Главная     Редакция     Архив     3(55)/2008  
 

Событие
(ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МОСКВЫ)


Год семьи
(ПРОГРАММА)


Год семьи
("ДАЙТЕ МНЕ В ДЕТСТВО ПЛАЦКАРТНЫЙ БИЛЕТ...")


В округах
(ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУХОВНЫХ СИЛ)


Театр
(ДВА РУСЛА СЕЗОНА)


Театр
("БЕНЕФИС")


Московские адреса
(ХРАМ НА ПЯТНИЦКОЙ)


Премьера
("РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ")


Фестивали
("Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ")


Наше наследие
(БАЛАГАНЫ...)


Очаги культуры
(БИБЛИОТЕКА ИДЁТ К ВАМ)


Музеи
(ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ФОНАРЯ)

Рядом с нами
(ТАТЬЯНА АНЦИФЕРОВА: "МОЖЕТЕ НЕ ПЕТЬ - НЕ ПОЙТЕ!")


Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ ДАРУ)

Культ личностей
(НА КРАЙНИХ ТОЧКАХ)



"БЕНЕФИС"

Сергей ПЕТРОВ

Московский драматический театр "Бенефис" в прошлом году отметил свое 20-летие. Воистину не место красит человека: расположенный в приспособленном и облагороженном под требования Мельпомены унылом строении в Новых Черёмушках, театр более 20-ти лет пользуется всё возрастающим успехом даже у самой взыскательной публики.

