Главная     Редакция     Архив     3(03)/2003  
 

Политика культуры
(ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА)


Политика культуры
(МОСКВА НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА)


Политика культуры
(МОСКОВСКАЯ КУЛЬТУРА БЕЗ ГРАНИЦ)


Политика культуры
(ДУЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ РЕШИЛИ ОБЪЕДЕНИТЬСЯ)


Театр
(СТАРЫЙ НОВЫЙ СЕЗОН ОЛЕГА ТАБАКОВА)


Театр
(ДИАЛОГИ С "НЕБОЖИТЕЛЯМИ")


Театр
(СЦЕНА ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТАЛАНТА)


Театр
(СЕРЕБРЯННАЯ ЛОЖКА ЕЛЕНЫ НЕВЕЖИНОЙ)


Музеи
(ИСТОРИЯ МОСКВЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ)


Досуг
(ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ В "СОКОЛЬНИКИ"!)


Наука - культуре
(КЛУБ - ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ)


Конкурс
(КНИГА – ЭНЕРГИЯ РАЗУМА И ДУШИ)


Новация
(Интеллект-центрам - быть!)


Наследие
(ПЕРВЫЙ НА МОСКВЕ)


Дата
(60 лет "РУССКОЙ ИДЕЕ" НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА)


Музыка
(В ГОСТЯХ У "ИВАНА ЦАРЕВИЧА")


ДИАЛОГИ С "НЕБОЖИТЕЛЯМИ", ИЛИ 180 МИНУТ В КОСМОСЕ ГИТИСА

Студенты измеряют время классами и курсами, а театральный мир - сезонами. Российская академия театрального искусства, известная как ГИТИС, живет в совпадающем темпоритме студенческих курсов и театральных сезонов. Уже больше десяти лет назад Государственному институту театрального искусства присвоен статус академии. Но прежнее название настолько известно и привычно, что даже в официальных бумагах пишется РАТИ, а в скобках добавляется ГИТИС.

ГИТИС ждет с интересом и легким волнением абитуриентов, которые войдут в его стены, чтобы выйти отсюда профессионалами, и ими по праву можно будет гордиться. Впрочем, гордость и любовь - обоюдные. Основа этой любви - прежде всего любовь к профессии. Критический взгляд мастеров распространяется не только на работы студентов, но и на учебный процесс. Ведь главное в ГИТИСе - это сам вуз, атмосфера, что царит в нем незримо, но осязаемо, люди, которые здесь преподают и учатся. Во время празднования юбилея ГИТИСа в маленький садик в Кисловском переулке пришли почти все его выпускники. Оказалось, что всех, кто любит и помнит свою альма-матер, скромный по размерам зал вместить просто не в состоянии.
      Кто придет в легендарный ГИТИС в этом году, как сложится судьба тех, кто сейчас покидает эти стены, как происходит отбор будущих звезд театра и кино, о котором потом складывается столько легенд? Ответить на эти вопросы прессы собрались в библиотеке ГИТИСа его руководители и педагоги: Петр Фоменко, Марк Захаров и Иосиф Райхельгауз - мастера, набирающие курсы в этом году.
      Гордость ГИТИСа - актерско-режиссерский факультет. "Это уникальное образование. За 40 лет знакомства с ГИТИСом я так и не понял, на чем все это держится", - с улыбкой говорит о нем П.Н. Фоменко.
      В наступающем учебном году актерско-режиссерский курс возобновляет работу в режиме заочного обучения. Это актуально для тех, кто уже занят в театре. Но при этом организационных вопросов возникает не меньше, чем сложностей учебного процесса. Ректорат к решению проблем в целом готов. Даже недостаточные размеры общежития РАТИ учебная часть собирается компенсировать в сессионный период арендой дополнительных мест в других общежитиях. И количество бесплатных мест останется прежним.
      Однако за стенами ГИТИСа начинаются другие проблемы.
      "Театральное образование стало уж очень распространенным, - продолжает П.Н. Фоменко. - А между тем это работа прекрасная и мучительная. Очень тревожат судьбы ребят... Мы не можем отследить, как сложилась судьба многих наших выпускников после окончания вуза. Поневоле вспомнишь о советской системе распределения".
      хижину дров по силе". Это о студентах, о том, всегда ли у мастеров хватает сил на работу с ними. Кажется, небожители должны были бы с такими же грустными улыбками, трезво и деловито обсуждать людские судьбы. Какой же процент выпускников остается в профессии?
      "Рано говорить, - в один голос отвечают мэтры. - Ведь кто-то очень удачно начал, но потом не сможет держать собственную планку. А кто-то будет десять лет зреть для своего спектакля".
      Марк Анатольевич Захаров заметил, что каким бы ни планировался учебный процесс, ГИТИС - прежде всего место со сложившейся творческой атмосферой. "Очень важно, - подчеркнул он, - что в ГИТИСе бережно сохраняются традиции".
      К тезису Петра Наумовича о грузе "по силам" Марк Захаров также неравнодушен: "Это правильно, но тем не менее в студенческом возрасте, в пору юношеского максимализма, свойства личности так быстро меняются, что поймать позитивную динамику, уловить, из чего она складывается, очень сложно".
      Вопросом, тревожащим Иосифа Райхельгауза, оказалась проблема привлечения в ГИТИС одаренных людей из провинции. "ГИТИС - необыкновенное место. Вот уже больше 25 лет я вхожу сюда с трепетом и восторгом. И я понимаю, что многим провинциалам сложно даже соотнести себя с этим космосом ГИТИСа. Когда-то и я не верил, что могу прийти, подать заявление в приемную комиссию и сама Кнебель будет слушать, как я читаю стихотворение".
      Впечатления об отборочных турах этого года у мастеров разные. Иосиф Райхельгауз, вернувшийся из поездки по городам России, где проводил прослушивание будущих студентов-заочников: "У меня сложилось стойкое ощущение, что люди выбирают профессию сознательно. Особенность этого года - сильная молодая женская режиссура. К примеру, приходит девочка, похожая на артистку в амплуа лирической героини, и выкладывает на стол экспликацию, разборы, достает из сумки фотографии, схемы мизансцен и начинает грамотно объяснять. Я проводил консультации в Калуге, и две-три студентки местного педагогического университета также удивили меня своей сильной подготовкой".
      Кстати, талантливые режиссеры-женщины стали приметой последних театральных сезонов. Декан режиссерского факультета М.В. Скандаров отметил среди них выпускниц ГИТИСа Невежину, Субботину, Чусову.
      А вот педагоги мастерской Захарова отметили, что некоторые молодые барышни из числа московских абитуриентов, напротив, демонстрируют чудовищную безграмотность. Случайных людей все же много - констатируют педагоги. За все прошедшие туры к началу июня достойных претендентов на режиссерский курс было всего двое. Правда, Марк Анатольевич с улыбкой прибавил, что если эти "всего двое" вырастут в Немировича-Данченко и Станиславского, то это совсем не так мало, как кажется.
      До конца июня в ГИТИСе проходили отборочные туры, "режиссеры" и "актеры" сдавали экзамены и волновались. Счастливцам, прошедшим все испытания, предстоит пять лет учебы в стенах, которые - можно сказать с уверенностью - они никогда не забудут. Их будут учить, будут мучить, но главное, их будут любить. А радости в их ремесле, по словам П.Н Фоменко, лишь в соотношении один к ста. Потому что грустное и счастливое это занятие - театр.