Главная     Редакция     Архив     3(03)/2003  
 

Политика культуры
(ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА)


Политика культуры
(МОСКВА НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА)


Политика культуры
(МОСКОВСКАЯ КУЛЬТУРА БЕЗ ГРАНИЦ)


Политика культуры
(ДУЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ РЕШИЛИ ОБЪЕДЕНИТЬСЯ)


Театр
(СТАРЫЙ НОВЫЙ СЕЗОН ОЛЕГА ТАБАКОВА)


Театр
(ДИАЛОГИ С "НЕБОЖИТЕЛЯМИ")


Театр
(СЦЕНА ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТАЛАНТА)


Театр
(СЕРЕБРЯННАЯ ЛОЖКА ЕЛЕНЫ НЕВЕЖИНОЙ)


Музеи
(ИСТОРИЯ МОСКВЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ)


Досуг
(ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ В "СОКОЛЬНИКИ"!)


Наука - культуре
(КЛУБ - ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ)


Конкурс
(КНИГА – ЭНЕРГИЯ РАЗУМА И ДУШИ)


Новация
(Интеллект-центрам - быть!)


Наследие
(ПЕРВЫЙ НА МОСКВЕ)


Дата
(60 лет "РУССКОЙ ИДЕЕ" НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА)


Музыка
(В ГОСТЯХ У "ИВАНА ЦАРЕВИЧА")


СЦЕНА, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ТАЛАНТА

Наталья Осис, искусствовед

Броуновское движение

Впервые об "Открытой" сцене заговорили в 1998-м году на Международной летней школе молодых продюсеров Российской академии театрального искусства (в недалеком прошлом - ГИТИС). Тогда же в студенческой среде ходили слухи, легенды и разговоры о том, что в Москве тоже есть одна открытая площадка - Дебют-центр, куда можно просто так, "с улицы", прийти и попроситься поставить свой спектакль.
      Сама идея самостоятельных постановок молодых режиссеров казалась эфемерной на фоне доминирующей идеи театра-дома, театра, в котором молодой режиссер, как младший ребенок, должен сначала подрасти, с десяток лет послужить помощником режиссера и только потом получить право голоса, удостоиться чести выпустить свой собственный спектакль - часто, когда ему уже перевалило за сорок.
      На самом деле и тогда уже в Москве происходило множество интересных глубинных процессов, о которых будущие режиссеры просто не знали. Их результаты и привели столичный театр к сегодняшнему буму молодой режиссуры. Дебют-центр стал не в пример многим другим начинаниям живой, дышащей реальностью. Именно в это время вышли "Месяц в деревне" в режиссуре М. Агеева, "Сахалинская жена" Г. Стрелкова и "Пчеловоды" Н. Рощина.
      А театральный отдел Комитета по культуре города Москвы готовил молодым режиссерам свой подарок - экспериментальную программу "Открытая сцена", которая включала бы в себя и поддержку инновационных проектов молодых режиссеров, и развитие свободных театральных площадок, и их техническую модернизацию. Проект по сути революционный. Кроме всего прочего, и потому, что российский театр никогда не имел прецедента финансирования авторских, "частных", сценических проектов прежним государством. Ведь и русские сезоны Дягилева, и Московский художественный театр отцов-основателей - это инновационные проекты с частным финансированием.
     
     Как срежиссировать "звездный час" для молодого режиссера?
     Государственная программа "Открытая сцена" носит статус экспериментальной. Разрабатывалась она основательно - с учетом опыта творческих мастерских СТД, мнений театральных мэтров, активной помощи ВНИИ искусствознания, социологических исследований ЕНМЦ, консультаций директоров московских театров. Эксперимент был рассчитан на три года. В нынешнем, 2003-м, году в рамках программы будет распределена третья "порция грантов, а затем еще предстоит подвести итоги эксперимента.
      Тем не менее уже сегодня можно сказать твердо: молодое поколение не только вышло на театральные подмостки и прочно на них обосновалось, но и ярко продемонстрировало недюжинность своих творческих способностей. О премьерах, выпущенных молодыми режиссерами, говорят и пишут сейчас едва ли не больше, чем о спектаклях признанных мэтров. Конечно, можно говорить о том, что именно сейчас в театр пришло некое особо талантливое и "пробивное" поколение. Это правда, но только отчасти.
      Театр - особый механизм. И дело не только в том, что без государственной поддержки альтернативой десятку лет на вторых ролях мог бы быть только подвал, но и в том, что целенаправленная государственная политика в сфере московской культуры во многом помогла сломать стереотип под названием "Поди-ка, деточка, поучись!". Один из результатов - то, что сегодня молодые режиссеры ставят спектакли не только на целевые гранты Комитета по культуре, но и работают по приглашениям академических театров. Этого не произошло бы, если бы они не были талантливы, но и об их талантах было бы сложно узнать, если бы у них не было возможности представить свои работы на достойном уровне.
      То, что "Открытая сцена" подарила театру второе дыхание, энергию молодости, - сегодня свершившийся факт. Благодаря этой программе уже реализован целый ряд интересных, талантливых проектов. Спектакли умные, стильные, яркие.
     