Международный театральный фестиваль "Игры в Лефортове", состоявшийся в 1987 году, вручил путёвку в большое самостоятельное творчество режиссёру и актрисе Анне Неровной, ученице выдающихся артистов Павла Массальского и Анатолия Эфроса. "Игры" завершились настоящим делом, ставшем смыслом всей последующей жизни Анны Михайловны. Воплощённая на сцене пьеса Нины Садур "Чудная баба", которую предложил режиссёру-дипломнику ГИТИСа профсоюз драматургов, была отмечена призом "За лучшую постановку современной пьесы".
     Анне Михайловне удалось собрать людей творчески одержимых, талантливых. Это были и студенты, и дипломированные артисты, кто-то - Игорь Шароев, Лена Ивочкина, Таня Новицкая - уже работал в театрах. Пьеса Садур всех захватила свежим, небанальным восприятием обыденной жизни, взглядом через призму фантасмагории.
     Разумеется, своей площадки не было, поэтому репетировали, где доведётся - в Доме актёра, Центральном Доме работников искусств... Первый успех не только окрылил участников спектакля, но и был услышан в театральном мире Москвы.
     Сплотившийся в первой совместной работе коллектив объявил себя внешнему миру экспериментальным театром-студией.
     Однако в среде руководителей, ведавших культурой в тогдашнем Севастопольском районе, нашлась светлая голова, увидевшая перспективы, и выдвинула смелую идею создания театра репертуарного. Почему бы и нет? Так начинал, например, "Современник", десятилетиями раньше MXАТа...
     В течение двух лет напряжённой творческой работы постоянно росла популярность, расширялся круг почитателей. Принципиальным признанием стало решение городских властей о присвоении театру статуса государственного. С 1991 года театр финансируется Правительством Москвы.
     В чём же секрет успеха?
     Анна Неровная - приверженец психологизма в своей работе и в работе на сцене в целом. Этот принцип она старается не просто объяснить, но и передать, привить актёрам театра. Она считает чрезвычайно важным вовлечь их в совместный поиск образа, трактовку в его решении, осознанное понимание мотивов поступков персонажей. В процессе режиссёрского и актёрского сотворчества часто нащупывается нечто новое.
     Художественному руководителю "Бенефиса" интересны разные формы сценического воплощения, она сторонник экспериментов. Но главным для неё остаётся одно - не потерять в поиске, освоении формы самого человека, не ослабить эмоционального воздействия на зрителя. Для Анны Михайловны искусственно созданные конструкции, пусть даже самые необычайные и эпатажные, не могут заменить искреннее слово, пропущенное через душу и сердце актёра.
      "Что сегодня дают?" - этот сакраментальный вопрос завзятого театрала вполне уместен в отношении "Бенефиса". Здесь всё интересно. Репертуар включает как отечественную, так и зарубежную драматургию разных времён: Александр Островский, Евгений Шварц, Алексей Арбузов, Александр Вампилов, Сомерсет Моэм, Марсель Ашар, Славомир Мрожек, Уильям Гибсон...
     Очень разные авторы, но для них всех характерны озабоченность внутренним миром человека, мотивами взаимоотношений в сообществе, поиском нравственных опор. Как-то в интервью художественный руководитель изложила один из своих принципов: "Без сострадания обществу не выжить. Сострадание есть проявление доброты, любви. Тех ценностей, без которых человек, как бы крут он ни был, существовать не может, в чём я убеждена. Этому учит и вся классическая литература, на которой я выросла, на которой основано моё мировоззрение. Это подтверждает и вся моя жизнь. И потому все мои спектакли, по сути, о том же. О любви, доброте, надежде".
     Судя по успеху театра, данные принципы разделяет и актёрский ансамбль, созданный Неровной. Она продолжает в отдельные спектакли приглашать и артистов "со стороны", что повелось со времени экспериментального театра-студии, когда на её предложения откликнулись Евгений Князев и Елена Ивочкина из Театра имени Вахтангова, Анна Каменкова из Театра на Малой Бронной, Владимир Агеев из Театра "Современник" и другие, помогавшие становлению её театра. Надо вспомнить, какое это было трудное для театров время. А тут замечательная возможность играть, в сущности, в камерном театре, атмосфера которого не только проверяет творческие возможности исполнителей, но и помогает оттачивать своё мастерство. Надо отдать должное, традиция эта продолжается.
     Первый спектакль, который довелось посмотреть, - "Инопланетяне" по пьесе Аллы Соколовой "Фантазии Фарятьева", обозначенный как "Полёты во сне и наяву". Обратим внимание на предлог "по". В нём, если угодно, ключ к творчеству Анны Неровной. Если в оригинале пьесы прочитывается некая безысходность, то сценическое произведение, оплодотворённое душевным теплом, лиризмом, мягкой иронией, заставляет вызревать в зрителе не просто состраданию, о котором говорилось выше, но желанию вслушаться в близкого, всмотреться в него. Это очень важно сегодня, когда миллионы людей скручивает не столько бытие как таковое, сколько отсутствие внимания к себе, уничтожающее ощущение ненужности окружающим. И в этом смысле спектакль как бы полемизирует с пьесой.
     Замечательно играет молодёжь - Инна Королёва, Алина Лузина, умеющие вызвать у зрителя ощущение соучастия в происходящем на сцене. Великолепны приходящий в спектакль артист Театра сатиры Александр Симонец в роли Фарятьева и его сценическая тётушка - актриса Наталья Филиппова.
     В этом спектакле, спустя 15 лет, вышла на сцену и сама Анна Неровная, заслуженная артистка России, вышла в роли матери, создав впечатляющий образ хлопотуши-мечтательницы. Сколько их вокруг нас! Спектакль делает ещё более пронзительным новация Анны Михайловны. Она не просто обрамила, но и сделала соучастником спектакля специально написанные блистательные песни в исполнении авторов-бардов Киры Малыгиной и Александра Щербины.
     Театр в движении, в желании новых высот. Сейчас закончена работа над спектаклем "История С..." по комедии Александра Вампилова "История с метранпажем". Этот спектакль - участник фестиваля памяти замечательного драматурга. Фестиваль проводит Музей имени Бахрушина. Без сомнения, нас ждут новые открытия.
     Сегодня едва ли удивишь тем, что стали появляться театры вне центра столицы. Только в Юго-Западном округе их несколько: Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, Театр "77 на Ленинском", Драматический театр "Вернадского, 13". "Бенефис" успешно заполняет одну из важнейших культурных лакун огромного интеллектуального округа столицы.
     После утверждения уточнённого архитектурного плана Новых Черёмушек начнётся сооружение специального здания для театра, доказавшего свою жизнеспособность и необходимость. Принципиальное решение имеется. Тогда появится настоящая современная сцена, оборудованная настоящим светом, настоящей звукотехникой. Тогда для многочисленных желающих попасть на спектакли возможности увеличатся в несколько раз. Сегодня зрительный зал вмещает чуть более 100 человек.
     Но это будет "тогда". А театр живёт сегодня и притягивает к себе зрителей из самых отдалённых районов нашего огромного города.