Главная     Редакция     Архив     9(61)/2008  
 

Анонс
(В ДЕНЬ ГОРОДА-2008)


События
(ШТРИХИ К ИМИДЖУ)


События
(БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОРУМ)


Музеи
(ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ)


Награждения

Рядом с нами
(ЛУЧШИЙ)


Рядом с нами
(СОЛИСТКА)


Конкурсы
(ВЕРА В СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(«ВЫХОДЯТ НА АРЕНУ...»)


Память
(ОГОНЬ, ЗАЖЖЁННЫЙ СОЛНЕЧНЫМ ТЕПЛОМ)


Музыка
(НОВЫЙ СЕЗОН В ФИЛАРМОНИИ)


Год семьи
(АЛФЁРОВЫ)


Культ личностей
(«ИНТЕРЕС К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ВОЗРОС»)


Культ личностей
(АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ: «Я ЖИВУ В НАСТОЯЩЕМ»)


Живопись
(«ЦВЕТУЩИЙ БРЕГ ЗА МГЛОЮ ЧЁРНОЙ»)


"ИНТЕРЕС К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ВОЗРОС"

Ирина НОВИЧКОВА

Можете ли вы представить женщину, успешно управляющую огромным творческим коллективом? Молодую, прекрасно образованную и неординарно мыслящую, способную на решительные поступки и одновременно покоряющую особой, утонченной красотой?

