Главная     Редакция     Архив     6(34)/2006  
 

Театр
(АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: "ТЕАТР - ЭТОДИАЛОГ АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ")

Культура округа
(ОДИН ДЕНЬ В ОКРУГЕ)

Проект
(НА ФУНДАМЕНТЕ КУЛЬТУРЫ)

Проблема
(СЛОВО О ЯЗЫКЕ)

Событие
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКВЫ - ПРАЗДНИК МОСКВИЧЕЙ И ГОСТЕЙ СТОЛИЦЫ)

Театр
("СВОЙ ПУТЬ" ИРИНЫ РУДНИК)

Выставка
("МОЛИТВА О ВОИНСТВЕ")

"Сорок сороков"
(СУДЬБА МОСКОВСКИХ ХРАМОВ)

Рядом с нами
(СЧАСТЛИВАЯ ПРОФЕССИЯ)

Московские традиции
(ВСТРЕЧИ У СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА)

Культура - детям
("КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР...")

Фестиваль
(ТРИНАДЦАТЬ СЕССИИ "ФЕСТОСА")

Конкурс
(PERPETUUM MOBILE ДЖАЗА)

Выставка
(МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ МУЗЕЯМ РОССИИ)

Кино
(ПЕРВЫЕ ШАГИ)

Фестиваль
(6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЦ ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ)

"СВОЙ ПУТЬ" ИРИНЫ РУДНИК

Ирина НОВИЧКОВА

В центре Москвы, в Петровском переулке, расположился любимый детворой и их родителями Детский музыкально-драматический театр "А-Я", где царит особая, камерная, почти домашняя атмосфера.

