Главная     Редакция     Архив     6(34)/2006  
 

Театр
(АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: "ТЕАТР - ЭТОДИАЛОГ АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ")

Культура округа
(ОДИН ДЕНЬ В ОКРУГЕ)

Проект
(НА ФУНДАМЕНТЕ КУЛЬТУРЫ)

Проблема
(СЛОВО О ЯЗЫКЕ)

Событие
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКВЫ - ПРАЗДНИК МОСКВИЧЕЙ И ГОСТЕЙ СТОЛИЦЫ)

Театр
("СВОЙ ПУТЬ" ИРИНЫ РУДНИК)

Выставка
("МОЛИТВА О ВОИНСТВЕ")

"Сорок сороков"
(СУДЬБА МОСКОВСКИХ ХРАМОВ)

Рядом с нами
(СЧАСТЛИВАЯ ПРОФЕССИЯ)

Московские традиции
(ВСТРЕЧИ У СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА)

Культура - детям
("КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР...")

Фестиваль
(ТРИНАДЦАТЬ СЕССИИ "ФЕСТОСА")

Конкурс
(PERPETUUM MOBILE ДЖАЗА)

Выставка
(МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ МУЗЕЯМ РОССИИ)

Кино
(ПЕРВЫЕ ШАГИ)

Фестиваль
(6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЦ ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ)

СЛОВО О ЯЗЫКЕ

Елена ЛАДЕНКОВА

Жизнь человека, общества неразрывно связана с языком. Язык представляет собой хранилище духовных ценностей и систему коммуникаций, осуществляемых с помощью звуков и символов. Изменения в языке - ото изменения в мышлении, духовных ценностях.

