События
(ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)
События
(ВРЕМЯ НАСЛЕДНИКОВ СЛОВА)
Проблема
(ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ)
Год русского языка
(ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ ИЛИ ВРАГ?)
Хроника
(ЛЕТНИЙ СЕЗОН)
Хроника
(РОМАНТИЧЕСКАЯ «НОЧЬ В МУЗЕЕ»)
Год ребёнка
(ПОСВЯЩЕНИЕ В СКАЗКУ)
Год ребёнка
(«ЗОЛОТАЯ КИСТОЧКА»)
Год ребёнка
("ЗОЛОТОЕ ПЕРЫШКО")
Московские мастера
(«МОЯ ПРОФЕССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»)
Московские традиции
(КАК РОДИЛСЯ ДЕНЬ НАШЕГО ГОРОДА)
Московские мастера
(ПОБЕДИТЕЛИ ЮБИЛЕЙНОГО КОНКУРСА)
Театр
(ЧТО ОСТАНЕТСЯ В ИСТОРИИ?)
Театр
(ЗДРАВСТВУЙ, ХОДЖА НАСРЕДДИН!)
Московские легенды
(БУЛГАКОВСКИЕ АДРЕСА)
Музеи
(ПОДАРОК ГОРОДУ)
Музыка
(ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «СИРИНКС»)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮЛЬ - АВГУСТ)
Хроника
(МИР ДЕТСКОЙ МЕЧТЫ)
|
ЧТО ОСТАНЕТСЯ В ИСТОРИИ?
Ольга ИГНАТЮК, фото Михаила ГУТЕРМАНА
В то время, как крупные театры возрождают или интерпретируют классический репертуар, молодые коллективы предлагают зрителю дерзкие незнакомые сюжеты и новую стилистику игры - сюжеты, которым в свою очередь тоже предстоит стать историей и, может быть, когда-нибудь стереться из театральной памяти.
Театр имени Вл.Маяковского предложил нам в этом сезоне гоголевского "Ревизора" в постановке Сергея Арцибашева, продолисившего длинную шеренгу "Ревизоров" Москвы. В том числе осуществив римейк известной постановки этой пьесы в Театре на Покровке, сделанной Арцибашевым в 1993 году. Теперь уже на большой сцене, с участием звёзд Театра имени Вл.Маяковского перед нами вставала "вечная" Россия, погрязшая в коррупции и взяточничестве, с отцами города, пребывающими в беспробудном пьянстве, Россия, вечно разрушенная и потерявшая надежду на спасение. Как и в старом спектакле, отцы города в финале являли свой общий портрет в абсолютно голом виде - обнажая перед нами свои пороки в наглядной форме. Вероятно, эта пьеса вечна и её никогда не устанет смотреть публика - находя в ней зеркальное отражение вечных проблем своего отечества.
А в "Табакерке" играют "ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" в постановке модного режиссёра Миндаугаса Карбаускиса. Олег Табаков назвал этот спектакль "историей о зарождении капитализма в феодальной России". Россия же показана тут безнадёжно дремучей страной, с чавкающей грязью русских дорог, по которым перемещаются персонажи, натягивая специальные боты, и одинаковой разрухой обшарпанных помещичьих усадеб с их пребывающими в маразме хозяевами. В финале все они окончательно впадают в дружную спячку - олицетворяя собой всю убогую, дремлющую Россию. Лишь живые кони позади них не спят и жуют своё сено, напоминая нам о легендарной "птице-тройке".