Счастливой обладательницей столь нечасто встречающегося сочетания названных качеств по праву можно назвать создателя и директора Симфонического оркестра Москвы "Русская филармония" заслуженного работника культуры России Гаянэ Шиладжян, победительницу VI Московского конкурса "Женщина года", личность невероятно яркую, наделённую удивительной способностью никогда не уклоняться от своей цели как в жизни, так и в профессиональной деятельности. О созданном ею оркестре и о многом другом Гаянэ Шиладжян рассказала в интервью нашему журналу.
     - Как складывалась Ваша творческая, профессиональная жизнь до создания оркестра?
     - По первой профессии я пианистка. Окончила высшее музыкальное училище имени М.М.Ипполитова-Иванова, а затем Московский финансово-экономический институт (академию). В 1990 г., завершив свою педагогическую деятельность, решила посвятить себя другому делу и пришла на работу в театр "Новая опера", к Евгению Владимировичу Колобову. С 1990 по 1993 гг. - это время становления театра, я работала в нём ещё до реконструкции.
     А в 1993 г. Дмитрий Бертман пригласил меня к себе. Созданный им театр "Геликон-опера" в моей жизни был уже вторым театром, который пришлось создавать, поднимать на ноги. Очень много сил и энергии, конечно, было вложено в него. Здесь я проработала до 1998 г., когда Александр Ведерников предложил мне помочь ему в создании нового оркестра. Тогда же я обратилась к Юрию Михайловичу Лужкову с идеей создания столичного оркестра, потому что все симфонические оркестры на тот момент были федерального подчинения. У Москвы за её почти тысячелетнюю историю никогда не было своего оркестра! К счастью, эта идея нашла поддержку, и в 2000 г. вышло постановление Правительства Москвы о создании Симфонического оркестра города Москвы "Русская филармония", директором которого я являюсь и по сей день... А в 2001 г., 19 марта, в день рождения нашего оркестра, состоялся первый концерт.
     С момента открытия Московского международного Дома музыки мы базируемся в нём. Оркестр регулярно выступает также в Большом зале Московской консерватории и Концертном зале имени П.И.Чайковского. В сезон мы играем порядка 40-50 концертов. А в прошлом сезоне, например, только в Москве мы дали их 93.
     Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" - первый и единственный на сегодняшний день московский большой симфонический оркестр - учреждён Правительством Москвы в 2000 г. Со времени его создания и до 2004 г. оркестром руководил Александр Ведерников. В июне 2006 г. по приглашению директора оркестра Гаянэ Шиладжян оркестр возглавил "русский Паганини", выдающийся скрипач и дирижёр, народный артист России Максим Федотов. Высокий профессионализм этого коллектива основывается на исполнительском мастерстве как опытных артистов (в составе оркестра есть народные и заслуженные артисты России), так и молодых музыкантов, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов. В репертуаре оркестра - "золотой фонд" русской и зарубежной классики, а также произведения современных композиторов.
     - Мы стремимся сделать интересным и событийным каждый концерт оркестра. У нас уже есть своя публика, мы ответственны перед ней и в каждом сезоне стараемся делать больше разнообразных программ, охватывающих разные стили и жанры.
     Часть концертных программ адресована юным слушателям. Не могу сказать, что это основная наша аудитория, но, безусловно, очень важная для нас, ведь именно с детского возраста в человеке закладывается любовь к музыке. Этой аудитории посвящен проект "Сказка в русской музыке". Это светомузыкальные представления с использованием инновационных световых технологий, обеспечивающих динамическую проекцию изображений фантастической яркости, насыщенности и реалистичности практически на любых поверхностях - от небольшого экрана или стены внутри помещения до массивных зданий и архитектурных ансамблей. Чтецом в этом проекте выступает, как правило, актёр МХАТа Сергей Колесников. Детям предоставляется возможность полностью погрузиться в мир русской сказки. Это и "Сказка о царе Салтане", и "Конёк-Горбунок", и "Золотой петушок"... На мой взгляд, это очень интересный проект, но вместе с тем и очень дорогостоящий. Поэтому хочется сказать огромное спасибо Департаменту культуры города Москвы и лично Сергею Ильичу Худякову за его поддержку, без которой нам это было бы не по силам. Очень надеемся, что подрастающее поколение через сказки узнает и полюбит русскую музыкальную классику. В этом - одна из самых главных задач данного проекта.
     Заслуживающий особого внимания проект - постановка кантаты Карла Орфа "Кармина Бурана", осуществлённая вместе с Капеллой Юрлова. В следующем сезоне у нас запланирована новая постановка этого выдающегося произведения современной музыки, но уже с проекцией, со светом. Очень надеюсь, что это будет интересно.
     Кроме того, мы проводим ежегодные "Рождественские концерты". Должна сказать, что их очень ждёт наша постоянная публика. Это традиционный гала-концерт, который проходит перед Новым годом... В нынешнем году он длился у нас почти три часа. Мы не могли уйти со сцены, потому что публика просто не отпускала, что безумно приятно.
