Театр
(АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: "ТЕАТР - ЭТОДИАЛОГ АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ")
Культура округа
(ОДИН ДЕНЬ В ОКРУГЕ)
Проект
(НА ФУНДАМЕНТЕ КУЛЬТУРЫ)
Проблема
(СЛОВО О ЯЗЫКЕ)
Событие
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКВЫ - ПРАЗДНИК МОСКВИЧЕЙ
И ГОСТЕЙ СТОЛИЦЫ)
Театр
("СВОЙ ПУТЬ" ИРИНЫ РУДНИК)
Выставка
("МОЛИТВА О ВОИНСТВЕ")
"Сорок сороков"
(СУДЬБА МОСКОВСКИХ ХРАМОВ)
Рядом с нами
(СЧАСТЛИВАЯ ПРОФЕССИЯ)
Московские традиции
(ВСТРЕЧИ У СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА)
Культура - детям
("КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР...")
Фестиваль
(ТРИНАДЦАТЬ СЕССИИ "ФЕСТОСА")
Конкурс
(PERPETUUM MOBILE ДЖАЗА)
Выставка
(МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ МУЗЕЯМ РОССИИ)
Кино
(ПЕРВЫЕ ШАГИ)
Фестиваль
(6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЦ ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ)
|
СУДЬБА МОСКОВСКИХ ХРАМОВ
Наталья Сосновская
"Семь холмов, как семь колоколов / На семи холмах колокольни, / Всех счётом: сорок сороков, / Колокольное семихолмие!" - так писала о Москве Марина Цветаева, Такой и была Москва - множество церквей, золотые купола... Колокольный звон на Пасху считался особой достопримечательностью города в конце XIX - начале XX вв.
Московские храмы возводились на протяжении нескольких веков. Появление каменных храмов в Кремле при великом князе Иване Даниловиче Калите в XIV в. символизировало возвышение Москвы над другими землями. Архитектурное разнообразие храмов придаёт городу особый, неповторимый облик. Как бы ни менялся светский облик столицы, проходят годы и века, а храмы остаются и уже своим существованием сохраняют московскую старину.
Очень интересны названия московских церквей. Каждое из них всегда указывало: либо на местоположение храма - Спас на Песках (песчаная местность в районе Арбата), Успения в Гончарах (в гончарной слободе на берегу реки Яузы), Всех Святых на Кулишках (храм был выстроен по приказу Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле в 1380 г., но название "кулишки" означает, что выстроен он был на низком берегу реки, поросшем травой); либо на владельца домовой церкви -Троицы в Никитниках (Никитниковы были настолько богаты, что давали деньги в долг царю Алексею Михайловичу); либо на занятия людей, живущих поблизости.
Были церкви в каждой московской слободе (поселение ремесленников), были домовые церкви. История сохранила для нас такие топонимы, как, например, церковь Николая-чудотворца на Курьих Ножках - её уничтожили в 1930-х гг. Находилась церковь в районе Поварской улицы. По легенде, погост рядом с церковью был очень мал, и повара, населявшие близлежащую слободу, обратились к царю Михаилу Романову с просьбой отдать им территорию птичьего двора для погоста, хотя и он был столь мал, что измерить его можно было "ножками", т.е. шагами. Или церковь Троицы на Капельках - храм находился в районе Самотёки, близ речки Капельки. Легенда гласит, что деревянный храм Троицы разрушался, и старик-сторож, очень скорбевший об этом, открыл рядом кабак и каждого посетителя просил "оставить несколько капелек на церковь". Столь странная просьба вызывала интерес, старик рассказывал о нуждах храма, и ему давали денег. Однажды проезжал мимо Петр 1, выслушал старика, а затем прислал средства на воздвижение каменной церкви, которая и стала называться "на Капельках".
Каждый храм таит ту или иную легенду. Строились храмы в память различных событий, военных подвигов, были обетные храмы... Значение церкви было огромно - именно при них создавались первые школы, богадельни, больницы, библиотеки.