Но именно на само чичиковское "лицедейство" стекаются в "Табакерку" зрительские потоки, поскольку Сергей Безруков в его роли становится основным событием этого зрелища. Он изображает нелепого российского человечка, хоть и родившего идею о "бизнесе на мёртвых душах", однако плохо понимающего, что нее с этой идеей делать, и с великим страхом её осуществляющего. Начиная свой странный бизнес, он сам не верует в его успех и шалеет от каждой новой победы. А прося помещиков продать ему усопших, он всякий раз теряет сознание от неуверенности в затеянном мероприятии. Он бесконечно слабый и уморительно смешной. Маленький и вертлявый, непрерывно потеющий, с испуганно прилипшими к черепу волосиками, он крутится перед нами, как заведённый волчок,- сам плохо отдавая себе отчёт в том, куда и зачем он несется и какова же истинная цель его предпринимательства. В его суетливых и нервных движеньицах что-то чаплиновское и одновременно глубоко наше, российское. Знаменитые же гоголевские помещики явлены нам в неожиданно-свежих тонах, удивляющих своей дерзкой палитрой. Однако всех их Чичиков обводит вокруг пальца, но куда в итоге лежит его путь - неведомо никому.
Театр имени А.С.Пушкина поставил "советскую классику" -"Прошлым летом в Чулимске" А.Вампило-ва - пьесу, некогда очень любимую на российских сценах и триумфально прошедшую по всей стране, от востока до западных границ. Пейзажи быта и духа русской провинции, а также душевных исканий россиянина второй половины XX века были очень актуальны для зрителя 70-х -80-х годов, встречавших героев Чу-лимска, как родных. Теперь наш зритель совсем иной, и смотрит он на вампиловских людей, как на чудаковатых и наивных незнакомцев.
Но, может быть, и стоило вспомнить эту забытую пьесу, чтобы блеснуть в ней одной из лучших мужских ролей русского репертуара. Игорь Бочкин явно поставил этот спектакль "для себя" - осуществив актёрскую мечту о роли "чулимского Гамлета" Шаманова, решающего личный экзистенциальный вопрос "быть или не быть?". Плыть по течению жизни, предав свои убеждения и сломав себя как личность? Или же встать на путь борьбы с сильными мира сего, оставшись верным себе и собственному делу? К решению этого вопроса он и идёт сквозь весь сюжет, населённый людьми, решающими для себя, впрочем, вопросы схожие.
В Новом драматическом театре тоже проявили любовь к "советской классике" - пьесе А.Казанцева "Старый дом". Поскольку именно с этой пьесы и начиналась в 70-х годах известность Нового драматического, тогда ещё совсем юного. Тот спектакль до сих пор считается его "чайкой". И характерно, что именно им решили отметить 30-летний юбилей театра - поставив пьесу по-новому, с новыми молодыми актёрами, продолжившими историю культовой вещи уже в другом веке.
"Старый дом" был поставлен в театре в 1978 году Виталием Ланским. Премьера, вышедшая 30 августа, собрала всю Москву, и что творилось вокруг этого спектакля, каков был его успех, как волновал он умы и как трудно было на него попасть - невозможно не помнить. Он держался в репертуаре 10 лет, сразу став знаковым фактом спонтанного сопротивления мощному валу "производственных пьес", затопивших тогда театры. "Власть соцреализма" над нашей сценой была абсолютным отражением времени и его идеологии - впрочем, разделяемой зрителем, который и на "производственных пьесах" заполнял залы до отказа, сопереживая происходящему, отражавшему его собственное бытие.
Чем же потряс Москву тогдашний "Старый дом"? Тем, что выразил на сцене потребность в простых человеческих чувствах, тем, что был обращён именно к человеческой душе, к естественной человеческой природе с её жаждой любви и обычными земными заботами. Рядовой маленький человек оказался в центре внимания, сам по себе, в своём нехитром быту и со своими будничными делами. Именно этот показ коммунального советского быта был смел и нов для сцены. И дерзкая школьная любовь Ромео и Джульетты московских коммуналок тоже была для сцены не очень-то привычна. Да и вообще, внимание и нежность к простому гражданину, к нашему "обывателю" влекла и грела зрительские сердца. Новый спектакль поставлен режиссёром Евгением Ланцовым. И, глядя на его героев, переместившихся в XXI век, кажется, что само время создаёт ироническую дистанцию от тех давних событий и нравов. А то, что раньше вызывало сочувствие и слезу, теперь не кажется столь драматичным. Горечь и драматизм подменяются улыбкой.
