Главная     Редакция     Архив     3(03)/2003  
 

Политика культуры
(ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА)


Политика культуры
(МОСКВА НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА)


Политика культуры
(МОСКОВСКАЯ КУЛЬТУРА БЕЗ ГРАНИЦ)


Политика культуры
(ДУЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ РЕШИЛИ ОБЪЕДЕНИТЬСЯ)


Театр
(СТАРЫЙ НОВЫЙ СЕЗОН ОЛЕГА ТАБАКОВА)


Театр
(ДИАЛОГИ С "НЕБОЖИТЕЛЯМИ")


Театр
(СЦЕНА ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТАЛАНТА)


Театр
(СЕРЕБРЯННАЯ ЛОЖКА ЕЛЕНЫ НЕВЕЖИНОЙ)


Музеи
(ИСТОРИЯ МОСКВЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ)


Досуг
(ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ В "СОКОЛЬНИКИ"!)


Наука - культуре
(КЛУБ - ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ)


Конкурс
(КНИГА – ЭНЕРГИЯ РАЗУМА И ДУШИ)


Новация
(Интеллект-центрам - быть!)


Наследие
(ПЕРВЫЙ НА МОСКВЕ)


Дата
(60 лет "РУССКОЙ ИДЕЕ" НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА)


Музыка
(В ГОСТЯХ У "ИВАНА ЦАРЕВИЧА")


КЛУБ - ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ

В.К. Сергеев - доктор социологических наук, кандидат исторических наук.

Культурно-досуговая сфера московского мегаполиса в последние полтора десятка лет подверглась кардинальным трансформациям. Изменились форма и содержание, субъект и объект культурной деятельности, появились новые формы собственности и источники финансирования. На карте Москвы исчезли некоторые культурно-досуговые учреждения и в то же время было создано множество новых.

