Главная     Редакция     Архив     6(34)/2006  
 

Театр
(АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: "ТЕАТР - ЭТОДИАЛОГ АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ")

Культура округа
(ОДИН ДЕНЬ В ОКРУГЕ)

Проект
(НА ФУНДАМЕНТЕ КУЛЬТУРЫ)

Проблема
(СЛОВО О ЯЗЫКЕ)

Событие
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКВЫ - ПРАЗДНИК МОСКВИЧЕЙ И ГОСТЕЙ СТОЛИЦЫ)

Театр
("СВОЙ ПУТЬ" ИРИНЫ РУДНИК)

Выставка
("МОЛИТВА О ВОИНСТВЕ")

"Сорок сороков"
(СУДЬБА МОСКОВСКИХ ХРАМОВ)

Рядом с нами
(СЧАСТЛИВАЯ ПРОФЕССИЯ)

Московские традиции
(ВСТРЕЧИ У СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА)

Культура - детям
("КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР...")

Фестиваль
(ТРИНАДЦАТЬ СЕССИИ "ФЕСТОСА")

Конкурс
(PERPETUUM MOBILE ДЖАЗА)

Выставка
(МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ МУЗЕЯМ РОССИИ)

Кино
(ПЕРВЫЕ ШАГИ)

Фестиваль
(6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЦ ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ)

АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: "ТЕАТР - ЭТОДИАЛОГ АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ"

Ольга ИГНАТЮК

Московскому драматическому театру под руководством Армена Джигарханяна исполнилось 10 лет, а его художественный руководитель недавно отметил своё 70-летие. За 10 лет театр в Москве полюбили, среди его актёров выросли собственные звёзды, на которых идёт публика, битком заполняя зал на Ломоносовском проспекте. Словом, коллектив вписался в обойму наиболее популярных столичных театров. Одна из причин этого - конечно же, имя самого Армена Джигарханяна, горячо любимого разными зрительскими поколениями.

