Главная     Редакция     Архив     3(55)/2008  
 

Событие
(ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МОСКВЫ)


Год семьи
(ПРОГРАММА)


Год семьи
("ДАЙТЕ МНЕ В ДЕТСТВО ПЛАЦКАРТНЫЙ БИЛЕТ...")


В округах
(ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУХОВНЫХ СИЛ)


Театр
(ДВА РУСЛА СЕЗОНА)


Театр
("БЕНЕФИС")


Московские адреса
(ХРАМ НА ПЯТНИЦКОЙ)


Премьера
("РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ")


Фестивали
("Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ")


Наше наследие
(БАЛАГАНЫ...)


Очаги культуры
(БИБЛИОТЕКА ИДЁТ К ВАМ)


Музеи
(ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ФОНАРЯ)

Рядом с нами
(ТАТЬЯНА АНЦИФЕРОВА: "МОЖЕТЕ НЕ ПЕТЬ - НЕ ПОЙТЕ!")


Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ ДАРУ)

Культ личностей
(НА КРАЙНИХ ТОЧКАХ)



"Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ"

Карина ЗУРАБОВА

Прошлым летом мне случилось наблюдать в аэропорту города Роттердама группу путешествующих детей-инвалидов. Были там и колясочники, и детишки с явными проблемами психики, и вполне здоровые с виду "отстающие в развитии". С ними была всего одна воспитательница. То, что они путешествуют, проходят таможню, вообще присутствуют в таком неподходящем для инвалидов месте, как аэропорт, кажется, произвело впечатление только на меня, российскую туристку. Для остальных, очевидно, это было вполне привычной и обыденной картиной. Я подумала: "Неужели и у нас когда-нибудь будет так?".