В поисках же "актуальной" пьесы Новый драматический обратился к фантастической драме М.Гиндина и В.Синакевича "Зверь" - впрочем, известной на наших сценах ещё с 80-х годов. Эта антиутопия о последствиях ядерного взрыва, поставленная Вячеславом Долгачёвым, забавна и поучительна, она предупреждает о том, что может стать со всеми нами в случае подобной катастрофы и как человек вновь превратится в зверя, опять вернувшись к исходной точке цивилизации.
Но самую экзотическую древность явил нам Московский государственный историко-этнографический театр - выполняя свою миссию изучения-возрождения русской старины. Михаил Мизюков поставил пьесу Е.Иванова "Комедь. XVII век" ("Историко-этнографическое "полотно" о скоморохе Филипке, о челиге, о гусаке, о спеси, а кстати и о бороде боярской"). Этот сюжет - очень познавательная вещь из истории Руси, в равной степени способная заинтересовать все поколения зрителей, перед которыми разворачивается драматический период гонения на скоморохов, когда указом царя их искусство оказалось под строжайшим запретом. А вместо скоморохов для увеселения двора привозились иностранные комедианты.
В этой масштабной драме на сцене предстаёт целый мир русской жизни, с разными её пластами - боярством, скоморошеством, дворцовым царским укладом и жизнью простого народа. Зрители видят исконные русские обряды, что были неотделимы от жизни и быта старой Руси. А боярские хоромы с пышными ритуалами боярской трапезы, в которых проходит целая церемония "представления блюд", способны удивить воображение. К тому же на сцене звучит исключительно старорусский язык с разными его диалектами, и придворным, и простонародным - забытое "русское слово" с его неповторимой энергетикой.
О чём же хотят говорить с нами молодые театры, созданные в расчёте именно на молодую и свежую драматургию? Эти театры существуют как бы сообща - являя собой единый полигон по переработке и воплощению "новой драмы": "Центр драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М.Рощина", "Театр.сdoс", "Практика". Именно в них формируется актуальная театральная мода, бурно поддерживаемая продвинутой молодёжной аудиторией.
Немалой популярностью пользуется сегодня музыкальное кабаре "Переход", поставленное в "Центре драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М.Рощина". Молодые драматурги получили заказ сочинить тексты на тему "Подземный переход", а режиссёр Владимир Панков сделал из них вариант отечественной "подземки" с идеей иного, подземного мира, отразившего теневую жизнь мегаполиса с её философией, терминологией и социальными типами.
Тёмной стороной бытия стала, собственно, вся московская улица с её опасным воздухом и актуальными персонажами - бродягами, нищими, бомжами, проститутками, торговками, "ментами", эмигрантами и прочим маргинальным людом. И, конечно, молодёжью как главным обитателем уличного пространства. Возник типично московский современный фольклор со всеми актуальными понятиями времени, наполняющими воздух, и актуальным образом безумия этого времени. "Наш безумный мир" - о нём стремилась поведать сцена, опираясь на тему нового потерянного поколения и великой смуты в молодёжных умах. Молодёжь как групповой создатель спектакля рисовала на сцене свой собственный автопортрет, полный агрессии, разрушительных сил и глобальных претензий к обществу,- таким образом оставляя в истории отпечаток своего бытия. А сам размах постановки, смахивающей на шоу, её мюзикловый формат обеспечили успех у самых широких молодёжных масс.