- Армен Борисович, расскажите, пожалуйста, что явилось Вашим личным стимулом к созданию театра 10 лет назад?
     - Знаете, это самый распространённый вопрос ко мне, вопрос, в котором к тому же имеется подоплёка - мол, известный актёр, и зачем же ему это было надо... Так что меня толкнуло? Может быть, отсутствие в моей сегодняшней жизни "чувства отца" и "чувства деда"... В общем, возникла у меня в то время именно эта потребность, которая создавала даже какое-то беспокойство, от которого можно было и ночью ни с того ни с сего проснуться, - да, вот эта потребность: быть учителем.
     - Вам хотелось создать театр какого-то определённого направления? Была ли у Вас некая модель будущего театра?
     - Модель моего театра - это я, Армен Джигарханян, человек, 50 лет живущий на сцене. А театр, как мне кажется, - вообще-то, модель самой жизни. Театр ведь ближе всего к природе, к лесу. В нём тоже имеются все "законы леса" - естественный отбор, право сильного, борьба за выживание, там' есть и львы, и шакалы...
     - А как Вы, формировали труппу? У Вас ведь был курс во ВГИКе, который, вероятно, пришёл в Ваш, театр?
     - Да, мои студенты тогда заканчивали учиться, и многие из них ко мне пришли.
     - А сами Вы ничего не ставили на своей сцене?
     - Вот сам как раз не ставил.
     - А по какому принципу приглашали к себе режиссёров?
     - По принципу естественного отбора-в котором также участвовала, во-первых, сама жизнь. К примеру, начинал у нас работать один режиссёр, и я даже рассчитывал продолжать с ним сотрудничество. А потом вдруг узнал, что, уезжая куда-то, они с женой взяли и выбросили из дома своего кота... Так вот, с тех пор этот человек больше для меня не существует, хотя он и очень хороший режиссёр. Я видеть его больше не могу. И получается, что в создании творческих отношений абсолютно всё имеет значение.
     - А кого именно Вы предпочитаете приглашать на постановки, ведь режиссёр в театре - самая главная фигура?
     - Нет, я так не считаю. В театре есть только две главных составляющих: актёры и зрители. Не бывает "режиссёрского" театра, бывает просто театр, и если он живёт по законам природы и жизни - то он хороший театр. Вот Георгий Александрович Товстоногов на эту тему приводил прекрасный пример. В одном самолёте летит на гастроли руководство театра - режиссёр и директор, а в другом летят актёры. Вовремя прибыл самолёт с режиссёром - но опоздал с артистами: можем мы играть спектакль?.. И наоборот: прилетели актёры, но опоздал режиссёр - можно играть спектакль? Спокойно. Зрители же и актёры вообще на равных создают спектакль. Причём могу Вам заметить, что у зрителей штампов даже куда больше, чем у актёров. А особенно эти штампы рождает сегодняшнее телевидение.
     - Кто же сегодня ваш главный режиссёр?
     - Владимир Ячменёв. На мой взгляд, режиссёр очень хороший, и сейчас он уже готов к тому, чтобы самому в будущем формировать театр.
     - Сколько сейчас спектаклей в вашем репертуаре?
     - Пятнадцать.
     - Какие из них, по-Вашему, определяют лицо театра?
     - Ну конечно, "Три сестры", "Ревизор", "Дон Жуан, или Каменный гость", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Пороховая бочка" - да, впрочем, думаю, что все спектакли для нас важны. И даже "Необычайные приключения Красной Шапочки".
     - Мне приходилось писать на страницах газеты "Культура" о трёх ваших спектаклях - "Пороховой бочке", "Трёх сестрах" и "Дон Жуане" - и все они были очень разными по стилю и жанру. Интересно, какие жанры Вами всё же наиболее любимы?
     - Сегодня очень трудно говорить о жанрах, и лучше о них, по-моему, не думать, а просто делать хорошее искусство.
     - А как, по-Вашему, чем театр Джигарханяна отличается от остальных московских театров?
     - Он - такой, какой есть, и всё, и этим всё сказано.
     - Какой?
     - Другого такого нет. И пусть теоретики сами выдумывают для него формулы. Для меня же самое главное то, что он живой. Вот мы сейчас поехали с "Тремя сестрами" на фестиваль в Марсель и играли их там три дня подряд - и я сам их три раза подряд просмотрел. Мне очень понравилось! Потому что я увидел: да, вот настоящий, живой театр! Независимо от всяких рейтингов и прочей статистики.
     - Да, "Три сестры" в постановке Ю.Клепикова и В.Ячменёва -очень сильный спектакль. Кстати, на него (как и на остальное) основная масса зрителей идёт, знаете, почему? Из-за ваших актёров! Да, к вам идут именно "на актёров"! Обожают Елену Ксенофонтову, Станислава Дужникова, Анатолия Дзива-ева, Владимира Капустина, Анну Башенкову, Ольгу Кузину, Андрея Мерзликина, Алексея Шевченкова, Юрия Анпилогова. Мне, например, наряду с остальными очень симпатична молодая актриса Анна Башенкова: у неё редкая индивидуальность, к тому же она, Вы, наверное, знаете, ведёт собственную молодёжную студию и ставит там интересные вещи...
     - Конечно, знаю!
     - А когда Елена Ксенофонтова выходит на сцену в любом спектакле - зал замирает! В "Трёх сестрах" в роли Наталии она абсолютно покоряет зрительские сердца.
     - Умница моя! Я же и говорю, что театр создают именно актёр и зритель! Как играет Ксенофонтова в "Трёх сестрах"? Отчаянно! Только такой театр, когда на сцене царит актёр, сейчас и интересен.
     - Кто из ваших актёров особенно вырос за последнее время!
     - Мне кажется, что все. Я вообще очень люблю своих актёров.
     - При любви публики к Вашему театру вас, наверное, все время ждут и в других городах?
     - Да, у нас всегда интересные гастроли. В прошлом году, например, мы побывали в Вологде, Череповце, Смоленске и завершили свой гастрольный тур в Санкт-Петербурге, где выступили, по-моему, хорошо. Мы играли в Театре комедии, где у нас были сплошные аншлаги, и даже возникали неприятности с пожарной службой, которая не разрешала ставить дополнительные стулья в зрительном зале. Были и в Красноярском крае - да и много где ещё. А скоро вновь поедем в Санкт-Петербург, Саратов, Вологду - в общем, гастролируем мы очень часто и принимают нас везде с радостью.