Главная     Редакция     Архив     6(34)/2006  
 

Театр
(АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: "ТЕАТР - ЭТОДИАЛОГ АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ")

Культура округа
(ОДИН ДЕНЬ В ОКРУГЕ)

Проект
(НА ФУНДАМЕНТЕ КУЛЬТУРЫ)

Проблема
(СЛОВО О ЯЗЫКЕ)

Событие
(ДНИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКВЫ - ПРАЗДНИК МОСКВИЧЕЙ И ГОСТЕЙ СТОЛИЦЫ)

Театр
("СВОЙ ПУТЬ" ИРИНЫ РУДНИК)

Выставка
("МОЛИТВА О ВОИНСТВЕ")

"Сорок сороков"
(СУДЬБА МОСКОВСКИХ ХРАМОВ)

Рядом с нами
(СЧАСТЛИВАЯ ПРОФЕССИЯ)

Московские традиции
(ВСТРЕЧИ У СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА)

Культура - детям
("КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР...")

Фестиваль
(ТРИНАДЦАТЬ СЕССИИ "ФЕСТОСА")

Конкурс
(PERPETUUM MOBILE ДЖАЗА)

Выставка
(МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ МУЗЕЯМ РОССИИ)

Кино
(ПЕРВЫЕ ШАГИ)

Фестиваль
(6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЦ ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ)

PERPETUUM MOBILE ДЖАЗА

Владимир МАРОЧКИН

В нашем городе снова бум джаза. Каждый месяц в Москве проходят сейчас джазовые конкурсы и фестивали, большие и маленькие, локального масштаба и всемирного рейтинга. Долгое время специалистов и любителей джаза беспокоило, что в 90-х годах джаз в России был утрачен. Но теперь стало ясно, что джаз жив и более того: рядом с мэтрами поднялась молодая поросль джазменов, которые бережно хранят вверенную им традицию.

