Главная     Редакция     Архив     9(61)/2008  
 

Анонс
(В ДЕНЬ ГОРОДА-2008)


События
(ШТРИХИ К ИМИДЖУ)


События
(БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОРУМ)


Музеи
(ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ)


Награждения

Рядом с нами
(ЛУЧШИЙ)


Рядом с нами
(СОЛИСТКА)


Конкурсы
(ВЕРА В СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(«ВЫХОДЯТ НА АРЕНУ...»)


Память
(ОГОНЬ, ЗАЖЖЁННЫЙ СОЛНЕЧНЫМ ТЕПЛОМ)


Музыка
(НОВЫЙ СЕЗОН В ФИЛАРМОНИИ)


Год семьи
(АЛФЁРОВЫ)


Культ личностей
(«ИНТЕРЕС К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ВОЗРОС»)


Культ личностей
(АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ: «Я ЖИВУ В НАСТОЯЩЕМ»)


Живопись
(«ЦВЕТУЩИЙ БРЕГ ЗА МГЛОЮ ЧЁРНОЙ»)


АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ: "Я ЖИВУ В НАСТОЯЩЕМ"

Михаил МИХАИЛОВ

Среди поклонников джаза на всём постсоветском пространстве его имя не просто давно знакомо каждому - оно стало легендой. Как знакома и узнаваема его неповторимая манера игры на электроакустической джазовой гитаре- мягкая, спокойная, вкрадчивая и выразительная.

