Главная     Редакция     Архив     6(34)/2006  
 

Театр
(АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: "ТЕАТР - ЭТОДИАЛОГ АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ")

Культура округа
(ОДИН ДЕНЬ В ОКРУГЕ)

Проект
(НА ФУНДАМЕНТЕ КУЛЬТУРЫ)

Проблема
(СЛОВО О ЯЗЫКЕ)

Событие
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКВЫ - ПРАЗДНИК МОСКВИЧЕЙ И ГОСТЕЙ СТОЛИЦЫ)

Театр
("СВОЙ ПУТЬ" ИРИНЫ РУДНИК)

Выставка
("МОЛИТВА О ВОИНСТВЕ")

"Сорок сороков"
(СУДЬБА МОСКОВСКИХ ХРАМОВ)

Рядом с нами
(СЧАСТЛИВАЯ ПРОФЕССИЯ)

Московские традиции
(ВСТРЕЧИ У СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА)

Культура - детям
("КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР...")

Фестиваль
(ТРИНАДЦАТЬ СЕССИИ "ФЕСТОСА")

Конкурс
(PERPETUUM MOBILE ДЖАЗА)

Выставка
(МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ МУЗЕЯМ РОССИИ)

Кино
(ПЕРВЫЕ ШАГИ)

Фестиваль
(6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЦ ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ)

"КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР..."

Карина ЗУРАБОВА

Студия "Колор" - детская экспериментальная студия синтеза искусств - находится при научном центре Московского зоопарка. Она выдаёт своё присутствие ещё в подъезде - огромными росписями по холстам, очень разноцветными и весёлыми.

Лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, студия за 25 лет своего существования сменила 25 адресов. "Синтез искусств"- это настоящие джунгли зелёных растений в горшках и кадках, это кролик в клетке и ящерка в аквариуме, это два фортепьяно, гончарный круг, несметное количество красок, мольбертов, рисунков и глиняных фигурок, это рыбки, попугаи, колокольчики, чайники, мягкие кресла, маты, обручи, мячики... Представив себе 25 переездов всего этого хозяйства, на её руководителя Марка Маргулиса смотришь с благоговейным ужасом.
     Началось это в Переделкине, в Чоботовской школе, детям было лет по 12 и занимались они поначалу керамикой. Потом стали набирать 6-летних, потом - с 4-х лет... С 1985 года начали принимать годовалых.
     Были в студии уроки хореографии и киномонтажа, ставили в ней оперу "Кошкин дом", сейчас здесь художественная мастерская, музыкальная студия, театральная... А какое отношение это имеет к зоопарку? Вполне определённое. В студии "Колор" очень наглядна связь природы и искусства, и связываются они именно через человека, который оказывается посередине, между ними. Может быть, в этом и состоит задача экологии: спасать природу руками человека, спасать человека (он ведь тоже - часть природы) посредством искусства.
     Результаты экологической деятельности конкретны: большой деревянный тигр, очень забавный и необычный, стоит во дворе, у подъезда. Его сделали... из мусора. Марк Маргулис показывает мне человечка из жестянок, целую армию художественно преображённых бутылок. А рисунки... рисунки, как и всё в мире детства, яркие, радостные, простодушные и невероятные. Они улыбаются со всех стен, машут разноцветными хвостами и косматыми ветками, манят в знойные страны к крокодилам, пальмам и баобабам, удивляют неожиданно точными линиями и шокируют энергичными "каляками" в духе крутого абстракционизма.
     - Наш девиз: "Взрослые, посмотрите, как прекрасен мир в картинах ваших детей!".
     - Скажите, как вы работаете с годовалыми, с двухлетними? Они же ещё говорить не умеют. Неужели учите их рисовать?
     - Мы не учим - мы создаём среду, в которой ребёнок может раскрыть свои способности. Малыши у нас занимаются вместе с родителями. Они присматриваются к краскам, кисточкам, учатся менять воду в баночке, закреплять лист, заполнять его красками, сочетать краски друг с другом. Узнают, как звучат разные инструменты, знакомятся с музыкальным образом: как "звучит" медведь, лиса, садовая калитка, дождь... А после занятий обычно идут в зоопарк, смотрят зверей. Летом же мы обязательно едем все вместе на природу, на пленэр -жить, общаться, рисовать.
     Итак, утро, 10 часов, студийцы собираются на занятия. Им от 2-х до 4-х лет. Молодые мамы торопливо раздевают малышей, они привыкли торопиться и нервничать - московские мамы, они едут издалека, им час-полтора добираться назад, а дитё сонное после метро, никак не вытянет ручку из курточки, а урок вот-вот начнётся...
     Наконец, все раздеты, переобуты и запущены на урок музыки. Учитель Андрей - юноша с балалайкой - ходит по залу и поёт про зиму, весну, лето. Одновременно предлагает малышам превращаться в лошадок, кататься на велосипедах, плавать с морскими коньками, летать, как снежинки. "А я не хочу быть снежинкой! - заявляет девочка Лиза. - Я буду пчёлкой, я хочу в домик!".
     Учитель музыки пытается возражать: сейчас ведь зима, откуда зимой пчёлки? Но Лиза уже заползает в "домик", а все дети следуют за ней, и приходится импровизировать на ходу. Главное качество педагога - терпение, считают в студии. Незаметно малыши втягиваются в ритм песенок и уже "летают" под музыку, сами бренчат бубнами, а нелюдимый Федя, заслышав звуки пианино, вдруг отрывается от мамы, подходит к инструменту и несколько раз нажимает клавишу. Так проходит около получаса. Урок музыки окончен. Можно идти рисовать.
     В мастерской художники, как и положено, одеваются в халаты и фартуки. Разбирают свои коробочки с красками. Становятся к мольбертам. Желающие занимаются коллективным творчеством: ко Дню Енота создаётся праздничное полотнище наподобие тех, что украшают подъезд. Кто хочет, может пойти лепить: малыши карабкаются по лесенке на антресоли, где их ждут глина и гончарный круг.
     Молчаливый Федя по-прежнему сам по себе. Он не рисует, не лепит, не разговаривает. Топает пешком прямо по полотну. Ковыряет гончарный круг. "Сегодня он гораздо лучше! - говорит кому-то Федина мама. -Осваивается. Раньше вообще от меня не отходил". Семён не ходит лепить - он стоит у мольберта и рисует зелёного крокодила. Автору нет ещё 3-х лет, но даже я сразу понимаю, что это - крокодил. А улыбчивому Паше мало рисовать: он общается, прыгает, кокетничает, лазает по лестнице - папа едва успевает его поймать.
     Ещё минут 15 лепки и живописи - и пора в театр. В том же зале, где был урок музыки, теперь происходит что-то вроде пантомимы с элементами физкультуры. "Артисты" ползут, как гусеницы, прыгают с горки, строят домик, как муравьи, потягиваются, как львы, - недаром же рядом зоопарк!.. В течение почти получаса не случается ни одной драки, ссориться здесь некогда - каждая минута насыщена творческой работой.
     Теперь до трёх часов перерыв. Дети уходят. Можно перевести дух и выпить чаю с печеньем.
     - Творчество - это игра, - говорит Марк Моисеевич. -А в игре легко преодолеваются барьеры. Поэтому наши занятия раскрывают внутренние силы, поддерживают в самых тяжёлых болезнях. У меня мама была врачом-педиатром, и вот, как она составляла историю болезни на ребёнка, так и я завожу историю творческого развития на каждого ученика. Почему мы занимаемся с самыми маленькими? Потому что это самый важный период в жизни человека, период становления личности - от 1 года до 5-6 лет.
     То же самое писал Лев Толстой: "...между мной нынешним (Кажется, лет 60 ему было в то время.) и мной пятилетним нет никакой разницы, а вот между новорожденным и пятилетним - пропасть".
     - От 1 года до 3-х лет - это период познания мира, период сотворчест-ва с родителями и педагогом. С 3-х до 5-ти - осознание познанного, осмысление, что есть человек. Ребёнок учится пользоваться линией, формой, цветом. В детском саду обычно рисуют в альбомах, в тетрадях, а у нас, вы заметили? они рисуют на больших листах бумаги, на больших полотнищах, это же совсем другой мир возникает!.. Совсем другая радость... А ещё если мама пришла или папа сидит рядом и стучит молотком - вы понимаете, что это для ребёнка? Родители же всегда заняты, а у нас они часто занимаются вместе. Если с года до 6-ти ребенок ходил к нам студию - я за него спокоен. Ему ничего не страшно, личностью он уже стал.
     По зоопарку хорошо пройтись в тёплый день и лучше - в будний. Полюбоваться зеброй и страусом, заглянуть в удивительные глаза полярной совы, отыскать в полумраке искусственной ночи висящего вниз головой ленивца и долго смотреть на малюток-обезьян с переплетёнными от полноты чувств хвостами. Пускай и они на вас посмотрят, если им интересно. Надо же как-то находить общий язык. Вернее, вспомнить тот, на котором мы говорили когда-то, - язык зверей, детей и поэтов.