Главная     Редакция     Архив     6(34)/2006  
 

Театр
(АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: "ТЕАТР - ЭТОДИАЛОГ АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ")

Культура округа
(ОДИН ДЕНЬ В ОКРУГЕ)

Проект
(НА ФУНДАМЕНТЕ КУЛЬТУРЫ)

Проблема
(СЛОВО О ЯЗЫКЕ)

Событие
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКВЫ - ПРАЗДНИК МОСКВИЧЕЙ И ГОСТЕЙ СТОЛИЦЫ)

Театр
("СВОЙ ПУТЬ" ИРИНЫ РУДНИК)

Выставка
("МОЛИТВА О ВОИНСТВЕ")

"Сорок сороков"
(СУДЬБА МОСКОВСКИХ ХРАМОВ)

Рядом с нами
(СЧАСТЛИВАЯ ПРОФЕССИЯ)

Московские традиции
(ВСТРЕЧИ У СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА)

Культура - детям
("КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР...")

Фестиваль
(ТРИНАДЦАТЬ СЕССИИ "ФЕСТОСА")

Конкурс
(PERPETUUM MOBILE ДЖАЗА)

Выставка
(МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ МУЗЕЯМ РОССИИ)

Кино
(ПЕРВЫЕ ШАГИ)

Фестиваль
(6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЦ ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ)

6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЦ ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ

Татьяна КАСТАНОВА

"Фотобиеннале-2006" - это 6-й Международный месяц фотографии в Москве и 10-й год Фотографической весны в Москве. Оба фестиваля проходят в столице раз в 2 года, сменяя друг друга. Начиная с первого "Фотобиеннале-1996", в фестивале обычно участвуют около 100 фотографов, В этом году представлено 112 проектов, из них 51 - зарубежный.

