руси очень давно, о чём свидетельствуют древние фрески Софийского собора в Киеве. На одной из них изображены кулачные бойцы, приготовившиеся к бою; на другой - играющие на длинных трубах музыканты; на третьей - танцующий человек, одновременно играющий на флейте; на четвёртой - мужчина с шестом, по которому поднимается мальчик. Шест заканчивается небольшой круглой площадкой, чтобы на неё можно было стать ногами. На соседней фреске изображены поводыри с медведями и барсами. Подтверждением тому, что всё это имеет отношение к цирковому представлению (позаимствованному, вероятно, у Византии), является фреска, на которой представлены в качестве зрителей киевский князь и члены его семьи. Изображение на фреске позволяет думать, что выступление древних цирковых артистов происходит в круге, который образовывали зрители, а это говорит о площадном характере самого циркового зрелища. Отсюда и название "цирк" от латинского слова "circus" - круг.
     Современные исследователи, изучающие связь древних религиозных культов с различными формами искусств, пришли к утверждению, что в XIV тысячелетии до н.э. далёкие предки англичан, немцев, французов, итальянцев и славян, проживавшие на территории "прародины" в Приполярье, где климат был тёплым и мягким, сооружали деревянное круглое святилище, внутри которого помещалось не только большое количество людей вместе со жрецами, но и лошади. В этом святилище для защиты страны от всевозможных бед ежегодно совершался обряд жертвоприношения белого коня (ашвамедха). Одновременно устраивались различные игры, а также скачки на лошадях, выступления фокусников, танцовщиц, акробатов, певцов, сказителей. Площадка, на которой всё это происходило, была, разумеется, круглой, поскольку круг считался священным символом Неба. Конь, по древним языческим представлениям, находился в тесной связи с небесным светилом. Может быть, любуясь в современном цирке этими красивыми животными, бегущими по замкнутому кругу манежа, мы увидим как бы в реальном воплощении то, что древние люди представляли лишь метафорически - бег солнечного диска по небосводу в виде колесницы древнегреческого бога Телиоса?
     Современные куполообразные цирки являют ту же символику небесного свода, что и храмовая архитектура. Но сходство с храмом не только внешнее, но и внутреннее. Если в храме главный смысл Богослужения - в искупительной жертве, то на арене цирка ритуальная жертва трансформировалась в радостную и праздничную "жертвенную смерть", ставшую игрой, несмотря на то, что для многих артистов исполнение циркового трюка связано со вполне реальным риском. Завершением циркового номера является поклон, во время которого лицо артиста должна озарять улыбка, свидетельствующая о том, что он не просто легко исполнил свой опасный трюк, но совершил этот трюк именно как радостную жертву.
     Во имя чего эта жертва? Конечно, во имя утверждения силы, ловкости и бесстрашия - в общем, того героического образа человека, который должна культивировать в своей среде каждая нация, желающая сохранить себя как "монаду" единого человеческого организма. Действительно, чтобы нация имела волю к самосохранению, в ней должно постоянно генерировать то, что героизирует и одухотворяет её реальную действительность. Стоит ли ради этого рисковать? Цирк во все времена отвечает: стоит!
     Но цирк существует, конечно, не только ради того, чтобы героизировать действительность. В нём огромное место занимает то, что служит развлечению публики. Недаром весёлые скоморохи - первые русские профессиональные актёры, появившиеся в XI веке, - назывались "потешниками". Происхождение слова "скоморох" можно вести от греческого "скоммархос" - "мастер смехотворства", можно и от французского слова scaramouche - "бродячий музыкант", "плясун", "комедиант". Однако скоморохи не ограничивались только смехотворством и плясками. Они умели делать всё. Передвигаясь от города к городу целыми ватагами, скоморохи являли собой фактически передвижной цирк, в котором были и акробаты, и канатоходцы, и жонглёры, и кукольники, и "медведчики" (поводыри дрессированных медведей), и затейники, способные умными и смешными репликами втянуть публику, стоящую кругом, в действие (этот приём используют и современные клоуны, выступающие на манеже). Они демонстрировали разносторонность и раскованность, т.е. то, что демонстрирует и на чём держится настоящий цирк.