В целом же число объектов культуры на карте Москвы значительно возросло, родились неизвестные прежде формы отдыха и развлечения. Рост их количества в значительной степени связан с образованием негосударственных (частных или общественных) учреждений культуры и досуга, мест для свободного времяпрепровождения.
      Новые экономические отношения, социальные условия внесли свои коррективы и в деятельность клубных учреждений. Коммерциализация культурно-досуговой сферы свела на нет одни направления работы с населением, одновременно породив новые. С одной стороны, новые клубы стремятся получать прибыль, с другой - предоставляют посетителям за определенную плату возможность получить новые знания, повысить уровень квалификации, а значит, дают шанс подняться по экономической и социальной лестнице.
      Особую, многочисленную и постоянно растущую, развивающуюся группу клубных учреждений составляют развлекательные центры, созданные для различных возрастных и социальных слоев населения с разнообразным уровнем достатка - от самого низкого до сверхвысокого. На сегодняшний день можно говорить о реально сформировавшейся в столице негосударственной индустрии досуга, где государственные клубные системы занимают лишь небольшую по охвату населения и финансовым потокам часть.
      В сложившейся ситуации есть и плюсы, и минусы, и то и другое следует пристально изучать, чтобы иметь объективную информацию о происходящих процессах и тенденциях. Это необходимо для выработки государственной стратегии и тактики управления процессами в интересах общества. Однако, если государственные и большинство общественных формирований клубного типа открыты для исследователей, то изучение вновь образованных частных, коммерческих учреждений, работающих в сфере досуга и развлечений, практически невозможно из-за их закрытости и отсутствия законодательства, открывающего возможность для такого рода мониторинга.
      Люди, придерживающиеся знаний, ценностей, норм, образцов, выработанных в социалистическом обществе, не принимают новых культурных образцов, форм проведения досуга, новых типов учреждений культуры, сферы развлечений. Даже имея возможности, финансы и время, они предпочитают проводить свободные часы дома, в кругу семьи.
      Другая категория населения, в основном младшее поколение, лишенное культурных традиций, в том числе и досуговых, с легкостью вошла в новые досуговые нормативы. Для нее естественно ежевечернее пребывание в ресторанах, кафе, барах, ночных клубах, на стрип-шоу и т.п. Она с легкостью приняла новый стиль жизни - пассивного времяпрепровождения в привычной компании и чаще всего в знакомом месте.
      Клубная сеть современного мегаполиса должна выстраиваться и функционировать таким образом, чтобы удовлетворять культурные, духовные, интеллектуальные и рекреативные запросы всех категорий населения в равной степени. Это возможно лишь при осмысленном подходе, учитывающем исторические, национальные, культурные особенности, традиции и инновации. Формы и разновидности клубной деятельности чрезвычайно разнообразны. Отличительной особенностью клуба, ставшей причиной его удивительной, тысячелетней жизнеспособности, распространенности и популярности, является то, что он, во-первых, постоянно трансформируется с течением времени и изменением обстоятельств, во-вторых, чрезвычайно разнообразен, способен учитывать и удовлетворять запросы и интересы самых различных категорий населения, слоев общества.
      Каким видят и, главное, каким хотят видеть современный клуб москвичи? Получить ответ на этот вопрос являлось целью социологического исследования, проведенного в 2003 году Единым научно-методическим центром Комитета по культуре города Москвы и Институтом социально-политических исследований РАН. Результаты опроса продемонстрировали, что возможности государственных досуговых учреждений не соответствуют реальным запросам москвичей. В то время как большинство клубов в основном ориентировано, как и в прежние времена, на кружковую работу и художественную самодеятельность, эти формы досуга привлекают сегодня всего 11% жителей столицы, в то время как неформальное общение в клубе назвали приоритетным для себя 29% опрошенных. Еще 11% приходят в клуб для того, чтобы общаться с интересными людьми, 7% - послушать выступление любимой музыкальной группы, 10% предпочитают в клубе просто отдыхать, весело проводить время.
      Стремление к общению в основном высказывают представители молодежи и старшей возрастной группы. В связи с тем, что большинство профсоюзных, ведомственных клубов прекратило свою деятельность, а государственных катастрофически не хватает, молодежь вынуждена проводить свободное время на улице.
      во дворе, подъездах, следствие - рост негативных проявлений в ее среде. В то же время люди пожилого возраста оказываются в изоляции, и это ведет к тому, что они ощущают свою ненужность обществу, что в свою очередь приводит к депрессиям. На домашние, дворовые формы досуга указали 60% респондентов.
      По мнению 45% москвичей, сегодня клубы не играют никакой роли в формировании личности.
      Многих москвичей огорчает равнодушие, с которым их встречают в клубах, отсутствие возможности проявить личную инициативу, принять участие в организации их работы. Половина опрошенных считает, что если бы в клубах существовали общественные советы из наиболее активных, постоянных посетителей, которые бы участвовали в планировании их работы, посещать их стало бы намного интереснее, полезнее.
      Ответы на вопросы, что москвичам не нравится в клубах и что они хотели бы изменить к лучшему, можно разделить на несколько категорий. К первой группе можно отнести претензии к внешнему виду, оборудованию, мебели, материальному обеспечению, ко второй - слишком высокие цены на предлагаемые услуги, к третьей - атмосферу в клубе, интеллектуальное, духовное, творческое содержание.
      Решение двух первых проблем в основном зависит от финансирования клуба, третьей - от квалификации, творческого потенциала его работников, культурного уровня администрации, владельцев, спонсоров.
      Сравнительный анализ дал возможность выяснить, что более привлекает посетителей в государственных и частных клубах.
      Как оказалось, и те и другие клубы предоставляют практически равные возможности для общения с друзьями, сверстниками. В то же время возможность весело провести время в частном клубе в три раза выше, чем в государственном. Тем не менее многие из опрошенных считают, что духовный, интеллектуальный потенциал можно скорее повысить в государственном клубе, а не в частном. Здесь же, по их мнению, в два раза больше возможностей встретиться с интересными людьми, чем это может быть в развлекательных заведениях, в три раза - заняться любимым делом, в четыре раза - проявить свою творческую инициативу. В четыре раза больше людей идет в частный клуб, чтобы "убить время", поиграть в азартные игры, встретиться с членами "фанклуба" той или иной музыкальной группы. И примерно равные возможности государственных и частных клубов отметили участники опроса в получении дополнительного образования, общении с представителями своей национальности.
      Таким образом, основное преимущество госклубов перед частными учреждениями клубного типа в том, что они дают возможность для более интеллектуальных форм досуга. Проигрывают они своим новым конкурентам в увлекательности, уюте, камерности, внимании к посетителям.
      К наиболее перспективным направлениям деятельности клубов большинство опрошенных относят работу с детьми дошкольного возраста и подростками, организацию семейного досуга, работу клубов по интересам для всех возрастов, народное творчество, спортивно-оздоровительные секции, женские и мужские клубы.
      Отличительная особенность клуба - его демократичность, а главные признаки "клубности"- добровольность, потребность почувствовать свою принадлежность к той или иной социальной группе, особая эмоциональная атмосфера.
      Клуб - это общность, которая остается жизненным пространством, не подверженным в большинстве случаев влиянию рынка. Именно поэтому клуб по интересам с его некоммерческой мотивацией может стать сегодня достаточно убедительным средством противостояния безудержной коммерциализации в клубной сфере, духовной, культурной основой сохранения и развития клубной системы на новом этапе и на новом уровне. Сегодня же в большинстве случаев клубы как общности и клубы как учреждения функционируют параллельно, независимо друг от друга.
      Анализ деятельности клубов показывает, что в практике клубных учреждений наименее распространены поисковые досуговые программы. Между тем значительная часть населения ориентирована в первую очередь на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе клубов, создавая их многоступенчатую систему для разнообразных целей отдыха, повышения социальной и культурной активности.
      Клубный маркетинг исключает механическое деление клубной деятельности на платную и бесплатную. Суть клубного маркетинга - не просто поиск рынка сбыта, возможности заработать, но и определение вкусов и интересов, социальных, культурных потребностей, а также активная реакция на выявленный спрос, которые помогут клубу стать по-настоящему нужным и жизнеспособным.
      При реализации стратегической линии развития клубов следует учитывать ряд фактов. Реальная клубная жизнь развивается и будет развиваться на неформальной основе. Поэтому необходим серьезный пересмотр функций клубных учреждений. Рост неформального клубного движения выдвигает проблему контактов и взаимодействия (возможно, слияния) клубов-общностей с клубами-учреждениями. На практике клубная система развивается в направлении такой модели клуба, которая сочетает функции учреждения с функциями общественной организации и имеет самоуправление. Разработка и апробация таких моделей - задача управленческих структур и научных организаций. Ведомственно-отраслевой принцип планирования культурно-просветительской деятельности должен сочетаться с территориальным. Современный клуб должен стать центром не только культурного развития, общения, досуга, но и центром формирования общественного сознания, мнения, своеобразным демократическим институтом, как это происходит во всем мире.