Главная     Редакция     Архив     3(03)/2003  
 

Политика культуры
(ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА)


Политика культуры
(МОСКВА НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА)


Политика культуры
(МОСКОВСКАЯ КУЛЬТУРА БЕЗ ГРАНИЦ)


Политика культуры
(ДУЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ РЕШИЛИ ОБЪЕДЕНИТЬСЯ)


Театр
(СТАРЫЙ НОВЫЙ СЕЗОН ОЛЕГА ТАБАКОВА)


Театр
(ДИАЛОГИ С "НЕБОЖИТЕЛЯМИ")


Театр
(СЦЕНА ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТАЛАНТА)


Театр
(СЕРЕБРЯННАЯ ЛОЖКА ЕЛЕНЫ НЕВЕЖИНОЙ)


Музеи
(ИСТОРИЯ МОСКВЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ)


Досуг
(ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ В "СОКОЛЬНИКИ"!)


Наука - культуре
(КЛУБ - ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ)


Конкурс
(КНИГА – ЭНЕРГИЯ РАЗУМА И ДУШИ)


Новация
(Интеллект-центрам - быть!)


Наследие
(ПЕРВЫЙ НА МОСКВЕ)


Дата
(60 лет "РУССКОЙ ИДЕЕ" НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА)


Музыка
(В ГОСТЯХ У "ИВАНА ЦАРЕВИЧА")


ИСТОРИЯ МОСКВЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Татьяна Калинникова

Музей истории и реконструкции города Москвы в 2006 году будет отмечать 110 лет. Он был создан в 1896 году по инициативе Московской думы, несколько раз менял свое местонахождение и в 1934 году обосновался в бывших зданиях церкви Иоанна Богослова под вязом.
        Кроме основного здания на Новой площади, музей имеет шесть филиалов. "Старый Английский Двор" на Варварке — уникальный памятник XVI — XVII веков. Музей археологии Москвы, находящийся на Манежной площади под землей. Самый большой и посещаемый филиал — музей Храма Христа Спасителя. Здесь проходит много выставок, часто меняются экспозиции.
        Музей "Лефортово" посвящен Петру I и началу его деятельности в Москве: дружбе с Францем Лефортом и первым государственным преобразованиям.
        Международный музей гармоники, в основе которого — уникальная частная коллекция профессора Мирика, дополненная материалами из собственных фондов Музея истории и реконструкции города Москвы. Хотя этот филиал и расположен не в отдельно стоящем здании, а соседствует с работающим учреждением, он достаточно часто посещаем. Музей "Кузьминки" — бывшая усадьба князей Голицыных, которой в следующем году исполняется 300 лет.