Фестиваль организован Комитетом по культуре города Москвы, Правительством столицы, Московским музеем фотографии при содействии Sony, MasterCard, Pio Global, "Билайн", Hennessy и многих других фирм. Были задействованы 25 основных площадок, главные из которых - Музей архитектуры имени А.В.Щусева, оба "Манежа", Музей современного искусства и Галерея Зураба Церетели, Московский музей 'современного искусства на Петровке и в Ермола-евском переулке, Выставочный зал на Солянке и другие. Фотобиеннале - это встречи с самыми именитыми фотографами планеты, мастер-классы, сотни публикаций в СМИ России и десятках самых значимых изданий за рубежом.
     В Африке считают, что если сфотографировать тайно - похитишь душу. На Востоке говорят: несчастье o жить в эпоху перемен. Наверное, мы понимаем эти сентенции слишком прямолинейно, а может, что-то не так с переводом. "Фотобиеннале-2006" опровергает эти высказывания.
     Быстротекущее время нового века сметает детали, нивелирует подробности. Слова не успевают за делами, смазывается и искажается их смысл. Пригвоздить время фотокамерой - похоже, единственная возможность одушевить, вглядеться, осмыслить омуты и взлёты, пропасти и виражи эпохи, сладостные и ужасные в своей мощной энергетике. Последнее десятилетие исторических потрясений - это те самые 10 лет, что и существует Московская фотографическая весна.
     Директор Музея "Московский Дом фотографии" и арт-директор фестиваля Ольга Свиблова нашла подходящий образ, охотно подхваченный прессой: биеннале - огромный город, в котором есть и магистральные проспекты, и улицы, и закоулки, и тихие дворы. "И каждый волен выбирать свой маршрут прогулки по этому городу, сделав акцент на исторических экспозициях или обращая своё внимание на новые актуальные имена, определяющие эстетику современной фотографии".
     Впрочем, такие мастера мировой фотографии, как Брассай, Себастьян Сальгадо, Нан Голдин, Ян Саудек, - это даже не проспекты, а галактики. И самый скромный проект из тихого дворика уводит в такие дали размышлении... Заявленные темы "Путеше-с т в и я " , "Соблазны", "Конфликты" скрестились тысячами проекций. Что может быть многообразнее жизни? Только взгляд на неё.
     Чем стала "Фотобиеннале-2006" как событие культурной жизни? Ещё раз ярко подтвердила весомый статус Москвы как фотографической столицы мира. Стала для сотен тысяч людей потрясением и раздумьем, наслаждением и болью. Пронизала струнами сопереживания планету. Да, масштаб именно такой.
     Сколько думающей молодёжи было на выставках! Многочисленные и остроумные отклики в Интернете объективно свидетельствуют: да, думающей, яркой, заинтересованной.
     Об этом мы говорим с Ольгой Львовной Свибловой. Два часа длилась наша эмоциональная беседа:
     - Фотография стала модным искусством. Это престижно, стильно - посещать фотографические проекты.
     - Я выросла в те годы, когда слово "мода" носило негативный оттенок. (Испытующе-вопросительный взгляд исподлобья.) Мы начинали 10 лет назад - тогда мода стала-таки "модной" в нашей стране. Думаю, это хорошо. Потому что время начало двигаться. И в России - с такой дикой скоростью, как нигде ещё. Живущие календарно в одну эпоху, мы едем в разных временных вагонах: кто-то ещё в 70-х, кто-то - в 60-х, а кто-то - уже в 2015 году. Но в целом Россия с 1991 года прошла такой путь, сделала такой рывок в преобразованиях, что время - явно субъективная категория. И мода - лакмусовая бумажка скорости его изменения, тенденция, вектор, который показывает стиль мышления, стиль поведения. Это широкое понятие.
     С 1996 года мы проводим Московскую фотографическую весну, начали новую культурную традицию. Когда всё так стремительно меняется, ориентиры - художественные, культурные - очень важны. За этот период выросли и качественный уровень биеннале, и количество зарубежных звёздных проектов.
     - А люди на выставках - они изменились?
     - Сформировалась своя аудитория. В последние годы посещаемость фотобиеннале - стабильно около 480-530 тыс. человек. Раз в 1,5-2 года проводим социологические исследования. Кто наш зритель? Это молодёжь до 30-35 лет. Хорошая публика - здоровая, активная, красивая. Наши смотрители говорят: у нас особенный зритель. Какой? Отвечают: нормальный.
     - Осмысление времени и себя во времени - для молодых насущно. И потом, они не хотят верить на слово - слишком много в эти годы было наговорено.
     - Фотография - уникальное явление: это искусство и одновременно документ, что очень важно, и для России особенно. В середине 90-х годов мы пережили первый уровень слома - крушение Советского Союза. Выявилась невероятная потребность почувствовать свою историю, увидеть её. В странах, где не было таких катаклизмов, в каждом доме - вещественные свидетельства: огромное количество фотографий, которые рассказывают о памяти семьи, о памяти страны. У нас же почти всё уничтожено.