Процесс эволюции любого языка происходит постоянно: что-то теряется, что-то приобретается. Кардинальные изменения в обществе приводят к кардинальным изменениям в языке.
     В течение последних десятилетий эти процессы идут особенно интенсивно. Обеднение языка происходит как из-за потери многих родных лексических форм, так и за счёт чуждых заимствований, не всегда уместных и удачных. Стали привычными усреднение и извращение речи, подмена понятий.
     Негативное влияние части СМИ, масс-литературы и масс-культуры, сокращение времени на изучение русского языка и литературы в школе, низкое качество преподавания, чрезмерное увлечение общением в Интернете и компьютерными играми, а также криминализация общества способствовали деградации языка, упадку культуры речи, а следовательно, и примитивизации мышления, духовного развития, сложностям в межнациональном, межпоколенном общении и возникновению многих других проблем.
     На фоне низкой культуры речи углубляется расслоение общества на языковые субкультуры, группы.
     Почему москвичи разных возрастов, национальностей, для которых "великий и могучий русский язык" - родной, сегодня зачастую не всегда понимают друг друга? Невостребованные знания, навыки грамотной (в широком смысле слова) речи, как известно, постепенно отмирают. Прибывающие в Москву мигранты, для которых русский язык - чужой, в основном плохо его знают или не знают совсем. Они говорят или учатся говорить на русском языке, ориентируясь на образцы речи ближайшей социальной среды, которая чаще всего специфична и этнически однородна. Как правило, "новые москвичи" ограничиваются полученными таким образом знаниями и навыками общения.
     Исследования Московского института социально-культурных программ (МИСКП) свидетельствуют, что большинство (43%) опрошенных москвичей считают культурный уровень жителей столицы снизившимся за последние годы, причём основная часть молодых респондентов (44%) оценивает свою социально-возрастную группу в целом как менее культурную, чем родительская.
     Необходимыми условиями формирования, развития культуры речи являются чтение литературы и её качество. Почти каждый третий молодой москвич (29%) отмечает, что не любит читать. Большинство читающих респондентов (49%) отдают предпочтение художественной литературе, но из всего многообразия жанров подрастающее поколение чаще всего выбирает фэнтези, детективы.
     Уровень овладения лексикой языка, объём и качество усвоенного, культура речи, мышления отражаются, проявляются в том, кого человек выбирает себе в образцы в области литературы, искусства, кем восхищается, кому (особенно в молодом возрасте) вольно или невольно подражает. По данным ВЦИОМа, кумирами юношей и девушек в этих областях являются не писатели, поэты, учёные, а рок-звёзды телевидения (чаще всего, судя по интервью и текстам их песен, а не по блистательному интеллекту, литературному таланту или культуре речи).
     Утрата речевой культуры приобретает характер эпидемии. Практически везде можно услышать неясно сформулированные мысли, некстати употреблённые обороты, цитаты, иностранные заимствования, а также неправильные ударения, жаргонизмы, слова-паразиты, нецензурную лексику. Они зачастую рассматриваются как признак современности, "продвинутости". Даже среди литераторов, журналистов, редакторов, людей, чья профессиональная деятельность связана со словом и должна являться образцом культуры речи, утрачивается понимание правил приличия, целесообразности и соразмерности, уместности употребления тех или иных пластов лексики, а государственные деятели, представители политической элиты не стесняются вставлять в свою речь жаргонные и бранные выражения в публичных выступлениях. Вероятно, это одна из причин того, что духовный, культурный уровень политической элиты страны большинство (44%) опрошенных москвичей считают низким, а 32% - средним.
     В обществе обсуждается очередная (скорее всего внеочередная) реформа русского языка. Нормы, правила, образцы языка пытаются подстроить под существующий низкий уровень знаний и культуры значительной части населения, аргументируя необходимостью сделать его простым и понятным всем, а общение - более лёгким. Но так ли это?
     Русский язык, помимо всего прочего, - язык межнационального общения народов Российской Империи, СССР и современной России, стран СНГ. По лексическому запасу он является одним из богатейших языков мира. Русский язык позволяет понять огромное многообразие мыслей, чувств, мнений и их оттенков и выразить их словами, замена, искажение, отсутствие которых в речи и тексте существенно деформирует смысл сказанного или написанного. Чем выше языковая культура человека, значительней лексический запас, тем легче ему подыскать нужные слова и общаться с самыми разными людьми. Чем больше таких людей в обществе, тем проще найти взаимоприемлемые решения проблем. Примитивизация, деградация языка упрощает возможности для манипуляции сознанием. Реформа, узаконивающая негативные явления в языке, культуре речи, будет иметь самые негативные последствия для национальной культуры.
     Учёные утверждают,, что в настоящее время в среднем лексический запас современного россиянина составляет менее одной тысячи слов. Как сказал Д.С.Лихачёв, "происходит усыхание мозгов, люди становятся всё более мелкими и в рассуждениях, и в поступках". А.И.Солженицын отмечал, что "если не предпринимать определённых мер, то русский язык может необратимо деградировать".
     Сложившаяся ситуация беспокоит общественность, людей, знающих и любящих родной язык, литературу. В Москве проводятся литературные, поэтические конкурсы, фестивали, вечера, ставятся спектакли и снимаются кинофильмы по произведениям русской классики. Однако исследования свидетельствуют, что за последнее время досуг большей части населения столицы стал более пассивным. Мероприятия просветительской направленности основной массой москвичей посещаются редко. Значительную часть времени, свободного от работы и непреложных обязанностей, большинство москвичей проводят дома у телевизора или радиоприёмника. Поэтому особое внимание должно быть уделено культуре речи, языка в СМИ, особенно молодёжных.
     Что думают молодые москвичи о наиболее острых проявлениях падения культуры речи в масс-медиа?
     Вполне допустимым их употребление в молодёжной прессе считают 12,7% респондентов, рассматривают как исключение - 26,6%, думают, что это недопустимо, лишь 34,9%. У 1/3 молодых респондентов деформированы или отсутствуют традиционные представления о культуре речи, языковых нормах... Проблема в основном не только и не столько в самой молодёжи, сколько в тех, кто навязывает молодому поколению такие "современные нормы и стили" речи, общения, тем самым по сути совершая насилие над личностью, оскорбляя общественную нравственность. Такая ситуация ещё раз доказывает необходимость комплекса мер по повышению культуры речи в СМИ, улучшению изучения русского языка и литературы в школах, а также поддержки деятельности учреждений и организаций куль-турно-досуговой сферы, которая имеет просветительскую направленность, формирует и развивает в подрастающих поколениях навыки высокой культуры. Слово должно отражать мысль, а не её отсутствие.