     Государственная антреприза - "театральная революция в действии"
     В этой ситуации проект "Открытая сцена" - реальный способ решения проблемы постановки молодыми режиссерами своих спектаклей. Антреприза - казалось бы, самый естественный путь организационного объединения нового творческого коллектива - стала не определением формы хозяйственности, а определением жанра, качества спектакля.
      Проект "Открытая сцена" по существу стал государственной антрепризой, ориентированной прежде всего на качество, учитывающей "право на ошибку". Это огромная творческая лаборатория, в которой вызревают и определяются почти все основные тенденции современного театрального искусства. И организационный фундамент такой лаборатории, как ни странно, все тот же эксперимент: новое творческое объединение в рамках этой программы может быть профинансировано без сложного и рискованного процесса создания нового театра.
      Оговорюсь: речь идет о фундаментальном эксперименте, к которому, как и в большой науке, приступают только после теоретических исследований, кропотливых разработок, в котором не спешат с выводами, но фиксируют все результаты. Председатель Комитета по культуре города Москвы С.И. Худяков курирует программу эксперимента, причем делает это вдумчиво и очень неравнодушно. Неслучайно именно он возглавляет экспертный совет проекта.
      А сам состав экспертного совета, принимающего решения о финансировании тех или иных проектов, весьма авторитетен и не догматизирован. "В совет входит более 25 известных театральных деятелей, - комментирует зам. начальника управления по работе с творческими организациями Комитета по культуре А.И. Александров, возглавляющий отдел театров, - и каждый год до половины состава совета сменяется. Это важный аспект, он помогает исключить или по крайней мере свести к минимуму предвзятое отношение к тем или иным творческим коллективам. Ведь нам важно помогать действительно лучшим, выбирая максимально объективно".
      Лучшим показателем отсутствия формализма в работе экспертного совета является фантастический по многоплановости и яркости спектр выпущенных или принятых к постановке спектаклей: "Арто и его двойник" в рамках инновационного театрального проекта "Антонен Арто. Новый век" (режиссер Валерий Фокин), "Макбет" (режиссер Владимир Епифанцев) в Центре им. Мейерхольда, "Облом-off" драматурга и режиссера Михаила Угарова в Центре драматургии и режиссуры под управлением Рощина и Казанцева; "Вишневый сад" Э. Някрошуса, уже включенный в программу Чеховского фестиваля, а также готовятся к постановке работы студентов под непосредственным художественным руководством самих мэтров...
     
     Факты и цифры
     Каждый год общая сумма трат Комитета в рамках экспериментального проекта составляет 20 млн. рублей. Но не только на инновации молодых режиссеров. Проблема свободных от обязательств качественных площадок настолько серьезна, что процесс их поиска для работы в режиме "Открытой сцены" в некоторых случаях приходится начинать почти с нуля.
      В ходе реализации проекта были модернизированы, адаптированы для хорошего профессионального театра площадки ДК "Зодчие", ДК "Солнцево" и "Наш дом" в Новопеределкине. Это отражает, кстати, еще одну важную особенность проекта - стремление расширить театральную "географию" Москвы, что выглядит очень логичным в масштабах мегаполиса. Ведь, по мнению социологов, средний человек наиболее комфортно чувствует себя в городе с населением около 500 тыс. человек, поскольку только там складывается оптимальная для него система общественных связей. И москвичи чувствуют "родным" именно свой район, относясь к поездке в центр, как к путешествию в другой город - может быть, и интересный, но не "свой", не такой уютный. Активное расширение зоны театрального обитания за пределы Садового кольца - очень рационально: и поиск свободных площадок намного легче, и социальная значимость такого культурного мессианства очевидна. Интересно, насколько легки на подъем окажутся сами театральные люди?
      "Реализация проекта "Открытая сцена" выявила, а во многом и смоделировала еще одну любопытную тенденцию, - считает ответственный секретарь экспертного совета Е.Ф. Горина. - Приоритет современной пьесы как базового материала для постановки открыл двери молодым драматургам в профессиональный театр. В заявках на гранты за три года действия программы можно проследить любопытную тенденцию. Если в первый год число современных пьес, выбранных режиссерами, составляло всего 2,5%, то на следующий оно увеличилось до 12%. А в текущем году уже 21% режиссерских экспликаций написан по пьесам современных авторов".
      Но даже если не смотреть на цифры, невооруженным взглядом видно, что ситуация с современной столичной драматургией в корне изменилась: всего пять лет назад можно было слышать постоянные сетования о том, что современной драматургии нет. Сегодня для привлечения публики составители анонсов говорят о молодых драматургах исключительно в восторженных тонах: "звездный драматург Максим Курочкин", "знаменитая Ксения Драгунская", "гениальные братья Пресняковы".
      И все же организаторы проекта воздерживаются от преждевременных выводов. Все следствия, подсчеты должны быть сделаны по итогам трехлетнего эксперимента. И хочется верить, что проект не только продолжит свою яркую жизнь, но и, даже не будучи уже экспериментальным, сохранит стремление к постоянному поиску новых открытий.