Главная     Редакция     Архив     7-8(47-48)/2007  
 

События
(ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)


События
(ВРЕМЯ НАСЛЕДНИКОВ СЛОВА)


Проблема
(ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ)


Год русского языка
(ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ ИЛИ ВРАГ?)


Хроника
(ЛЕТНИЙ СЕЗОН)


Хроника
(РОМАНТИЧЕСКАЯ «НОЧЬ В МУЗЕЕ»)


Год ребёнка
(ПОСВЯЩЕНИЕ В СКАЗКУ)


Год ребёнка
(«ЗОЛОТАЯ КИСТОЧКА»)


Год ребёнка
("ЗОЛОТОЕ ПЕРЫШКО")

Московские мастера
(«МОЯ ПРОФЕССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»)


Московские традиции
(КАК РОДИЛСЯ ДЕНЬ НАШЕГО ГОРОДА)


Московские мастера
(ПОБЕДИТЕЛИ ЮБИЛЕЙНОГО КОНКУРСА)


Театр
(ЧТО ОСТАНЕТСЯ В ИСТОРИИ?)


Театр
(ЗДРАВСТВУЙ, ХОДЖА НАСРЕДДИН!)


Московские легенды
(БУЛГАКОВСКИЕ АДРЕСА)


Музеи
(ПОДАРОК ГОРОДУ)


Музыка
(ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «СИРИНКС»)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ИЮЛЬ - АВГУСТ)

Хроника
(МИР ДЕТСКОЙ МЕЧТЫ)

ЗДРАВСТВУЙ, ХОДЖА НАСРЕДДИН!

Светлана КАЛЬНИК

На сцене театра оперетты состоялась премьера театра "Русский камерный балет "Москва" - феерический балет-мозаика "Ходжа Насреддин".

"Ты хочешь знать моё имя?.. Я - Ходжа Насреддин, возмутитель спокойствия, сеятель раздоров, тот самый, о котором ежедневно кричат глашатаи на всех площадях и базарах, обещая большую награду за мою голову.
     И опять звенела, дымилась белая каменистая дорога под бойкими копытами его ишака... Он уезжал всё дальше и дальше, не оглядываясь назад, не жалея об оставленном и не опасаясь того, что ждёт впереди. А в оставленном городе навсегда оставалась память о нём".
     Это строки из прекрасной повести Леонида Соловьёва о заступнике бедных, борце за справедливость, честном и благородном хитреце Ходже Насреддине. И вспоминаются они сразу и с удовольствием, когда раздвигающийся занавес открывает просторную площадь, где через несколько мгновений появляется герой со своим неизменным спутником, о котором автор повести написал: "Ишак у Ходжи Насреддина был очень умный, всё понимал".
     И с первой минуты зритель уже не отрывает от них глаз. И отнюдь не только потому, что действие постоянно разворачивается вокруг них. От сцены к сцене всё ярче вырисовывается мастерство и образность этих двух великолепных солистов - Морихиро Ивата и Бахтиера Солиева.
     Я цитирую книгу Леонида Соловьёва ещё и потому, что именно она легла в основу балетного спектакля, поставленного петербургским балетмейстером Эдвальдом Смирновым. Выпускник Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я.Вагановой и Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова, он много и плодотворно работает как в обеих столицах, так и в других городах - российских и зарубежных. Профессор Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, доцент кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории, он проводит мастер-классы в Финляндии, Италии, Испании, Швейцарии, Голландии и других странах. В его почётном творческом списке немало оперетт, мюзиклов, опер, драматических спектаклей и кинофильмов, программ фигуристов - чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, в которых он выступал постановщиком хореографии. Он имеет звание лауреата всесоюзных и международных конкурсов хореографов. Словом, Э.Смирнов -истинный мастер своего дела, с широким творческим кругозором.
     Естественно, что, познакомившись с музыкой композитора Павла Турсунова, Эдвальд Смирнов буквально загорелся идеей рассказать историю народного любимца языком танца, где яркий восточный колорит рисует сочный образ фольклорного персонажа.
     Композитор несколько лет работал над любимой темой, создавая музыкальную "биографию" Ходжи Насреддина, следуя за ним по страницам известной повести. Написанные в разное время музыкальные картины были каждая по-своему интересны. Когда же работа была наконец закончена, они, словно разноцветные драгоценные камни, создали прекрасную мозаику. Потому, наверное, новое произведение Павла Турсунова в творческом содружестве с Эдвальдом Смирновым и получило название "Ходжа Насреддин" - феерический балет-мозаика.
     Но вернёмся в зрительный зал. На сцене -праздник, день рождения эмира. Его партию исполняет Денис Акинфеев. Своего героя он рисует ярким, характерным, и зал не однажды взрывается аплодисментами. А где же наш Ходжа Насреддин? Он везде успевает. Он видит феерическое богатство и роскошь эмира на площади. Но от его взгляда не ускользает и горе красавицы Гюльджан, у которой ростовщик Джафар забирает единственную дорогую вещь - серьги, подарок матери и память о ней. В квартале бедняков царят печаль и безысходность. Но не зря Ходжа пришёл в родной город. Он, конечно же, сумеет помочь обездоленным. Вместе со своим умным Ишаком он похищает у Джафара его сейф-чалму и возвращает людям всё, что отнял у них ростовщик. Но на этом беды ещё не кончаются.
     Ходжа покорён красотой Гюльджан. Однако и эмир успел заметить стройный стан и прекрасное лицо юной девушки. Эмир всесилен. И вот уже в его гареме новая наложница. Только Ходжа не из тех, кто позволит обидеть любимую. Недаром в народе о нём говорят, что он появляется там, где захочет, и исчезает, когда захочет. Вместе с Ишаком он хитростью проникает в гарем и уводит Гюльджан...
     Впрочем, пересказывать содержание спектакля, как известно, дело неблагодарное. Тем более балета. Есть ещё немало сцен, заслуживающих отдельного разговора. Но на одной не остановиться совершенно невозможно. Представьте себе густо-синее небо, усыпанное крупными яркими звёздами, какие можно увидеть только на юге летней ночью. И две тонкие фигурки - Гюльджан и Ходжа. Это их свидание. Все беды отступили, два любящих сердца бьются в унисон. Нежность. Чистота чувств. Красота. И не сразу понимаешь, что оркестр смолк. Как будто музыка ушла на цыпочках, чтобы не мешать этому великому таинству. И в зрительном зале стоит абсолютная тишина. Словно в эти мгновения в мире есть только Небо, Звёзды и Любовь.
     Заслуженная артистка России Елизавета Небесная (Гюльджан) и солист Большого театра Морихиро Ивата (Ходжа Насреддин) исполняют эту сцену так, что у меня от волнения перехватывает горло. И, думаю, не только у меня. А потом зал аплодировал, долго и благодарно.
     Итак, премьера состоялась. Балет "Ходжа Насреддин" родился. И мы, москвичи, поздравляем его с днём рождения. От спектакля к спектаклю он будет становиться все более отточенным. Но главное свершилось. Огромный труд всех, кто работал над новым балетом - кто придумал и осуществил именно такие декорации и такие костюмы, кто собрал замечательный оркестр и исполнил для нас прекрасную музыку Павла Турсунова (дирижёр Константин Кримец), кто предложил идею и сделал всё, чтобы её осуществить (художественный руководитель Николай Басин), - этот труд завершён и представлен при поддержке Правительства Москвы на суд зрителей. Уверена, что он с успехом будет показан и в других городах нашей страны. Ходжа Насреддин - возмутитель спокойствия, честный хитрец и лукавый мудрец- близок не только узбекскому народу, но и всем.