     Особое место занимала в искусстве скоморохов так называемая "медвежья комедия", которая являлась одним из древнейших народных увеселений. В медвежьей комедии, или медвежьей потехе, соединились и цирк, и театр. Выступления "медвежатников" были исключительно русским развлечением, полным юмора, добродушия и симпатии к "косолапому Мишке", как его любовно называют и в наших сказках, и в детском фольклоре. Это связано ещё и с тем, что медведь когда-то считался тотемным животным и потому стоящим ближе других зверей к человеку. Поводыри совершенно открыто использовали живущую в народе веру в чудесную силу медведя, с помощью которого "лечили" больных. Вожаки сулили отличное здоровье тому человеку, который позволит медведю переступить через себя или прикоснуться. Сулили также счастливую жизнь хозяину, пустившему вожака с медведем на ночлег (охотников заполучить на ночь такого неожиданного "благодетеля" было, разумеется, предостаточно). Медведь стал главным четвероногим артистом России, конечно, потому, что когда-то он обильно населял русские леса и его относительно просто было поймать и превратить в идеального артиста, очень похожего на человека. На этом сходстве медведя с человеком и выстраивалась "медвежья комедия".
     Сущность представления с медведями заключалась в том, что поводырь произносил какой-либо текст, а медведь тут же начинал совершать действие, которое обостряло комический эффект произнесённых слов. Именно подобную сценку с медведем предлагает увидеть нам Н.В.Гоголь в "Мёртвых душах", где Чичиков встречается с Собакевичем, о котором говорится - это "такой медведь, который уже побывал в руках, умеет и перевёртываться и делать разные штуки на вопросы: "А покажи, миша, как бабы парятся?" или: "А как, миша, малые ребята горох крадут?". Великий писатель, пытаясь более метко охарактеризовать своего героя, описал заодно и один из эпизодов "медвежьей комедии". Заметим, что "медвежья комедия" нашла отражение и в опере Н.А.Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже", и во многих других произведениях русского искусства.
     Пережив свой "золотой век", выпавший на время Иоанна Грозного, скоморохи должны были в начале XVI века под нажимом государства перенести свою деятельность из центра на окраины, куда царские указы, запрещавшие скоморошество и медвежью потеху, не доходили. Главная вина этих "весёлых людей" (ещё одно наименование скоморохов) заключалась в том, что в своих сатирических сценках они показывали народу картины духовной деградации "высшего общества", не считающегося со своим народом. Иногда "перегибали палку" и в отношении служителей религиозного культа. Всё это вызвало опалу на скоморошество. Так, протопоп Аввакум, ревнивый сторонник благочестия, в своём "Житии" писал о том, как он расправлялся со скоморохами: "Прийдоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и хари и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял - одново ушиб, а другова отпустил в поле".
     Так что "бунтарский век" был не только временем борьбы со смутьянами и раскольниками, но и с народным творчеством, которое выражали скоморохи. Только после ослабления нажима со стороны властей скоморошество вновь вернулось - в народных гуляньях, балаганах и цирковых аренах. Правда, ко времени этой "оттепели" скоморошество изрядно потеряло свой профессионализм и сохранялось в городах и селениях в любительском движении балагурства. Используя освободившуюся "нишу", на Русь хлынули иностранные балансёры, жонглёры, фокусники, эквилибристы, мастера позитур, ташеншпиллеры и прочие. Очень часто они вынуждены были набирать русских учеников в качестве партнёров. Так начинало формироваться на новом профессиональном уровне поколение русских цирковых артистов.
     В конце XVIII - начале XIX веков на первое место выходит зрелище, связанное с участием лошадей. Фактически, формирующийся цирк в имперскую эпоху будет по преимуществу конным цирком. Это обусловлено тем, что дворянская молодёжь и офицерство проявляют особый интерес к манежной езде и выучке лошадей. Поэтому в Петербурге и Москве в построенных манежах происходят цирковые представления. Наконец, в 1830 г. в Москве в Нескучном саду выстраивается первый в России цирк шапито. Здесь попеременно идут театральные представления и конные ристания.
     Затем, в 1847 г. на Лубянской площади появился деревянный цирк антрепренёра Сулье, просуществовавший недолго. В 1853 г. новый стационарный цирк на Петровке, рядом с Малым театром (где теперь Центральный универсальный магазин), построил гвардейский офицер В.Н.Новосильцев.
     Огромную роль в становлении русского цирка сыграли братья Никитины, построившие в Москве в 1911 г. на Большой Садовой улице, рядом с садом "Аквариум", огромное каменное здание. В этом цирке, который назывался "Русский цирк братьев Никитиных", представления шли до 1918 г.
     Самым знаменитым в Москве стал цирк Альберта Саламонского на Цветном бульваре. Его открытие состоялось 20 октября 1880 г. Будучи прекрасным наездником, Саламонский, однако, не отдаёт предпочтения конным номерам, хотя и любит выступать сам с большой группой лошадей. Его цирк в основном ориентирован на купечество и зажиточное мещанство.