Музыкант принципиально работает только с натуральным звуком - без использования спецэффектов. Он создал свой особый исполнительский стиль. Филигранно извлекая из инструмента каждый звук, он настолько досконально его обрабатывает и "выводит на финишную прямую", что "на выходе" мы ощущаем всё первозданное очарование исполняемой композиции. Именно в той интерпретации, в какой она задумывалась автором, в унисон с его мыслями.
     Имя его - Алексей Кузнецов, всемирно известный джазовый гитарист, композитор, аранжировщик, выдающийся педагог, народный артист России. Уже более 45-ти лет музыкант динамично выступает на джазовой сцене, на его счету огромное количество совместных концертов с видными российскими джазменами, среди которых Игорь Бриль, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Анатолий Кролл, Леонид Чижик, Игорь Бутман, и зарубежными: Дюк Эллингтон, Дейв Брубек, Тедди Джонс, Боб Джеймс, Арт Раерсон, Гэрри Бёртон, Стив Своллоу, Тото Бланке, Пэт Меттини, Херб Эллис, Туттс Телемане, Рудольф Дашек, Рассел Мелоун, Петер Лич, Оливер Геннон и др.
     Отечественные друзья и коллеги музыканта почтительно величают его "Алексей Алексеич" - и это не только дань уважения возрасту и всему, сделанному этим человеком в искусстве, это признание его человеческим качествам. Алексей Алексеевич Кузнецов -один из немногих признанных мастеров джаза, кто был и остаётся в стороне от закулисной жизни музыкантов с её слухами, скандалами и обидами. Великодушно и благородно взирая на мир с высоты своего почти двухметрового роста, Кузнецов подчас кажется редким романтиком дня сегодняшнего, порой - одиноким воином в поле, пытающимся бороться с ветряными мельницами современного шоу-бизнеса, иногда - лихим гусаром, способным своей безупречной игрой вызвать фурор в высшем музыкальном обществе. Но при этом он никогда не стремится "переиграть" кого-либо из коллег, затмить своим соло остальных музыкантов на сцене. И в человеческом аспекте - ни один из коллег-музыкантов не скажет ни единого дурного слова об этом человеке, не припомнит ни одного нелицеприятного эпизода - таковых просто быть не может. В человеческих качествах музыканта ещё раз убеждаешься, когда общаешься с Алексеем Алексеевичем - настолько он деликатный и порядочный собеседник, всем своим существом выражающий совестливость и честный профессионализм: качества, увы, всё менее характерные для нашего времени. Общение с ним, неторопливая беседа за чашкой чая наполняют потоком добрых чувств и дают такой колоссальный заряд положительной энергии, которого хватает надолго. А если под рукой ещё и диск с его произведениями - эта волшебная энергия, передающая душу артиста, будет постоянно присутствовать рядом.
     - Алексей Алексеевич, желая приобрести Ваши записи, я столкнулся с большой проблемой: их попросту нигде не достать. Вроде бы, ушли те времена, когда всё "доставали", но ни в специализированных магазинах, ни в Интернете ничего нет. Почему?
     - Не Вы один спрашиваете меня об этом -многие знакомые сбились с ног в поисках моих записей. Похоже, это было действительно моё упущение; но я - не администратор, не промоутер, я прежде всего музыкант - могу создавать музыку, могу научить её исполнять, но не умею продавать её. Знаю, что сегодня это звучит старомодно, но у меня просто руки до всего не доходят, да и осваивать в мои годы эту совершенно новую для меня науку просто некогда.
     В советские времена всё было проще: музыкантам не нужно было думать о тиражах, о "раскрутке" своих записей, всё шло самотёком - не так, как сегодня. Но уверяю вас, что вскоре пробел с отсутствием моих записей будет исправлен - недавно я начал сотрудничество с профессиональными продюсерами, которые не первый год в этом бизнесе и блестяще знают своё дело.
     - Вы сейчас упомянули советские годы. В своём творчестве Вы часто оглядываетесь на прошлое или Ваши взгляды устремлены вперёд?
     -Я живу в настоящем времени и принимаю сегодняшние реалии - и в жизни, и в музыке. При этом я остаюсь верен своим музыкальным пристрастиям, своей манере - важно не изменить себе и своим слушателям. И потом, зачем отказываться от прошлого - особенно если то, что когда-то было, у меня озарено самыми добрыми, прекрасными воспоминаниями. Нет, конечно, бывало в жизни всякое... Но мне приятно предаваться воспоминаниям: вся моя биография, как, впрочем, и биография каждого из нас, соткана из бесконечного множества эпизодов - разве можно всё это забыть? Да и нужно ли?
     - Тогда с Вашего позволения, Алексей Алексеевич, заглянем в прошлое вместе. Как состоялся Ваш приход в мир музыки?
