Главная     Редакция     Архив     7-8(47-48)/2007  
 

События
(ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)


События
(ВРЕМЯ НАСЛЕДНИКОВ СЛОВА)


Проблема
(ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ)


Год русского языка
(ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ ИЛИ ВРАГ?)


Хроника
(ЛЕТНИЙ СЕЗОН)


Хроника
(РОМАНТИЧЕСКАЯ «НОЧЬ В МУЗЕЕ»)


Год ребёнка
(ПОСВЯЩЕНИЕ В СКАЗКУ)


Год ребёнка
(«ЗОЛОТАЯ КИСТОЧКА»)


Год ребёнка
("ЗОЛОТОЕ ПЕРЫШКО")

Московские мастера
(«МОЯ ПРОФЕССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»)


Московские традиции
(КАК РОДИЛСЯ ДЕНЬ НАШЕГО ГОРОДА)


Московские мастера
(ПОБЕДИТЕЛИ ЮБИЛЕЙНОГО КОНКУРСА)


Театр
(ЧТО ОСТАНЕТСЯ В ИСТОРИИ?)


Театр
(ЗДРАВСТВУЙ, ХОДЖА НАСРЕДДИН!)


Московские легенды
(БУЛГАКОВСКИЕ АДРЕСА)


Музеи
(ПОДАРОК ГОРОДУ)


Музыка
(ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «СИРИНКС»)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮЛЬ - АВГУСТ)

Хроника
(МИР ДЕТСКОЙ МЕЧТЫ)

БУЛГАКОВСКИЕ АДРЕСА

Наталья СОСНОВСКАЯ

"Москва - город единственный, громадный, государство… В ней только и можно жить", - писал М.А.Булгаков. А между тем жить в Москве ему привелось в довольно трудное время. В 1921 году, по его собственным словам, он "без вещей и без денег приехал в Москву, чтобы остаться в ней навсегда". Москву 20-х годов он описал в "Собачьем сердце", Москву 30-х - в "Мастере и Маргарите".