Что означает выражение "сорок сороков"? "Храмы (около 1000) разделены были на староства или благочиния, именовавшиеся образно "сороками", хотя в каждом число церквей было менее 40. Деление на сороки было впервые учреждено стоглавым собором 1551 г. Тогда их было 7: Кремлевский, Китай-городский, Замоскворецкий, Пречистенский, Сретенский, Никитский, Ивановский. "Сорок сороков" - так именовался в ту пору всемосковский крестный ход, на который духовенство собиралось по сорокам. Позже деление на сороки уступило место благочинным округам" (см.: Сорок сороков. - М., 1992. - С. 6. - Из словаря Даля).
На протяжении веков храмы подновлялись, перестраивались и даже упразднялись. Первоначально церкви в Москве были деревянные и возводились без гвоздей, быстро. К XVII в. относится легенда о том, что во время засухи москвичи дали обет - выстроить церковь во славу Ильи Пророка за один день, т. е. "обыдень". Церковь возвели (появился храм Ильи Обыденного), дождь пошёл, а переулки рядом с церковью и по сей день носят название Обыденских.
Первый каменный храм - Успенская церковь - был заложен в Москве 4 августа 1326 г., а в 1327 г. были заложены ещё 5 каменных храмов. Москва стала великокняжеским городом, а храмы подчёркивали её величие. Один из них - храм Спаса на Бору 1330 г. в Кремле - сохранялся до 1933 г. Храм уцелел во время татарского нашествия, во время пожара 1812 г., но 1 мая 1933 г. был разрушен. Вот что написано о нём в путеводителе начала XX в.: "В настоящее время храм окружён надстройками и пристройками 1350 и 1527 годов с позднейшими переделками и реставрациями. От древнего храма, в виде прямоугольника с четырьмя столбами внутри, сохранилась кладка стен из белого камня, высотою около 2 аршин. По уцелевшему плану и сохранившейся древней наружной обработке стен и входов определяется ранний московский стиль храма, очень простой и близкий по приёму к Владимиро-Суздальским храмам 12 - 13 веков" (см.: По Москве. - М., 1917,1991.-С. 51-52).
После уже итальянскими и русскими мастерами в Кремле возводятся соборы, сохранившиеся и по сей день. Отдельным этапом в развитии московской архитектуры являются шатровые храмы (XV - XVI вв.), такие шедевры как Дьяковская церковь и Покровский собор. В XVII в. с возникновением новых тенденций - светскости, декоративности, запрещения шатровых форм - возникает уникальное московское барокко, "дивное узорочье". В XVIII в. появляются храмы в стиле европейского барокко и классицизма. В XIX в., после пожара, стиль ампир "охватывает" самые разнообразные сооружения. Вторая половина XIX в. отмечена поиском нового стиля в архитектуре. Кроме светских зданий, появляются и культовые сооружения в эклектическом стиле, а затем и в стиле модерн.
В 1917 г. начинается кампания против церкви, а с 1 920-х по 1990-е гг. - череда разрушений. Говорить о культовом строительстве тогда не приходилось. К 1917 г. в Москве было 849 храмов и часовен всех исповеданий, а в 1990 г. - 263. Эти цифры говорят сами за себя. Формально советское правительство декларировало свободу совести и невмешательство в церковные дела. В реальности были предприняты жёсткие действия, ограничивающие эти свободы. С 1918 по 1924 гг. появилось 120 нормативных актов, так или иначе касавшихся церкви. 26 октября 1917 г. вышел декрет о лишении церкви её земель, 11 декабря 1917 г. были упразднены церковные школы, а 18 декабря - отменён церковный брак. Монахи и служители церкви не могли быть избраны в советы. Шествия и обряды совершались лишь с разрешения властей. В 1918 году церкви запретили заниматься благотворительностью - приютами, больницами. Тогда же было экспроприировано имущество церквей, оно передавалось в обиход жителей, в музей или на государственное хранение. С марта 1919 г. началась "кампания по ликвидации мощей". Распоряжением НКВД в августе 1920 г. предписывалось "перейти к полной ликвидации культа мощей с передачей их государственным музеям".