     - Я родился в Челябинске в сентябре 1941 г., семья была в эвакуации. И, похоже, мой приход в музыку был заранее предопределён. Отец, кстати, тоже Алексей Алексеевич Кузнецов, был известным в те годы гитаристом, до войны играл в Государственном джазе СССР, впоследствии много лет проработал в знаменитом в 50-е годы инструментальном квартете под управлением Бориса Тихонова и в эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Юрия Силантьева. Мама, хотя работала не в оркестре, а преподавателем в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза, к музыке также питала добрые чувства. Если уж совсем углубляться в историю, скажу Вам по секрету: мой дед Александр Ильич Егоров, один из пяти довоенных маршалов СССР, был не только выдающимся военачальником, но он ещё получил в своё время великолепное музыкальное образование: имел прекрасный баритон (даже стажировался в Италии), играл на скрипке... Так что дорога в мир музыки мне была открыта с самого детства.
     - Отец разрешал сыну брать свою гитару?
     - Замечательный вопрос! Впервые папа разрешил мне вынести свою гитару- Gibson 1911 г. - из дома, когда я учился в 8-м классе. У нас был школьный квартет-два аккордеона, гитара и барабан. Так вот, видя, что моё увлечение музыкой - это серьёзно, отец доверил мне свой раритет.
     Среднее образование я получил, окончив Московское музыкальное училище имени Октябрьской революции по классу домры: в начале 60-х в музыкальных учебных заведениях шестиструнную гитару, при Сталине вовсе запрещённую "как элемент буржуазного искусства", ещё не преподавали. Домры и балалайки были единственной возможностью для будущих гитаристов почувствовать струны, понять принципы извлечения звука. Где-то в подвале училища отдельные энтузиасты проводили факультативы по гитаре, но это было фактически нелегально.
     - В народе поговаривают, Алексей Алексеевич, что эту Вашу домру после сдачи последнего экзамена Вы прилюдно разбили о дерево во дворе училища. Врут, наверное...
     - Конечно, врут. Ну посмотрите на меня: неужели я похож на буяна? А потом, времена-то тогда были какие... Домру тогда я очень нежно положил на шкаф - тоже как часть истории.
     После окончания училища я оказался в Эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио СССР под управлением Юрия Васильевича Силантьева, где честно проработал 13 лет. Причём прославленный дирижёр после многолетнего участия в коллективе моего отца был согласен работать только со мной -так как слышал мою игру, её динамизм и ритмичность. Такая вот передача эстафеты.
     А в 1975 г. я перешёл на работу в Государственный симфонический оркестр кинематографии. Работа в оркестрах, с одной стороны, несколько ограничивала моё творческое самовыражение как музыканта, но, с другой - это тоже часть моей истории, это бесценный опыт. Тогда я принимал активное участие в записи музыки для многих популярных фильмов: "Семнадцать мгновений весны" - мне посчастливилось сыграть известную тему композитора Микаэла Таривердиева, "Мимино", "Жестокий романс", "Гардемарины, вперёд!"...
     -А как состоялась Ваша встреча с джазом?
     - Эта встреча произошла ещё на заре 60-х, когда я начал выступать в дуэте с гитаристом Николаем Громиным. Тем самым Громиным, который прежде был участником квинтета Вадима Сакуна; они первыми из советских джаз-гитаристов ездили за рубеж - на варшавский "Джаз-Джембори-62". И, кстати, там заслужили похвалу знаменитого трубача Дона Эллиса, опубликованную в журнале "Down Beat".
     Поначалу в дуэте мне отводилась вспомогательная, аккомпанирующая роль, но в конце 60-х дуэт звучал уже на равных. Работу с Громиным я до сих пор считаю очень счастливой и плодотворной, в чём-то даже судьбоносной: впоследствии мы выпустили два LP ("Джанго" - 1977 г. и "Десять лет спустя" -1989 г.). В начале 80-х Николай уехал в Данию, где сейчас и живёт, но при почти ежегодных приездах в Москву мы обязательно встречаемся и выступаем, вспоминая бесценные прошлые годы.
     Кроме работы с Громиным, в те годы мне повезло много записываться с другими известными джазменами страны. Первая грамзапись - на сборнике "Джаз-65" (в квартете пианиста Владимира Кулля), затем появились записи с Игорем Брилем (первая советская джазовая запись с использованием органа "Hammond", на котором играл Бриль. - Прим. автора). Параллельно велась студийная работа с пианистом Вагифом Садыховым и виброфонистом Леонидом Гариным, но, к сожалению, у меня не сохранилось ни одной из этих записей; если у кого-то есть -приму в дар с благодарностью. (Смеётся.) Помимо этого, мне довелось участвовать в одной из первых советских симфоджазовых записей - сессиях композитора Алексея Мажукова 1967 -1969 гг. с участием Игоря Бриля, Геннадия Голыитейна и других заметных музыкантов.
     - То есть Ваша работа в области джаза велась непрерывно...
     - Получается, так. В 70-е годы я достаточно плотно работал с пианистом Леонидом Чижиком - сейчас он живёт в Германии. В частности, мы вместе с ним и с басистом Алексеем Исплатовским записали LP "Мелодии Джорджа Гершвина".
     Когда я начал работать в Оркестре кинематографии, мне удалось создать внутри него джазовый квартет с участием Алексея Исплатовского (контрабас), Игоря Назарука (фортепиано) и Андрея Чернышёва (барабаны). Мы выпустили на "Мелодии" LP "Утверждение", выступали на "Джаз-Джембори-79" в Варшаве - правда, там вместо Чернышёва играл поляк Казимеж Йонкиш.