Войдя в театр и спустившись по лестнице, освещаемой "старинными" фонарями, мы попадаем в фойе-гостиную. Здесь пришедшие на спектакль юные зрители и сопровождающие их взрослые могут выпить кофе или чай, пообщаться друг с другом. И что самое главное -детям предлагают взять в руки карандаши и... нарисовать свою фантазию на заданную тему. Причём тема, как правило, связана со сказкой, которую ребятам предстоит увидеть. Устраиваются даже специальные конкурсы детских рисунков и победителям обязательно вручаются призы.
     После "конкурсной части" зрители приглашаются в небольшой, но очень уютный зал (всего на 50 мест). И начинается спектакль, увлекающий за собой в мир сказки: то русской ("Война Петрушки и Стёпки-Растрёпки"), то японской ("Грустно поёт весёлая флейта"), то африканской ("Как Обезьяна Морского царя перехитрила").
     Есть известный афоризм: "Зажигает только тот, кто сам горит". Его в полной мере можно отнести к главному режиссёру Детского музыкально-драматического театра "А-Я" кандидату искусствоведения Ирине Рудник. Она сочетает в себе, казалось бы, несоединимые качества - сильное волевое начало, необходимое каждому режиссёру, с мягкостью и очарованием, являясь при этом воплощением самой женственности. Её глаза буквально загораются, когда разговор заходит о театре.
     - Ирина Дмитриевна, что было в Вашей жизни до возникновения театра и как он был создан?
     - Я проработала более 15-ти лет в Министерстве культуры СССР.
     Руководила театральным образованием в нашей стране. И до сих пор будущие актёры - студенты театральных вузов - учатся по разработанным мною (совместно с коллегами) учебным планам и программам... Мне посчастливилось также участвовать в работе методического совета под председательством Андрея Александровича Гончарова - долгое время бессменного, начиная с 1967 года, главного режиссёра Театра имени Маяковского. Это было очень интересно...
     У истоков нашего театра стоял его художественный руководитель Вячеслав Дмитриевич Ерёменко. Он тогда, в 1990 году, работал в методическом кабинете при Центральном детском театре, а я занималась театральным образованием молодёжи в Министерстве. Мы видели, что многие выпускники театральных вузов, приходя работать в такие крупные театры, как Вахтанговский, Театр имени Маяковского, Ленком, на протяжении многих лет (а иногда и всю жизнь) играют эпизодические роли. Конечно, можно быть хорошим актёром, играя и такие роли. Не требует доказательств, что без работы актёр никогда не будет настоящим актёром. Только играя, он может вырасти. Большое счастье начинающему актёру встретить своего учителя, своего наставника, который поверит в его силы. Но далеко не каждому выпадает такое счастье...
     Даже великая Мария Николаевна Ермолова стала крупнейшей трагедийной актрисой только благодаря счастливой случайности. Ей пришлось заменить заболевшую Гликерию Николаевну Федотову - в то время ведущую актрису Малого театра. И кто знает, как бы сложилась судьба Ермоловой, если бы не помог этот случай.
     В результате наших наблюдений за молодыми актёрами родилась идея создания небольшого, "семейного" театра. Не огромного, куда дети приходят и теряются, а именно вот такого уютного театра. В этом была главная идея. Кроме того, наших юных зрителей сопровождают родители. Мы стремимся к тому, чтобы и им было интересно на наших спектаклях... Теплота, уют плюс высокий профессионализм актёрского состава и постановочной части - к такому синтезу мы стремимся.
     - Какое понятие Вы вкладываете в само название - Детский театр "А-Я"?
     - Именно "А-Я", а не от А до Я. Просьба не путать... "А-Я" - это путь от первого неосознанного "Я" до созревания своего индивидуального "Я". Понятно, что наш театр несёт в себе ещё и воспитательную функцию. В соответствии с поставленными задачами выстраивается репертуар. Сейчас у нас идёт "Антология мировой литературы". Уже поставлены русская, английская, французская, японская, африканская сказки. Готовится североамериканская - это наша следующая постановка... В будущем сезоне планируем поставить также "Горе от ума" по Грибоедову.
     Своими учителями Ирина Рудник считает Рафаила Рафаиловича Сусловича (у него она училась в ЛГИТМиКе - Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии), Андрея Александровича Гончарова, Анатолия Васильевича Эфроса и Рубена Николаевича Симонова, репетиции которых стали её "профессиональными университетами". Ирина пришла в Вахтанговский театр, когда ей было всего 16, и до поступления в институт успела поработать во всех цехах постановочной части. Это доскональное знание всего процесса подготовки спектакля очень помогает ей сегодня.
     Среди самых сильных, запомнившихся на всю жизнь впечатлений -спектакль Вахтанговского театра "Филумена Мартурано" Эдуарде де Филиппе с Рубеном Симоновым и Цецилией Мансуровой. По словам "вахтанговца" Михаила Ульянова, "в этом спектакле была какая-то одухотворенно-тонкая атмосфера, что-то декамероновское: ироничное и житейское, смешное и грустное, наивное и глубокое, откровенное и чистое"... Уже тогда Ирина Рудник осознала, что её жизнь будет связана только с театром.
     - Кто, помимо Вас, составляет творческое ядро театра? Расскажите, пожалуйста, о своих единомышленниках.
     - Прежде всего это художественный руководитель (и мой муж) Вячеслав Дмитриевич Ерёменко. Наша дочь также работает в театре - заведующей литературной частью... Что касается актёров, то они - тоже наши дети. Их всего 13 - любимое число Евгения Вахтангова. Они все молодые, самому старшему из них - 30. В основном это выпускники Щукинского училища. Одно из главных требований к ним - каждому нужно уметь хорошо петь и танцевать. Движение, пластика, музыкальность плюс драматическое, актёрское мастерство - таким комплексом должны владеть наши актёры.
     - Ваш театр - музыкально-драматический.... Вспоминаются слова Р.Вагнера, считавшего, что "музыка не может мыслить, но она может осуществлять мысль". Какое место занимает музыка в ваших спектаклях?
     - Её роль огромна. И прежде всего музыка не должна быть иллюстративной, поскольку она диктует драматургию спектакля. Нередко именно музыка даёт направление зрительному ряду... Сейчас мы работаем с Евгением Баргманом. Это очень талантливый композитор. По тому, как свободно он владеет современным музыкальным языком и насколько свободно чувствует себя в жанре театральной музыки, видно, что это - уже сложившийся мастер. На мой взгляд, он написал замечательную музыку к спектаклю "Как Обезьяна Морского царя перехитрила". По своему жанровому определению это "мюзикл с прологом и эпилогом".
     Композитор Е.Баргман использует в своём творчестве приёмы различных композиторских техник, никогда не останавливаясь на достигнутом. А если к этому добавить, что он пишет музыку для одного из синкретичных искусств, то в этом смысле его творчество отражает характеризующую последние десятилетия тенденцию к синтезу всего и вся.
     В мюзикле "Как Обезьяна Морского царя перехитрила" сценографу и постановщику И.Рудник (в содружестве с композитором Е.Баргма-ном, художником Г.Крутипорох, хореографом А.Хасановым и режиссёром по куклам А.Аладухо-вым) удалось найти оригинальное звучание спектакля. Хочется отметить совпадение материала пьесы (автор И.Крячун) с образным видением постановщиков, а также сыгранность актёрского состава, сделавшие эту работу театра чрезвычайно интересной.
     - Что должен знать режиссёр детского театра?
     - Прежде всего он не должен забывать, что для детей надо ставить ещё лучше, чем для взрослых. И я объясню почему. Взрослые принимают предлагаемые условия игры сразу: ты - актёр, я - зритель. Ребёнок же этого не понимает. Ему самому хочется поиграть. Он естествен и органичен. Поэтому режиссёр должен придумать такую ситуацию, чтобы ребёнок принял эти условия игры.
     Каждый театр ищет свой путь. И Детский театр "А-Я" в этом смысле не исключение. В лучших своих постановках Ирина Рудник ведёт поиск своим, отличным от всех других методом. Она не ищет для актёров легких путей, ставя перед ними сложные задачи. В спектаклях театра извечные вопросы добра и зла, любви, дружбы, долга, чести и предательства находят воплощение в условной форме сказки, в то же время призывающей юных зрителей научиться выходить из любой сложившейся ситуации. "Сказка -ложь, да в ней намёк..."! Режиссёр И.Рудник наполняет её актуальным содержанием и современными ассоциациями, вызывая живой отклик в душах детей. А это значит, что Детский музыкально-драматический театр "А-Я" может смело смотреть в завтрашний день.