Ещё в детстве товарищи по гимназии (вспоминает Паустовский) говорили, что Миша может рассказывать ту или иную историю так, что невозможно отличить вымысел от реальности, да и сам вымысел кажется правдой. "Москву 20-х я знаю досконально, - писал Булгаков. -Я обшарил её вдоль и поперёк. И намерен описать её. Но описывая её, я хочу, чтобы мне верили". Так наряду с реальностью 1920-х - 1930-х годов в Москве родились необыкновенные легенды. До сих пор исследователи творчества Булгакова спорят о конкретных адресах и прототипах.
     В 1918 году Москва становится столицей нового государства, уничтожаются памятники царям и их слугам, разворачивается ожесточённая антирелигиозная пропаганда, в официальных документах декларируется, что "нет таких форм искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма", литература, кино, театр оказываются под контролем партии, с 1925 года начинается разрушение церквей... Всё это существует вместе с разговорами о новой жизни, новой России и "новом человеке"... А между тем "дома молчат, сухо и голодно глядят". Так что же это за "новый человек"?
     Профессор Преображенский, представитель интеллигенции, тоже был занят "созданием новой породы". Михаил Булгаков блестяще показал в "Собачьем сердце", что из этого вышло, да и "нового человека"изобразил - Шарикова. Действие начинается на Пречистенке, в Обуховой (ныне - Чистом) переулке. Именно там (на Пречистенке, 24) жил прототип Преображенского - дядя писателя, Николай Михайлович Покровский. Он был врачом, имел квартиру из 7-ми комнат, остроконечную бородку и "пушистые усы, как у французских рыцарей". Нашли отражение в повести и его взгляды на социальную революцию. Вот только опытов по омоложению он не ставил. А между тем сюжет не совсем вымышленный. В 1924 году вышел сборник со статьёй "Омоложение", в котором сообщалось об опытах венского профессора Штейнаха 1921 года, и, между прочим, отмечалось, что в России "оперировать стали даже небогатые города - Харьков, Тверь...". Подобные опыты проводились в Москве на Большой Пироговке, в клинике профессора Мартынова, о чём Михаил Булгаков хорошо знал. Со свойственным ему юмором он описал ситуацию в своей повести. Булгаков оказался провидцем: "Размах истории широк, и многие поколения будут расплачиваться за совершённое в октябре... Платите и помните социальную революцию".
     К написанию же "романа о дьяволе" Булгаков приступил в 1928 году, не надеясь опубликовать его при жизни и продолжая работать над ним до конца своих дней. Тема эта обширная, и по её поводу существует множество литературы. Мы остановимся лишь на некоторых моментах соединения вымысла и реальности. В это время, после запрещения пьесы "Бег", определяется положение Булгакова как писателя. Начинается ожесточённая травля в прессе, появляется термин "булгаковщина" и "апология белогвардейщины". В1931 году он скажет: "На широком поле словесности российской я один единственный литературный волк...".
     Действие романа "Мастер и Маргарита" начинается на Патриарших прудах. Место это было известно в древности как Козье болото. Действительно, то была окраина города, болотистая местность. В1683 году по приказу патриарха Иоакима болото было осушено, а на его месте появились пруды - ведь болотистая почва оживлялась подземными ключами. Вся местность вошла в состав Патриаршей слободы (после чего пруды и стали называться Патриаршими), а рядом расположился житный двор.
     Булгаков давно задумал роман о дьяволе, а между тем сам был человеком верующим и даже посещал Зачатьевский монастырь в районе Остоженки. По замыслу писателя, нечистая сила появляется в Москве 30-х годов не случайно, она появляется там, где исчезают кресты с куполов церквей, как мы читаем в черновиках романа. Булгакова волновала и возмущала антирелигиозная кампания. Он не мог не обратить внимания на появившийся в печати весной 1925 года "Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна". Стихи отличались кощунством и полным невежеством. Там, между прочим, были и такие слова: "Некому было умирать и воскресать, не о ком было евангелия писать". В своём возмущении Булгаков был не одинок. Так, Сергей Есенин ответил автору-Демьяну Бедному: "Ты только хрюкнул на Христа, Ефим Лакеевич Придворов".
     Вспомним предмет учёной беседы литераторов на Патриарших прудах. Они говорили об антирелигиозной поэме. Причём фамилия Ивана Бездомного явно созвучна настоящей фамилии Демьяна Бедного - Придворов. Берлиоз Михаил Александрович, без сомнения, представляет собой образ собирательный. Булгаков в 1921 -1922 годах работал в газете "Гудок", после чего, по его собственным словам, "возненавидел редакторов и звание репортёра". Кроме того, все советские редакторы были богоборцами. Так что Михаил Александрович Берлиоз, безусловно, образ собирательный. А вот его фамилия восходит к французскому композитору Гектору Берлиозу, в своей "Фантастической симфонии" отразившему тему адского шабаша.
     Булгаков в своём романе так или иначе упоминает всех деятелей искусства, обращавшихся к теме нечистой силы. Напомним, что он говорил о Воланде: "Не хочу давать повода любителям разыскивать прототипы. А у Воланда никаких прототипов нет". А вот фамилия Коровьев имеет происхождение в реальности. Скажем прямо, что сам образ, персонаж - один из наиболее загадочных. В качестве рыцаря, который неудачно пошутил, исследователи называют Данте Алигьери. "Фагот" на французском языке означает "нелепость", а на итальянском - "пустой человек". Что же касается фамилии... В1925 году стал выходить журнал "Безбожник", причём первый номер назывался "Безбожник-Коровий". Редакция объясняла: "Журнал наш крестьянский, пишем мы о коровьем здоровье и о том, как знахари и попы скот губят". Антирелигиозная пропаганда отличалась удивительной безграмотностью. В своём дневнике 5 января 1925 года Булгаков описал свои впечатления от журнала: "Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера "Безбожника", был потрясён. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно... соль в идее: Христа изображают в виде негодяя и мошенника...".
     Реальность и вымысел в романе причудливо сливаются воедино. Назовём некоторые адреса, без сомнения, хорошо известные москвичам. Знаменитый "Дом Грибоедова" находился на Тверском бульваре, 25 (Литературный институт). Правда, к Грибоедову он отношения не имел. Дом принадлежал И.Яковлеву, отцу А.И.Герцена. До 1933 года здесь размещались литературные организации - ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей). Но вот незадача - ресторана там никогда не было. Ресторан находился на Страстном бульваре,12, в Доме Жургаза (журналиста и газетчика). В образе одного дома Булгаков просто объединил два, хорошо ему знакомых.
     До сих пор особое место для любителей творчества Булгакова- Садовая, 302-бис, или Садовая, 10. Писатель жил здесь в 1921 -1922 годах в квартире № 34, а не 50 (где он бывал у друзей). Дом 1903 года (поздний московский модерн) приютил некогда мастерские художников общества "Бубновый валет". "Нехорошая квартира" № 50 сегодня работает как музей. А вот трамвай по Малой Бронной никогда не ходил. Трамвай ходил по Ермолаевскому переулку, но многие москвичи уже свыклись с мыслью о трамвае на Бронной.
     Разногласия между исследователями существуют по поводу подвала Мастера и особняка Маргариты. На Остоженке бросается в глаза дом № 21, сооружённый по проекту архитектора Льва Кекушева. Особняк действительно построен с использованием готических мотивов. Почему писатель "поселил" Маргариту в готическом особняке? Королева Марго и Маргарита из "Фауста" (а Булгаков только в студенческие годы слушал оперу "Фауст" 40 раз!) - героини средневековой Европы, где преобладали романский стиль и готика. Кроме того, недалеко, в переулках жила сестра Елены Сергеевны Булгаковой -третьей жены писателя, ставшей прототипом Маргариты. Легендарный подвальчик Мастера находился тоже почти рядом - в Мансуровском переулке, между Пречистенкой и Остоженкой. Это небольшой деревянный дом № 9, где жили друзья Булгакова - братья Топлениновы, у которых он часто гостил. Излишне говорить, что в образе Мастера Булгаков показал самого себя, свои страхи и тревоги.
     Мастер прощается с Москвой на Воробьёвых горах, откуда открывается великолепный вид на Москву. Среди многочисленных героев, главным, несомненно, является город, который Булгаков любил и хотел описать его так, чтобы ему верили.