Первый фестиваль творчества инвалидов открылся в Москве под девизом "Я такой же, как ты!". Очевидно, чтобы дорасти до европейского отношения к проблемам инвалидов, надо сначала принять вот такую сенсационную новость: что человек нездоровый (а слово "инвалид" это и означает) в принципе от здорового человека не отличается. То есть отличается какими-то физическими возможностями - слышать, видеть, ходить, быстро думать, ориентироваться в пространстве, но по своему человеческому существу он точно такой же. Вроде тут доказывать особо и нечего, но вот - не угодно ли? - что говорит известный герой классика русской литературы: "Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и прочих. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто, с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство". Эти слова лермонтовского героя опровергаются его собственным существованием: умный-красивый-здоровый Печорин душевно совершенно ущербен - он не может любить, не может творить, оттого и жить ему лень и скучно. Так что грань между здоровьем и инвалидностью - понятие довольно условное. Вот об этом и задумываешься, побывав на фестивале.
     Во всех московских округах есть муниципальные центры социального обеспечения и при них отделения работы с инвалидами, а Южному округу повезло: там, в Братееве и Бирюлеве Восточном Центры реабилитации и досуговой работы с инвалидами существуют как самостоятельные организации.
     Кто туда приходит? Приходят инвалиды-колясочники , слабовидящие, с общим заболеванием, всех возрастов. Приходят пенсионеры, не обязательно даже одинокие - просто люди, которым нужна помощь. Приходят "лица, приближенные к инвалидам" - без аттестата инвалидности, со справкой от врача об ослабленном здоровье. Например, далеко не все дети с задержкой развития считаются инвалидами, и уж точно, вне этой категории оказывается какой-нибудь гиперактивный ребёнок, кошмар школьных учителей: бывает, что его переводят на домашнее обучение, а дома его гиперактивности тесно. В Центре досуговой работы его примут, постараются "укротить", занять делом.
     Здесь стараются осуществить коммунистический принцип: "От каждого - по возможностям, каждому -по потребностям". Возможности, как уже сказано, ограниченные. А потребности... - самые разнообразные. Кому-то нужно померить давление, кого-то вывести из депрессии. 70-летний Ким Иванович просит научить его петь, он всю жизнь мечтал, да так и не пришлось. (А теперь вот поёт и проявляет выдающиеся артистические способности!) Пожилая дама хочет заниматься физкультурой - борется с лишним весом. Кто-то, оказавшись на пенсии, просто ищет приработка, упрашивает: "Возьмите меня на работу, я всё умею!".
     На самом деле всем нужно одно: "Ах, было б только с кем поговорить!", как поётся в детской песенке про большой секрет. Всем - больным и здоровым, детям и бабушкам, домохозяйкам и президентам. Пока работаешь, пока зарабатываешь для кого-то деньги и готовишь кому-то обед, этой проблемы не замечаешь. А если некого кормить обедом? А если в школе с тобой не разговаривают, потому что ты "урод" (и сам это слышал - дети в выражениях не стесняются)? Если некому показать свои стихи, рисунки, вышивки? А купить компьютер для тебя так же несбыточно, как приобрести остров в Средиземном море?
     В Центре досуговой работы в Братееве есть компьютеры и тренажёры, библиотека и кабинет психологической разгрузки, кружки рукоделия, логопед, бильярд и, самое главное, есть добрые, весёлые люди, с которыми можно "поговорить": директор Ольга Викторовна Саведерова и её заместитель Лариса Александровна Ерина. Они помогают своим подопечным выйти из одиночного заключения, куда упрятала их болезнь, они заменяют им школу, поликлинику, Дом пионеров и компанию друзей. Здесь празднуют привычные для пожилых 7 Ноября и 1 Мая, возрождённые церковные праздники, отмечают День пожилого человека, ездят на экскурсии и в театр или просто собирают пенсионеров на чаепитие с музыкой и стихами, где и дети, бывает, выступают - чем не семейное торжество?
     Лариса Александровна показывает мне выставку работ постоянных посетителей Центра. Вот всевозможные ёжики и птички из шишек и желудей - в какой семье не хранятся эти детские шедевры? Вот замечательные, просто талантливые деревянные скульптуры мальчика Коли Горюнкова. А эти полотна принёс Виктор Николаевич Гамаюнов - архитектор, умница, лауреат Государственной премии, про него даже написано в книге "Люди тысячелетия". Сейчас он пенсионер, увы, больной, одинокий, приходит к нам поговорить. Вот журналы, здесь на обложке - его работы... конечно, эти натюрморты он написал давно, ещё молодым, но мы их выставили: ведь и они - его творчество! Это рисунки Елены Александровны Барутчевой - тоже пенсионерки, она необыкновенная красавица, и работает, и графика у неё, как писали журналисты, суперпрофессиональная, а ещё она сшила замечательное лоскутное одеяло, которое прошло конкурс и будет продаваться на ярмарке на Поклонной горе.
     У выхода с нами прощается гардеробщик Максим - тоже из подопечных Центра, он сознаёт свой недуг и очень аккуратно, ответственно относится к работе. Научиться жить со своей болезнью - непростое умение, это особый подход к жизни, чему учат в Центре реабилитации.
     В сентябре прошлого года Центр "Братеево" ездил на Поклонную гору - на Фестиваль прикладного искусства инвалидов. Говорят, в Москве есть автобусы, оборудованные пандусами, но этому Центру реабилитации и досуга инвалидов они пока не достались. День выдался, как по заказу, золотой, солнечный, тёплый. На аллеях - прилавки с весёлым, разноцветным товаром: куклы, рисунки, вышивки, бисер, керамика, деревянные сувениры, поделки из ниток, бумаги, соломки, муки, воды и соли, из зёрнышек и даже из пластмассовых крышек от бутылок. Здесь была вся Москва: Таганка, Басманная, Зеленоград, Алтуфьево... и наше Братеево!
     Ходили от прилавка к прилавку с восхищёнными вздохами: "Боже, какая красота!" и с невысказанным вопросом: "А вы тоже... инвалид?". Да, вот этот резчик по дереву плохо слышит, а бабушка, что сотворила петуха из тоненьких листиков бумаги, немножко видит и только одним глазом, а автор наивных акварелей не выходит из дому, поэтому её работы представляла сестра. И все они талантливые люди, и кто раньше, а кто позже - уже на старости лет научились свой талант воплощать, реализовывать. Как писал Блок, с первыми двумя задачами - расслышать звуки гармонии и воплотить их в жизнь - поэт справляется сам, а вот с третьей - донести произведение до публики - трудностей возникает больше всего.
     Донести произведение до публики, а если грубее, продать товар потребителю - главная задача нашего времени. Этим занимаются вполне здоровые, жизнеспособные и обученные профессионалы. У человека же с физическими или психическими недугами почти нет шансов занять место на рынке. Помочь инвалиду его найти - одна из задач фестиваля. Все эти потрясающе красивые, радостные куклы, панно, скульптуры, вазы могут продаваться в столичных салонах! И обеспечивать своим авторам определённый достаток.
     Среди участников ярмарки, как всегда, были ремесленники и таланты, начинающие и мастера, но всем им намного труднее преодолевать сопротивление материала, чем нам - видящим, слышащим, не зависящим от инсулина, не прикованным к коляске, не лежащим долгие месяцы в больницах.
     Есть надежда, что Фестиваль прикладного искусства инвалидов будет проводиться ежегодно. С программок, календарей, кепок к нам был обращен девиз: "Я такой же, как ты!". По-моему, это комплимент нам, "здоровым".