     Начало 80-х в моей судьбе ознаменовано выпуском первой сольной пластинки "Голубой коралл", где я, каюсь, единственный раз за всю свою карьеру применил спецэффекты. Часть пластинки записана соло, часть -с другими музыкантами.
     В 1996 г. этот альбом был переиздан на CD - с добавлением нескольких новых композиций. Там к уже знакомому названию "Голубой коралл" прибавился "+". Где-то в это же время мне начинают поступать предложения играть в разных составах на международных фестивалях в Европе, США, странах Юго-Восточной Азии. Это было интересно и творчески, и чисто познавательно - побывать на разных континентах.
     - Алексей Алексеевич, а было ли в Вашей биографии такое выступление, которое Вам особенно запомнилось?
     - Каждый концерт - единственный и неповторимый в своём роде. Из самых необычных, пожалуй, запомнилось прямое выступление в 1988 г. перед космонавтами Владимиром Титовым и Мусой Манаровым, которые на тот момент жили на орбите уже пятый месяц. Мы играли в составе трио вместе с трубачом Александром Фишером и контрабасистом Анатолием Соболевым. Ощущение потрясающее, когда ты играешь и твоя игра - вне пределов зала или студии, когда она, покинув земное притяжение, проникает и вливается в пространство космоса!
     - В 90-х годах Ваше имя по сравнению с 80-ми несколько подзабыли... Почему - у Вас был длинный творческий перерыв?
     - Дело даже не во мне. В начале 90-х подзабыли и джаз, и искусство вообще. Знаете, в стране был такой неспокойный период -гражданское неповиновение, криминальная вакханалия. Я же не переставал трудиться -даже расширил рамки своей деятельности, увеличил фронт работ. Помимо того, что продолжал выступать в самых разных составах. Когда году в 1996-м салон музыкальных инструментов "Аккорд" и лично Сергей Леонидович Сперанский обратились ко мне с предложением проводить регулярные мастер-классы в стенах салона, я принял его. Ведь это замечательно - поделиться своим умением с другими, и мне такая возможность была предоставлена. До сих пор я еженедельно провожу их.
     - У Вас есть ещё видеопособия по гитарной игре...
     -Да, это авторская учебная видеопрограмма "Гитара в джазе", работа над которой ещё ведётся. На самом деле мой педагогический опыт уходит в начало 90-х, когда я написал учебник "Из практики джазового гитариста".
     - Можете припомнить какой-нибудь забавный случай из жизни?
     - Из жизни музыкальной вроде бы ничего пока не припоминаю, а так, самое забавное то, что я много лет продолжаю ездить на стареньком "Москвиче-2141". Нет, ещё более забавное в другом: по надёжности, по вместительности он меня вполне устраивает. Что вы смеётесь - я серьёзно; хочу поставить сигнализацию, чтобы не растащили на запчасти: как завод закрыли, детали подорожали многократно.
     - Алексей Алексеевич, но Вы же не будете утверждать, что и старая гитара советского производства устроит джазового музыканта?
     - Не устроит - не только джазового, но и любого другого. Но туриста у костра - вполне.
     - Возвращаясь к Вашей исполнительской практике, какие из проектов последних лет Вы бы выделили особенно?
     - Наиболее заметными проектами последних лет мне представляются: первое "Супертрио" с Даниилом Крамером и Георгием Гараняном, трио с Даниилом Крамером и Аркадием Шилклопером, второе "Супертрио" с блистательным аккордеонистом Владимиром Данилиным и бас-гитаристом Алексом Ростоцким. Вообще и сегодня мне скучать не приходится: много работы с разными составами и музыкантами, участие в многочисленных международных фестивалях и, конечно, в просветительских теле- и радиопрограммах о гитаре и джазе. В 2005 - 2006 гг. фирма "Мелодия" переиздала записи 80-х годов - моих концертов в Олимпийской деревне. Примерно тогда же вышел альбом "Come Rain or Come Shine". А совсем недавно вышла моя юбилейная пластинка "45 лет в джазе", включающая в себя, начиная с 1967 г., записи разных лет.
     - И наверняка, Вы вновь готовитесь порадовать поклонников джаза новыми дисками...
     - Порадовать? Ну, я бы выразился скромнее: "Вынести на суд публики". Да, сейчас, к 45-летию творческого пути, готовится мой первый DVD "Live: редкие вещи", или "Different Live", а также - аналогичный CD. Мы попытались собрать редчайшие концертные выступления за все периоды моего творчества. Любители джаза смогут там увидеть и услышать многих знаменитых артистами. Кроме того, ведётся работа над новым студийным альбомом, где обязательным сюрпризом для поклонников моего творчества станет авторская музыка.
     Кстати, ближайший авторский концерт у меня состоится 6 сентября в Московском Международном Доме Музыки, он так и называется: "Алексей Кузнецов: полвека в джазе". Но это будет нечто большее, нежели моя сольная программа; концерт пройдёт под девизом: "День рождения в компании друзей", а стало быть, и среди его участников и гостей в зале будут только друзья - как известные артисты и музыканты, чьи фамилии мы сегодня упоминали, так и просто те люди, кому небезразлично моё творчество. Так что милости прошу на концерт!