Музей истории и реконструкции города Москвы можно смело назвать одним из наших любимых музеев. Трудно, наверное, найти москвича, который сам не побывал бы в его стенах еще школьником и сегодня не захотел бы привести сюда своих подросших детей. Наш корреспондент встретился с директором музея Г.И. Ведерниковой — кандидатом исторических наук, заслуженным работником культуры.
     — Галина. Ивановна, расскажите, пожалуйста, что Вас наиболее радует в работе музея и что огорчает?
      — Наш музей — большой, сложный организм, объединяющий более трехсот сотрудников. Радует, что он неизменно привлекает внимание москвичей и гостей столицы. Вот, например, музей-усадьба "Кузьминки". История ее уникальна, как и памятники архитектуры, которые там сохранились: ее строили известные зодчие, в том числе Казаков и Жилярди... Эта усадьба была не просто увеселительной загородной резиденцией, как, например, Кусково или Останкино, а являлась образцом поместного хозяйства, хотя и там, конечно, проводились праздники и народные гулянья. При поддержке Комитета по культуре города Москвы и по инициативе префектуры Юго-Восточного округа мы пытаемся возродить усадьбу. Отрадно, что Правительство Москвы уделяет этому должное внимание. Там проводится несчетное множество интересных мероприятий, таких, например, как июльский Фестиваль цветов. Летом в усадьбе играют в крокет и другие традиционные игры, унаследованные от различных сословий — как крестьян, так и дворян. Я призываю всех москвичей непременно побывать в "Кузьминках", чтобы всю эту красоту увидеть своими глазами.
     Если же говорить об основных проблемах, то самую большую озабоченность вызывает состояние нашего главного фондохранилища.
      — Уже давно планируется переселение музея. С чем это связано и почему вопрос о новом фондохранилище до сих пор не решен?
     — С 1934 года, когда музей обосновался на Новой площади, он настолько вырос, что в тесноте невозможно скрупулезно проанализировать свои фонды. Их составляют около 1,5 млн. экспонатов. Это самое крупное музейное собрание, находящееся в собственности города Москвы. Основное здание на Новой площади, занимающее пять корпусов, имеет общую площадь всего лишь 3,5 тысячи кв. м, а для того, чтобы музей достойно разместил все свои коллекции, чтобы его службы могли нормально функционировать и работать на современном уровне, необходимо как минимум 25 тысяч кв. м.
     Нам часто приводят такой аргумент — есть филиалы, разместите часть коллекций там. Но имеющиеся площади очень невелики и способны принять лишь ничтожно малую часть коллекции. Поэтому для нас остро стоит вопрос не только о создании нового комплекса Музея истории и реконструкции Москвы, но и о строительстве большого фондохранилища. Сегодня же сотрудники музея сидят буквально среди экспонатов, что противоречит всем мыслимым нормам!
     — Правда ли, что главное здание музея принадлежит Московской Патриархии?
     — Это так. В 1991 году вышел президентский указ о передаче всех культовых зданий Московской Патриархии. Он коснулся и нас, о чем мы узнали совершенно случайно. Оказывается, с 1992 года, без предварительного согласования, площади, занимаемые музеем, были переоформлены на нового хозяина. Поэтому на совершенно законных основаниях Патриархия требует освободить их. Вот и получается, что нам здесь ничего не принадлежит, кроме коллекций.
     Постановление о нашем переселении вышло в 1998 году сразу после празднования столетнего юбилея музея. Нам отвели здание 24-й больницы на Страстном бульваре. Когда-то это было имение князей Гагариных, а теперь, уже в течение 150 лет, здесь размещается городская больница. Здание, безусловно, уникальное, но в ужасающем состоянии. Когда я была на приеме у Юрия Михайловича Лужкова, он настаивал именно на этом варианте переезда. Мэру совершенно правильно виделся Музей истории столицы, размещенный именно в историческом комплексе зданий. Мы было начали активно работать над этим проектом с архитекторами. Однако переезд отложился на неопределенное время. Но мы не теряем надежды, тем более что наметилось некоторое оживление: на свободной от построек территории 24-й больницы скоро начнется строительство музейного фондохранилища. А затем уже дело коснется основного здания больницы.
     — Каковы ближайшие планы музея?
     — Сейчас мы готовим Международный музейный форум, который пройдет в октябре этого года. Благодаря поддержке Комитета по культуре города Москвы этот проект был внесен в городскую программу. Участвовать в форуме под девизом "Государство и столица" будут музеи разных регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. На нем будут затронуты многие вопросы исторического и современного плана, уже приглашены участники, среди которых сотрудники Варшавского, Краковского музеев, Финского музея города Хельсинки и многие другие. Могу сказать, что в форуме прошлого года приняли участие около 90 организаций. Сейчас готовится обширная выставочная программа: в большом "Манеже" будут представлены экспонаты, привезенные участниками. Кроме того, в рамках форума запланировано много культурно-просветительских мероприятий, и, конечно, научная конференция, и "круглые столы" по отдельным проблемам.
     — А какие выставки можно посмотреть сейчас в основном здании музея?
     — В рамках программы Комитета по культуре города Москвы открыта выставка, созданная на основе наших коллекций и приуроченная к 150-летию Владимира Гиляровского. Празднованию юбилея этого известного писателя и патриота нашего города уделяется большое внимание. В дополнение к выставке мы составляем информационную базу, содержащую полную информацию о Москве прошлой и настоящей. В наших ближайших планах — выставка подарков столице к ее 850-летнему юбилею.
     Большое событие — Дни культурного исторического наследия. У нас создан самостоятельный отдел исторического наследия, который работает в тесном контакте с Комитетом по культуре города Москвы. Центральная выставка городской программы "Наследие" под названием "Московские усадьбы" объединяет одиннадцать участников, в числе которых Останкино, Кусково, Коломенское, а также мало известные москвичам, но очень интересные усадьбы, расположенные на окраинах Москвы. Так что наш музей — это не застывшая экспозиция, он всегда в развитии, ведь история Москвы пишется москвичами и сегодня.