     - Ну, толстые фотоальбомы и у нас есть. Правда, молодёжь теперь заменила их флэшками.
     - Фотографии есть у всех, но для семьи. А то, что остаётся для истории, это, как правило, осознанно инициированные заказы. И такие заказы когда-то делали - по решению центральной, местной власти, было по всей России огромное количество благотворительных организаций. Благодаря этим заказам мы знаем, как жили в России в середине XIX века, в начале XX. Советская власть тоже так делала поначалу. Потом эта традиция сошла на нет. Теперь, за исключением тех редких случаев, когда мы получаем бюджетные съёмки, её никто не поддерживает. Если раньше история писалась профессиональными фотографами изданий, которые могли позволить себе послать корреспондента в Сибирь сделать репортаж, например, о БАМе, то сейчас таких изданий почти нет. Должна быть целенаправленная политика сохранения отечественной истории. Можно потерять деньги, можно потерять власть, карьеру, но нельзя потерять историю, это чувство идентификации, когда ты знаешь, кто были твой дедушка, твоя бабушка, что происходило в твоём городе, стране. Это очень важная вещь, которую хорошо понимают, например, в Америке, где фотография первой приобрела рыночную стоимость, где её оценили. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМа) - одна из богатейших фотоколлекций мира. Ежегодно заказ на съёмки делают Франция, Голландия, Германия... И не только властные структуры, но и отрасли промышленности.
     - А у нас?
     - На первом году рождения нашего музея мы создали программу "Фотолетопись России", поддержанную президентом страны В.В.Путиным и мэром столицы Ю.М.Лужковым. Мы собираем архивные материалы не только Москвы, но и других регионов России. И очень рады видеть, что руководство города осознало важность этой задачи - вместить всю широту охвата нашей российской истории. У нас больше 5 тыс. уникальных работ. Выставки, посвящённые отечественной истории, собирают огромную аудиторию. И здесь играет роль фактор ностальгии, узнавания, феномен открытия своей истории.
     Ежегодно проводим конкурс "Серебряная камера", учреждённый Правительством Москвы под личным патронажем Ю.М.Лужкова. Это уже история столицы. Конкурс быстро стал любим москвичами. В прошлом году награждение состоялось в непогоду, самую ужасную метель, но его пришлось транслировать с помощью телемоста, так как зал не мог вместить всех зрителей...
     - Как участвовала Москва в подготовке нынешнего фестиваля?
     - Биеннале - это колоссальная работа нескольких лет. Мы строим город в городе - Москва оккупирована фотографией. И, конечно, без помощи столицы такая культурная экспансия состояться не могла. Более того, биеннале основана Комитетом по культуре города и Правительством Москвы. Они - наши учредители, естественно, нам помогают. В первую очередь это касается выделения площадок.
     - Заявленные темы - "Путешествия", "Соблазны", "Конфликты" - достаточно универсальные оболочки. Какие внутренние линии Вам как психологу важны?
     - Две основных - это связанная с детьми (Лоретта Люкс, АЕС+Ф, Кристин Шпенглер) и конфликты, с которыми столкнулся XXI век. Мы думали, что оставили их в средневековье, ну уж по крайней мере в прошлом веке, а они перед нами - межэтнические, межрелигиозные, социальные, военные. Всё это стало трагическим началом тысячелетия. И мне показалось, что не напомнить о тех конфликтах, в которых мы живём, просто неправильно.
     Мы выбирали лучших художников. Гениальный Сальгадо - может быть, последний из великих могикан-гуманистов, которые сейчас ещё активно работают. Для меня это одна из лучших экспозиций. Мы много лет его ждали, в том числе и потому, что это очень дорого. Исследование Сальгадо "Рука человека" - ручной труд. До сих пор от Бразилии до Казахстана люди работают тяжело, как рабы. Это настолько эмоционально, что заставляет каждого из нас думать о том, что наши проблемы, которые нам в России кажутся тяжёлыми, такая суета сует... Кристин Шпенглер. Её надо видеть. Смеющаяся, с прекрасным макияжем - светская женщина. И вдруг ты заглядываешь ей в глаза -и страшно. На её фотографиях нет трупов, нет боевых действий. Весело плещутся в водоёме дети - хохочут, счастливые. Но они учатся плавать... на снарядных гильзах от ракет.
     Глобальное мышление сегодня -не слова, это реальные переживания. Ты не можешь нынче спрятаться в норку и не видеть, что творится вокруг тебя. Мы сегодня зависим от всего, что происходит в мире.
     - Есть какая-то преемственность в проведении выставок?
     - Конечно. Это как новая глава одной книги. Беттину Реймс, официального фотографа Жака Ширака, мы представляли с её политическими фотографиями. Сейчас это её "Ретроспектива", которая объехала уже многие страны. Беттина снимает обнажённую натуру, но она её одевает энергетическим куполом, защитой. Ты никогда не приблизишься более означенной дистанции. Это щемящее, очень близкое к России откровение о женщине, её страданиях, о том, как женщина изменяется в нашем мире - серьёзной, острой, драматической среде.