Одним из главных событий джазовой весны 2006 года стал Международный конкурс-фестиваль "Современное искусство и образование". Конкурс-фестиваль проводился в 8-ми номинациях, 7 из которых были посвящены музыке, одна - литературе. Одной из важнейших новаций этого конкурса-фестиваля является номинация "Исполнитель-педагог XXI века". Это самая приоритетная номинация, ставящая своей целью повышение исполнительского и профессионального мастерства педагогов.
     О джазе мы разговариваем с преподавателем фортепиано легендарной Гнесинки Натальей Леонидовной Савинковой.
     - В 90-х годах ХХ века джаз как важная составная часть музыкальной жизни практически отсутствовал. Как удалось увлечь джазом молодых ребят? Кто эти ребята?
      - Если брать по чисто формальным признакам, то у нас в Москве существуют музыкальные школы, где есть эстрадно-джазовые отделения. Там преподают большие мастера давно и плодотворно: Евгений Гречищев, Пётр Петрухин... Многое идёт от их энтузиазма. Но часто приходят к нам дети музыкантов, в свое время окончившие наше училище, которые любят джаз, и эту любовь они по наследству передали своим детям.
     - Таким образом получается, что у нас джаз - это наследственная традиция?
     - Да. По крайней мере у нас в училище. Здесь учились дети Михаила Окуня, Игоря Бриля. Они - уже звёзды. А сейчас приходят молодые ребята, родители которых живут в провинции, в своё время они были "заражены вирусом" джаза, который передали своим детям. Когда эти дети приезжают к нам, и мы спрашиваем, кто были их педагоги, то часто слышим, что с ними занимались мама или папа, который в молодости мечтал стать джазменом, но не стал по каким-либо причинам, и вот теперь осуществляет эту мечту через детей.
     - Действительно, во всём мире джаз - это наследственное занятие. В США уже довольно давно существуют джазовые династии: на саксофоне играют и сын легендарного Джона Колтрейна, и сын Дьюи Редмана, а звезда нынешней поп-эстрады Тони Брэкстон - дочка очень известного музыканта Энтони Брэкстона, который является воплощением авангарда.
     - Так было и во времена Баха! Потому что ребёнок, выросший в семье музыканта, совсем по-другому воспринимает музыку, поскольку он живёт этим, он постоянно её слышит.
     - Но иногда дети и сами открывают для себя джаз?
     - Бывает, что ребёнок находит какие-то ноты, например, буги-вуги, и начинает играть. И долбит их до тех пор, пока родители не хватаются за голову. Тогда они бегут к нам: посмотрите, что с ним? И мы ставим диагноз: заболел джазом!
     - Как рождается джазовый музыкант?
     - Я чувствую это интуитивно. Не могу всего объяснить, но, когда приходят дети, я сразу распознаю, кто будет свинговать, а кто нет.
     - Что позволяет это почувствовать? Блеск в глазах или то, как бегают пальцы?
     - Как правило, нормальная подготовка у таких ребят отсутствует полностью, поэтому можно лишь почувствовать, есть у человека ощущение музыкального времени или нет. Джаз - не классическое ощущение времени, это совсем другое, музыкальная пульсация. Джаз - это свобода, когда человек выходит за границы собственной души. И когда я чувствую, что человек свободно парит во времени и пространстве, я понимаю, что он заиграл джаз.
     - Но ведь музыкальная школа - это прежде всего традиция. А как же юношеский максимализм?
     - Конечно, юношеский максимализм зачастую отвергает всё, что было сделано раньше, но традиция - специфика нашего учебного заведения.
     - И начинается борьба традиций и авангарда?
     - Конечно! Но это борьба единоверцев. Борьба в поисках истины совершенства.
     - А с кем из известных сегодня музыкантов такая борьба ?
     - С Яшей Окунем мы очень боролись. Он до такой степени был увлечён джазом, что не хотел больше ни на что тратить своё время. И с Севой Тимофеевым тоже. Первые два курса просто искры сыпались. Я ещё тогда была помоложе, порезче... А теперь это известные джазовые пианисты.
     - По-моему, джаз - музыка взрослых?
     - Раньше я тоже так считала, но со временем поняла, что ошибалась. Это музыка всегда молодых.
     - Ученики Михаила Окуня и Игоря Бриля, мне кажется, похожи на своих учителей...
     - Да, сразу слышно, кто чей ученик. Это естественно, дети незримо перенимают манеру педагога, личность педагога имеет для них огромное значение. Уже потом они начинают искать себя... Творчество - как пламя: оно должно однажды зажечься и передаться. Если эта свеча не зажжётся, то нечего будет дальше нести. Не будет огня живого и тепла.
     - Мне кажется, что сегодняшняя средняя общеобразовательная школа не даёт ребёнку полностью проявить себя, потому что всё самое тонкое, хрупкое забивается глубоко в подсознание, и это, конечно, не на пользу.
     - Необходим баланс свободы и ответственности, таланта и труда. Часто они думают, что всё могут, но в итоге теряют время, которое могли бы посвятить учебе, самосовершенствованию, и остаются наедине со своей свободой, которая становится уже е нужна, потому что она зиждется на... пустоте. Всё-таки мы живём в очень интересное время, и ребята нового поколения рвутся учиться. А ведь был период в начале 90-х, когда к нам вообще никто не поступал, не было конкурса, образование утратило престиж. Сейчас снова стало ясно, что без образования многого добиться невозможно.
     - Причём хорошего образования!
     - Да! И абитуриенты снова пошли в институты. Я думаю, что через некоторое время нас ждет бум -хорошее музыкальное образование станет престижным. К нам всё больше приезжает ребят из российской глубинки. И тут возникает другая проблема - кто их будет учить? Проблема сохранения преподавательских кадров очень актуальна и болезненна. Низок уровень заработной платы, непростые условия труда, падает престиж профессии педагога. Как выясняется, музы смолкают не только, "когда гремят орудия", но и когда слишком громко шуршат купюры. Тем не менее мы - оптимисты. Чувствуем дыхание приближающейся эры духовности, ведь музыка - неразгаданный язык самой души.