"Театр.dос" именует себя "театром, в котором не играют", позиционируя свои проекты как "документ современной жизни". Его спектакль "Демократия.doс", поставленный Георгом Жено по идее Нины Беленицкой и Ивана Угарова, нацелен на исследование процессов, происходящих с человеком нынешнего демократического общества в России. Вот манифест этого спектакля, изложенный его создателями: "Что такое демократия в России, нужна ли она ей и что она значит для нас самих?". Каждый раз во время спектакля зрители становятся исследовательской группой, отвечающей на эти вопросы. Демократия - это ещё и форма взаимодействия всех оказавшихся в зале, поскольку взаимодействие организовано здесь по демократическим правилам. Включение творческого потенциала зрителей - также важный момент. Само действие интерактивно, в результате при импровизации сами собой появятся сюжет, конфликт и характеры, а исполнители спонтанно выдвинутся из зрительской массы. Это некая коллективная игра, предполагающая включение творческого и эмоционального потенциала всех присутствующих. Пребывая в которой, мы обратимся к глобальным проблемам современности, почувствовав себя участниками исторического процесса. Всякий раз сюжет случается разный, в зависимости от заданной темы...
Молодой режиссёр Ирина Керученко блеснула в этом сезоне двумя спектаклями на разных сценах -"Центра драматургии и режиссуры" и "Центра имени Вс.Мейерхольда". В первом случае ею была поставлена пьеса Юрия Клавдиева "Я - пулемётчик", где "вечная" военная тема раскрывалась языком современного молодого героя, выхваченного из молодёжной уличной толпы. Жанр этой пьесы - короткий этюд, содержащий в себе философский монолог о войне как одной из форм человеческой жизни. Актуальные рассуждения о том, что такое война, охватывают и мирное время, которое по сути есть тоже война и в котором парня, заехавшего отдохнуть в шашлычную, могут без всяких причин расстрелять в упор местные "братки". Словом, война и мир давно смешались друг с другом, а наш герой так же живёт одновременно в двух измерениях - и сейчас, и где-то во второй мировой. Он пулемётчик, он без устали стреляет по врагу, перенося все тяготы и ужасы войны, теряет в боях друзей, закапывает их в землю и остаётся в итоге абсолютно один на линии фронта, открывая для себя всё новые ракурсы горечи, отчаяния и надсады. Одинокий солдат войны, он попутно делится с нами мыслями, возникающими у него в ходе военных передряг, - создавая таким образом собственную "философию человека на войне". Война оказывается богатейшим материалом для постижения реальности. Доводя измордованного на ней солдата до последнего экзистенциального вывода: "А я буду жить, буду бороться за свою жизнь во что бы то ни стало. Вот это и будет теперь моя личная война!".
В "Центре имени Вс.Мейерхольда" Ирина Керученко осуществила постановку пьесы англичанина М.Мак-Донаха "Калека с острова Инишмаан", где перед нами разворачивался целый эпос из жизни островов западной Ирландии, населённых людьми, о которых мы абсолютно ничего не знаем. Эти загадочные дикие ирландцы откровенно и чувственно проживали перед нами всю свою жизнь подобно героям Уильяма Фолкнера или Фёдора Абрамова - подарив нам и атмосферу своих островов, наполненную ветрами и туманами, и целый мир ирландских характеров и нравов.
Одна из последних ярких постановок, осуществлённых "Центром драматургии и режиссуры" совместно с "Театром.dос" - это "Трусы" по пьесе Павла Пряжко в режиссуре Елены Невежиной. Спектакль, шокирующий и названием, и темой, никогда прежде не всплывавшей на сцене. Да, о трусах как об атоме жизни пьесы ещё не слагали - здесь же они выступают как фокус исследования современных нравов, очерчивая вокруг себя целую сферу бытия и размышлений о человеке. Эта чёрная комедия являет собою стилистическое путешествие по своеобразным маршрутам нашей жизни, фиксируя небывалую деградацию нынешнего обывателя, который в отсутствие всяких иных координат осмысливает своё бытие лишь "в трусах". Не имея более ничего за душой, он существует только в системе помыслов и представлений "культуры низа", которая и есть для него весь мир. Его жалко, этого индивидуума, мы и смеёмся над ним, и роняем слезу, прекрасно понимая, что он -неотъемлемая часть нашего мира.
|