     Не могу не сказать и о таком нашем ежегодном проекте, как гитарные концерты, которые также пользуются огромной популярностью. В этом сезоне мы сделали два таких концерта с участием известных российских гитаристов.
     Недавно музыканты вернулись из Франции. Были в Каннах, на ежегодной выставке "MIPIM", где наш Камерный оркестр исполнял с Максимом Федотовым "Времена года" в средневековом замке. И даже проливной дождь не смог помешать огромному успеху этого концерта.
     1 апреля оркестр в творческом содружестве с солистами Мариинского театра и дирижёром Сергеем Ролдугиным (по совместительству ректором Санкт-Петербургской консерватории) представил комическую оперу "Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта в концертном исполнении, куда были привнесены и некоторые сценические элементы. Ведущие партии в этой необычной постановке исполнили лауреаты Международных конкурсов Оксана Шилова (Сюзанна), которая по красоте и вокальному мастерству ничуть не уступает знаменитой Анне Нетребко, Вадим Кравец (Фигаро), заслуженный артист России Юрий Лаптев (Граф) и другие замечательные солисты. 13 мая у нас прошёл весенний гала-концерт. В нём приняли участие гитарист Дмитрий Илларионов и солист Большого театра Зураб Соткилава. Дирижировал оркестром Максим Федотов. В конце мая мы приняли участие в ежегодном конкурсе вокалистов Галины Вишневской.
     За годы своей деятельности Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" осуществил ряд интересных проектов. Среди наиболее ярких и запоминающихся выступлений - совместный концерт оркестра с музыкантами оркестра театра "Ла Скала"; мировая премьера сочинения "Слава Святому Даниилу, Князю Московскому", специально созданная для оркестра "Русская филармония" выдающимся польским композитором Кшиштофом Пендерец-ким; премьера кантаты А.Шёнберга "Песни Гурре" при участии Клауса Марии Брандауэра, российская премьера оперы "Танкред" Дж.Росси-ни, а также участие в Четвёртом и Пятом Венских балах в Москве и Первом Всемирном саммите религиозных лидеров.
     С оркестром сотрудничали многие выдающиеся музыканты: Мстислав Ростро-пович, Ирина Архипова, Паата Бурчуладзе, Эли-со Вирсаладзе, Наталья Гутман, Вадим Репин...
     - Кому принадлежат идеи таких интересных проектов оркестра или же они рождаются при каком-то совместном обсуждении с художественным руководителем?
      - Могу сказать, что с самого начала существования нашего оркестра я привыкла делать это сама, поскольку всё взаимосвязано: программа - продажа - финансирование. Чтобы делать дорогостоящие программы, на это нужны деньги, которые мы получаем от реализации билетов. В настоящее же время создание программ - прерогатива художественного руководителя, за что я очень благодарна Максиму Викторовичу Федотову, снявшему этот огромный груз с моих плеч. Но есть у нас и такие придуманные когда-то мною программы, которые себя уже зарекомендовали и которые мы повторяем из сезона в сезон. Это, например, гитарные концерты, концерты танго, детские программы.
     - Одной из самых сильных сторон Вашего руководства оркестром является стремление сочетать высокий художественный, исполнительский уровень программ с их обращённостью к самой широкой слушательской аудитории. Вы согласны с этим?
     - На самом деле всё очень просто. Ни в коем случае нельзя допускать халтуры в работе... Именно по этой причине мы недавно отказались от гастролей по Испании, которые планировались почти на месяц, т.е. должно было быть порядка 24-х концертов и 9 программ из них - это "Болеро" Равеля. Когда я услышала, что 60-ти человек достаточно для того, чтобы сыграть "Болеро", то поняла, что не стоит соглашаться на эти гастроли. Нужно всегда стремиться делать свою работу качественно, тогда и результат будет соответствующим.
     Сегодня, конечно, должно быть соотношение интересных программ и качества исполнения. Должны быть первоклассные солисты. Тогда это будет интересно и слушателям. Нельзя бояться много тратить, надо бояться мало зарабатывать.
     В настоящее время у нас уже, как мне кажется, стала повышаться культура в целом и музыкальная культура в частности. По моему мнению, москвичи начинают понимать, что существует не только музыкальная попса. И, помимо дискотек, есть ещё и первоклассные симфонические оркестры. Классическая музыка всегда была элитной. Это не искусство широких масс. Но сейчас, наблюдая за тем, как заполняются залы на наши концерты, я могу однозначно сказать, что интерес к классической симфонической музыке очень возрос.
     - Что помогает Вам справляться с трудностями?
     - Наверное, прежде всего осознание того, что у меня за плечами 150 человек, которые в меня верят. Поэтому я просто не имею права их разочаровать.
     Вообще я воспринимаю наш оркестр как своего ребёнка. Точно так же я отношусь ко всем музыкантам: знаю все беды, проблемы каждого из них. И всё, что в моих силах, всегда стараюсь делать.
     
     Жизнь - это судьба, сочетание случайностей, удачи и характера. Характер Гаянэ Шиладжян помогает этой удивительной женщине справляться со всеми трудностями нашего времени, что даёт уверенность в будущем этого уже хорошо известного как в нашей стране, так и за рубежом коллектива - Симфонического оркестра Москвы "Русская филармония".