     - Чаще Беттину представляют как абсолютно гламурного художника, в прессе нынешней биеннале критики чаще замечали в её экспозиции голое тело (и даже его части в отдельности), а не боль, не пронзительное проникновение Реймс в глубины нашей сути земной. Хотя даже на её автопортрете бросается в глаза взгляд художника - как оптический прицел.
     - Да, Беттина провоцирует. И пусть это раздражает определённую часть людей. Есть вещи, которые задевают, тревожат. Но иногда это действуют даже сильнее, чем то, что нравится. Фотография как вид искусства требует от нас определённого напряжения, тогда появляется возможность для диалога.
     Я не всё люблю у Саудека. Это абсолютно гениальный фотограф, ему нет равных по технике. Это гений, классик не только чешской, словацкой, но и мировой фотографии. Есть работы, которые для меня как фотографическая икона - отец и сын, идущие вдаль, они сняты ночью, но освещены каждый цветочек, каждая былинка. Ещё - человек в концлагере на еврейском кладбище. Но даже если я сама вкусово не люблю каких-то вещей (сюрреализм мне не близок), существует объективный критерий качества. Как арт-директор фестиваля я должна исходить из того, что критерий отбора - это качество, выбор, разнообразие, мы показываем весь спектр культуры, называющейся фотографией.
     - А как была представлена русская провинция - виг столиц?
     - Мы много показываем русских фотографов, готовятся 3 тома "Вне Москвы и Санкт-Петербурга". Один из лучших проектов на биеннале -Сергей Чиликов в Галерее RUARTS: "Философия путешествия". Один из самых сильных русских фотографов с бесконечным диапазоном, энергетикой, авторским стилем. Кстати, кандидат философских наук, автор многих замечательных книг. Это его поездка по Северу и Казахстану. Живёт он в Йошкар-Оле. Я мечтаю сделать проект в его городе и сделаю! Потому что город очень интересный, у нас несколько авторов оттуда, прекрасных авторов.
     - Там много лет творчески работает Республиканский музей изобразительного искусства, основанный тогдашним директором Людмилой Кувшинской совсем незадолго до перестройки...
     - Знаете, достаточно одного сумасшедшего человека, и культурная ситуация начинает меняться. Вместо того, чтобы сидеть и жаловаться: "Этого нет, того нет", надо что-то делать. Первый Всероссийский фотографический фестиваль в 1986 году инициировал Сергей Чиликов (кстати, в Выставочном зале, который тогда возглавляла Кувшинская. - Прим, авт.) и получил поддержку и местной власти, и местных музеев. Сумел объединить великолепных фотографов: приехали Борис Михайлов, ныне классик Николай Бахарев.
     Сегодня у нас рынок. И как это чудесно, что были и есть люди, которые, невзирая на гримасы эпохи, сохраняли и сохраняют нашу культуру, растят её. Мы же часто даже не знаем их имён. Мы помним имена только художников. Но талантам кому-то надо помогать. И кто-то на это решается. И мы должны называть их имена.
     Очень трогательно, что Людмила Ивановна Швецова при катастрофической нехватке времени в субботу поехала смотреть фотобиеннале. Рядом с Сальгадо она читала наизусть "Братскую ГЭС" Евгения Евтушенко:
     "Мы рабы... Мы рабы... Мы рабы...
     Как земля, наши руки грубы.
     Наши хижины - наши гробы.
     Наши спины тверды, как горбы.
     Мы животные. Мы для косьбы,
     молотьбы, а ещё городьбы
     пирамид - возвеличить дабы
     фараонов надменные лбы...".

     Мне было чрезвычайно, по-человечески приятно видеть, что культурой управляют люди, которые её любят. У которых болит душа и отзывается сердце. И это важно, потому что поддержки всегда мало, она всегда нужна, и за любую поддержку надо сказать спасибо. И если бы нас когда-то не поддержал Комитет по культуре города Москвы, потом её Правительство и мэр, то этого музея бы не было. 10 лет назад, когда мы начинали в Москве фотобиеннале и создание первого государственного Музея фотографии, нас воспринимали как сумасшедших. Потому что фотография тогда была - карточка на паспорт и снимки голых женщин. Теперь так уже никто не говорит.
     Мы начали разговор с того, что фотография - модное искусство. Замечательно. Но при этом я понимаю, как много надо сделать, гораздо больше, чем то, чему уже можно радоваться. Есть задачи, их надо решать.
     - И какие это задачи?
     - Сейчас мы открываем Международную школу фотографии и мультимедиа. Набираем первых студентов в начале октября. Ведь без системы образования мы не можем дальше двигаться. Строится наш дом - здание Музея фотографии. Хотя Москва их финансирует, работы идут медленнее, чем это намечено Юрием Михайловичем, правительственными документами. Но 10-летие Музея мы встретим в своём доме.