Политика культуры (ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА)
Политика культуры (МОСКВА НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА)
Политика культуры (МОСКОВСКАЯ КУЛЬТУРА БЕЗ ГРАНИЦ)
Политика культуры (ДУЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ РЕШИЛИ ОБЪЕДЕНИТЬСЯ)
Театр (СТАРЫЙ НОВЫЙ СЕЗОН ОЛЕГА ТАБАКОВА)
Театр (ДИАЛОГИ С "НЕБОЖИТЕЛЯМИ")
Театр (СЦЕНА ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТАЛАНТА)
Театр (СЕРЕБРЯННАЯ ЛОЖКА ЕЛЕНЫ НЕВЕЖИНОЙ)
Музеи (ИСТОРИЯ МОСКВЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ)
Досуг (ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ В "СОКОЛЬНИКИ"!)
Наука - культуре (КЛУБ - ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ)
Конкурс (КНИГА – ЭНЕРГИЯ РАЗУМА И ДУШИ)
Новация (Интеллект-центрам - быть!)
Наследие (ПЕРВЫЙ НА МОСКВЕ)
Дата (60 лет "РУССКОЙ ИДЕЕ" НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА)
Музыка (В ГОСТЯХ У "ИВАНА ЦАРЕВИЧА")
|
В ГОСТЯХ У "ИВАНА ЦАРЕВИЧА"
Влада Антлова
В области изучения социальной и духовной значимости музыкального искусства, его места в системе общественных, культурных ценностей критиками накоплен богатый материал и достаточный опыт. Однако не все музыкальные жанры и направления сегодня исследуются в должной степени глубоко и объективно, К сожалению, к малоисследованному и зачастую тенденциозно оцениваемому направлению в музыкальном творчестве до сих пор можно отнести рок-музыку, занимающую в палитре предпочтений современного российского общества. особенно в сфере молодежной культуры, одно из ведущих мест.
Трудно переоценить влияние рок-музыки на сознание молодежи. Однако влияние это может быть как со знаком "плюс", так и со знаком "минус". В нашей рубрике мы предполагаем анализировать и то и другое, выявлять причины и говорить о следствиях.
В только что вышедшей "Энциклопедии русского рока" (М., А.Т. Publishing, 2003) статья, посвященная творческой биографии группы "Иван Царевич", скупо отражает основные вехи ее творческой биографии. В этой краткой, строго говоря, научной статье, написанной специалистами, показаны не только краткие характеристики группы, но и ее творческая биография, российская самобытность, глубина.
Мы же с вокалистом группы Вадимом Тимошенко знакомы давно, не по энциклопедии и не по газетным заметкам. И это не первая наша беседа.
— Вадим, откуда такое название группы — "Иван Царевич"? В нем и былинность, и своеобразный эпатаж, вызов современному деромантизированному, рациональному обществу...
— Я рад, что ты это усмотрела, но, надеюсь, не только в названии нашей группы, а в самом творчестве — музыке, содержании песен, костюмах. Расхожую фразу о том, что все мы родом из детства я бы несколько изменил, сказав, что все мы родом из детства. Ведь характер, взгляды, поведение, представления о ценностях, отношение к окружающей действительности — мои и другого человека — все это не только и не столько я сам и принадлежит мне, сколько это бережно, по крупицам собранный опыт многих поколений — моих или твоих дедов и прадедов, живших на этой земле и оставивших ее нам в наследство.
Кто не ощущает этого в себе, для того Иван-царевич — полузабытый персонаж прошлого, дремучих сказок, а Шварценеггер или Клод ван Дамм — герои для подражания и чуть ли не родственники. Мне жаль их, они не понимают, что это персонажи чужого эпоса, чужой судьбы и чужого рода...
— То есть ты хочешь сказать, что "Иван Царевич" — это своеобразный творческий вызов "иванам, родства не помнящим"?
— Ну, если уж обязательно нужно уложиться в краткую формулу, то да. Но, как известно, за пределами формулы остается очень многое, иногда — бесконечность.
— Ваше творчество дает толчок к размышлениям, вызывает самые различные ассоциативные цепочки, очевидно ваше стремление к многоплановости и гармонии. Но и то и другое достигается не одним талантом, а обусловлено еще и профессионализмом, чего так не хватает многим современным рок-группам...
— Все музыканты нашей группы не случайно, как это часто бывает, оказались на сцене, все они — профессионалы, окончившие музыкальные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. За плечами у каждого немалый сценический опыт. Например, наше с Валерием Наумовым сотрудничество сложилось в начале 90-х годов в совместном проекте "Черным по белому". Потом нам довелось некоторое время поработать за границей, что позволило набраться и опыта, и профессионализма, получить много полезной информации и одновременно взглянуть на то, что происходит дома, на родине под новым углом зрения, осознать богатство и возможности, которыми мы здесь обладаем и не используем. Правильно говорят: "Большое видится на расстоянии".
— Ваш репертуар качественно отличается от других рок-групп...