     Но и для демократической публики было отведено на галёрке большое количество мест. Особое внимание антрепренёр уделял детям, почувствовав, что дети - самая благодарная и подходящая аудитория для цирка. Впервые в цирке на Рождество стали устраивать ёлки.
     В цирке Саламонского выступали также балалаечники, гармонисты и русские хоры. Как талантливый организатор массового зрелища Саламонский придавал огромное значение клоунаде - из десяти номеров его цирковой программы больше половины были клоунские. Это вытекало из самой демократической природы циркового искусства, поскольку народные традиции наиболее сильны в клоунаде. Возможно, свою роль сыграло здесь и то место, на котором был построен цирк. Известно, что скоморохи с XVI века жили вблизи Цветного бульвара.
     Во второй половине XIX столетия рождается новый вид клоуна, который соединил в себе "разговорный жанр" и "акробатический". Не случайно в одном из своих рассказов, посвященных цирку, А.И.Куприн заметит, что "в каждом акробате всегда сидит немного клоуна". Отличное наблюдение! Это изречение замечательного беллетриста стоит того, чтобы вдуматься в него и поразмышлять о таинственной природе смешного и трагического (не забудем, что акробат, совершающий трюки, часто подвергает свою жизнь опасности). И как здесь не вспомнить снова фигуру скомороха, который не только умел смешить публику, но и показывать различные акробатические трюки. Недаром известный мастер клоунады С.С.Альперов, обращаясь к своему сыну, тоже клоуну, говорил: "Уходя из цирка, зрители должны помнить не только то, что клоун был смешон, но и то, что он был ловок!". К этому можно добавить, что клоун, пускающий в ход своё остроумие, должен быть ещё и смелым человеком.
     В конце XIX века на первое место в цирке вышли клоуны, которые были генетически связаны с первыми профессиональными затейниками - скоморохами. В это время на арене взошла звезда "короля шутов" А.Л.Дурова - внука героической "кавалерист-девицы" Надежды Дуровой. Эта замечательная женщина не только была храброй воительницей и талантливой писательницей, приводившей в восторг Пушкина и Белинского, но и чувствовала особую любовь и привязанность к "братьям нашим меньшим", подбирая всех бродячих кошек и собак, которым давала приют в своём собственном доме в Елабуге. И, конечно, не случайно её внуки - А.Л. и В.Л.Дуровы - так легко нашли общий язык со многими зверюшками, выступая с ними на арене цирка. В их творчестве номера с животными, в которых сочетались элементы дрессировки и словесного комментария, являлись, безусловно, трансформацией "медвежьей комедии". В 1910 г. В.Л.Дуров основал в Москве на Старой Божедомке театр (Уголок Дурова), состоящий из дрессированных животных: собак, осликов, верблюдов, слона и др. Кроме выступлений со своими животными-артистами, В.Л.Дуров занимался научной деятельностью, изучая поведение зверьков и разрабатывая методы их дрессировки. В 1915 г. он снялся со своими питомцами в специальном фильме "И мы как люди".
     Через цирк Саламонского прошли такие выдающиеся клоуны, как И.С.Радунский и М.А.Станевский (Бим и Бом), В.Е.Лазаренко, братья Л.К. и К.К.Танти, С.С. и Д.С.Альперовы. В этом же здании на Цветном бульваре, просуществовавшем 105 лет, работали, уже в советское время, М.Н.Румянцев (Карандаш), О.К.Попов, Л.Г.Енгибаров, А.Н.Николаев, А.П.Марчевский, Ю.Д.Куклачёв, Е.Б.Майхровский, Ю.В.Никулин, М.И.Шуйдин и другие, достигшие мировой славы. В 1987 г. на месте старого цирка, о котором Юрий Никулин сказал: "Мой Старый цирк, бульвар Цветной, / Мой Старый цирк из детских снов", началось строительство нового здания. В 1996 г. этому новому цирку было присвоено имя "Московский цирк Никулина на Цветном бульваре". И это не только дань замечательному артисту, сумевшему в маске меланхолического клоуна вызвать особую симпатию зрителей, но и признание того, что скоморошество, некогда обитавшее здесь, в лабиринте московских улиц, получило снова свой постоянный вид на место жительства.
     В настоящее время в Москве два стационарных цирка. Второй цирк находится на проспекте Вернадского. Современный цирк так же удивляет и потрясает своим мастерством, как он потрясал и сто, и двести, и триста лет назад. Но мы приходим под его волшебные своды не только ради того, чтобы стать свидетелями красоты, смелости и остроумия служителей великолепного древнего искусства, но ещё и для того, чтобы наполниться тем площадным воздухом свободы, который пьянил и вдохновлял скоморохов.