В 1925 г. был официально учреждён Союз воинствующих безбожников, стал выходить журнал "Безбожник", о котором М.Булгаков 5 января 1925 г. писал: "Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера "Безбожника", был потрясён. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, её можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены" (см.: Михаил Булгаков. Дневник. Письма. 1914-1940. - М., 1997. - С. 87). Кроме того, шло физическое устранение духовенства. В 1923 г. ликвидировали церкви при больницах, а в 1930 г. запретили колокольный звон, колокола переливали для треста "Рудметаллторг". В 1925 г. была снесена красивейшая церковь архидьякона Евпла на Мясницкой, в 1929 г. уничтожены кремлёвские монастыри - Чудов и Вознесенский.
8 апреля 1929 г. вышло постановление СНК о религиозных объединениях. Общины должны были регистрироваться и получать специальное разрешение на право пользования тем или иным храмом. Здание храма было объявлено государственной собственностью. К 1936 г. лишь 15% церквей были открыты. Москву делали коммунистическим городом, и для этой "высокой" цели не жаль было снести "церковку". А как же быть с памятниками культуры? Были попытки взять их под контроль, но это не увенчалось успехом. В 1925 г. снос церкви Евпла на Мясницкой и Введенской церкви на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки породил бурю возмущения и дискуссий. Стали составляться списки архитектурных сооружений, которые могут охраняться государством. Работу по подготовке таких списков возглавил И.Э.Грабарь (1871 - 1960), живописец, искусствовед, основоположник реставрационного дела. В феврале 1926 г. он предложил свой план. Был выбран временной критерий отбора памятников старины: всё, построенное до 1613 г., считать неприкосновенным, возведённое с 1613 по 1725 гг. можно изменять в случае необходимости, у памятников 1725 - 1825 гг. сохранять фасады, сооружённое после 1825 г. не охранять. Советское правительство не последовало этим предложениям.
Отступление от жёстких мер в отношении церкви наблюдалось во время Великой Отечественной войны. Тогда решено было не препятствовать колокольному звону и приобретению колоколов. Во время "оттепели", однако, отношение к церкви ужесточилось. Вышло несколько постановлений об улучшении атеистической пропаганды. Храм как памятник культуры тоже не рассматривался. Ещё в 1937 г. на пленуме ЦК Н.С.Хрущев говорил: "...перекраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм". С конца 1950-х развернулась кампания по закрытию храмов и монастырей. В 1964 г. на местах были созданы специальные комиссии для "сокращения проявлений церковной жизни". С 1959 по 1969 гг. прекратили своё существование 30 монастырей.
С 1980-х гг. в СССР началась передача монастырей и храмов патриархии. В 1983 г. Московскому патриархату был передан памятник культуры - Данилов монастырь. Московские церкви понемногу переставали служить местами для складов и учреждений. В 1990-х гг. возродилась традиция строить новые храмы и часовни, а также появилась новая -восстанавливать старые, разрушенные. Так, восстановили Казанский собор, Воскресенские ворота с Иверской часовней, храм Христа Спасителя. Заново были построены храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, часовня во имя святых Бориса и Глеба на Арбатской площади (она появилась на месте существовавших здесь с 1483 г. церкви Бориса и Глеба и с 1620 г. храма святителя Тихона, епископа Амафунтского, снесённых в 30-е гг.), Сибирское подворье при храме Филиппа, митрополита Московского (храм постройки 1652 г. был в разрушенном состоянии, теперь же комплекс Сибирского подворья включает восстановленный храм, вновь выстроенную часовню, паломнический и представительский корпуса). Москва всегда была городом, в котором уживались, синтезировались самые разные культуры. Неудивительно, что в Москве много иноверческих храмов. Такова историческая судьба московских церквей.
От первой легендарной церкви Георгия Победоносца, построенной на Боровицком холме (есть версия, что в XII в. москвичи могли выстроить церковь в честь святого Георгия - покровителя князя Юрия Долгорукого, ведь имя Юрий произносилось как Юрий или Гюрги), до церкви Георгия на Поклонной горе -900 лет. Но это может служить в большей степени символом сохранения традиций. Москва, несмотря на сложные времена реконструкций и разрушений, сохранила для нас храмы всех стилей и эпох.
В следующей статье мы расскажем о конкретных сооружениях, ранних храмах Москвы вне территории Кремля XV - XVI вв.
|