— Действительно, уже к 1999 году была создана необычная для отечественной рок-сцены концертная программа, совместившая в себе элементы современного тяжелого рока, достижения в области звуковых технологий и шоу-представлений, основанных на лучших традициях национальной культуры. Стиль группы — эпик-рок: поэмы, былины, песни с присутствием элементов актерской игры и присущего жанру тяжелой музыки энергетического напора. И если первый наш альбом мы сами считаем еще не совсем устоявшимся, то второй — это целиком эпический альбом, концептуально выстроенный на основе русского эпоса.
— Как складываются отношения со средствами массовой информации, телевидением? Судя по вашей концепции, репертуару, я думаю, непросто. Ведь там в основном пропагандируются американские ценности, которые пытаются выдавать за общечеловеческие.
— Я к этому отношусь отрицательно. Любому здравомыслящему человеку такое не может нравиться. Мы — другая страна, у нас другая культура. Стоит заметить, что подобное давление испытывает вся Европа и протестует. Я много работал за границей, и мне часто приходилось слышать:
"Ребята, ну почему же ваша страна еще недавно была такая мощная, самостоятельная держава, а сегодня так уступает Америке? Быстрее поднимайтесь на ноги! В Европе хотят, чтобы Россия была сильной". Америка всем давно надоела своей массовой культурой.
— Тяжело ли было разместить ваш новый клип "Россия, вперед!" в телеэфире?
— Те каналы на нашем телевидении, которые финансируются иностранцами, по всей видимости, не хотят жить сами и дать нам жить по-русски. Скажем, МТУ и МузТВ заявили, что клип является лозунгом одной из думских партий, вследствие чего его не взяли. Надо же такое придумать! Судя по всему, их лозунг обратный: "Россия, назад!". Полуобнаженных девиц, дебилов с пистолетами, кровавые ужасы они не боятся крутить с утра до вечера. Американские фильмы, изображающие нашу армию, солдат, офицеров в карикатурном виде, наш народ в образе неандертальцев, наш уклад жизни, похожий на средневековый, боевики — это демонстрируется круглосуточно. Зато почему-то боятся такого высокого слова, как "патриотизм". И всего, что связано с этим понятием: национального фольклора, хороших, современных песен, спектаклей, фильмов, правдиво рассказывающих о нашей жизни, проповедующих доброту, искренность чувств, любовь к Родине.
— Сейчас много и небеспочвенно говорится о " вестернизации" молодежной культуры,, но совсем недавно родился и все более входит в оборот совершенно новый, противоположный термин — "остернизация" как определение протестной, защитной реакции на культурную экспансию с Запада. Мне кажется, в вашем творчестве проявляется эта тенденция.
— В нашей музыке, наверное, это тоже проявляется, просто как стремление к духовности, которой так сегодня не хватает. В связи с этим мне вспоминаются мудрые слова пословицы "Что русскому хорошо — то немцу смерть". Но ведь это высказывание может читаться и в обратном порядке: не все, что хорошо им, подходит нам, нашим традициям, характеру, мироощущению.
— Сейчас много говорят о воспитании молодежи. Но духовно воспитывать подрастающее поколение имеет право только духовно одаренный учитель... Может, дело не в молодежи, а в учителях?
— Кто твой учитель — это очень важно. Но какие-то заповеди должны быть в душе каждого человека изначально — и учителя, и ученика. У нас, скажем, нет ни единого иностранного слова в песнях. Это не крайности, мы просто хотим, чтобы все живущие в России: и молодежь, и те, кто к нам приезжает, — знали нашу культуру и язык. Мы хотим, чтобы молодежь читала побольше хороших книг, русских классиков. Я не приемлю, например, когда на концерте артист курит на сцене. Мне неприятна девушка, которая, прогуливаясь по улицам Москвы, на ходу, прямо из бутылки пьет "Клинское". Кто ее этому научил? — Телевидение, реклама.
Воспитывать нужно, и любой человек так или иначе воспитывается с самого раннего детства. Только вот вопрос — кем и чему? Родителями, улицей, школой, телевидением, книгами и журналами? Наконец, нашими учителями или заморскими? Все это нужно учитывать и брать во внимание. Очень важное значение в процессе воспитания имеет язык, слово.
А посмотрите на все эти молодежные полупорнографические журналы типа "COOL", "Молоток" и подобные им, которыми забиты все киоски, — они пропагандируют "сексуальную революцию". А революция — это всегда слом каких-то устоев, традиций, отход от нормы, аномалия. Значит, по существу, они пропагандируют социальную аномалию, болезненное поведение.
Я тут слушал выступление на ТВ одной школьной учительницы — уши вянут! Многие педагоги в погоне за модой не только не препятствуют чтению школьниками такого рода изданий, а напротив, всячески потакают этому. Такие журналы можно встретить и на полках детских библиотек, читальных залов.
Ну, а мы... Мы делаем свое дело честно и с душой. Стараемся, чтобы на наших концертах царила атмосфера доброты, понимания, любви к ближнему, своему дому и своей стране.
|