Событие
(ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МОСКВЫ)
Год семьи
(ПРОГРАММА)
Год семьи
("ДАЙТЕ МНЕ В ДЕТСТВО ПЛАЦКАРТНЫЙ БИЛЕТ...")
В округах
(ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУХОВНЫХ СИЛ)
Театр
(ДВА РУСЛА СЕЗОНА)
Театр
("БЕНЕФИС")
Московские адреса
(ХРАМ НА ПЯТНИЦКОЙ)
Премьера
("РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ")
Фестивали
("Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ")
Наше наследие
(БАЛАГАНЫ...)
Очаги культуры
(БИБЛИОТЕКА ИДЁТ К ВАМ)
Музеи
(ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ФОНАРЯ)
Рядом с нами
(ТАТЬЯНА АНЦИФЕРОВА: "МОЖЕТЕ НЕ ПЕТЬ - НЕ ПОЙТЕ!")
Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ ДАРУ)
Культ личностей
(НА КРАЙНИХ ТОЧКАХ)
|
"РОЖДЕСТВЕНСКАЯ
ОРАТОРИЯ"
Кондратий БЕРЕЗИН
В праздник Рождества Христова в Большом зале Московской консерватории состоялась российская премьера "Рождественской оратории" епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева).
Сочинение было исполнено Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского, хором Государственной Третьяковской галереи, хором Музыкального колледжа при Московской государственной консерватории и группой солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. Дирижёр - Алексей Пузаков, солисты - Хибла Герзмава, протодиакон Виктор Шиловский. В концерте выступил и легендарный российский бас - народный артист СССР Евгений Нестеренко, который специально для этой премьеры приехал в Москву в канун своего 70-летнего юбилея.
Мировая премьера "Рождественской оратории" состоялась ещё в декабре 2007 года в Национальной кафедральной базилике Вашингтона -самом величественном храме Америки. Вступительное слово перед концертом произнёс министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С.Соколов. В концерте приняли участие 200 музыкантов из России.
В основе оратории - евангельское повествование о рождении и первых днях земной жизни Иисуса Христа. В либретто использованы богослужебные тексты Православной церкви. Речитативы баса и баритона чередуются с разнообразными музыкальными номерами для солистов с оркестром, одного или двух хоров с оркестром, солистов с хором, оркестра без хора, а также двух хоров а капелла, звучащих антифонно. Это произведение отличают монументальность, мелодичность, проникновенность. Общая драматургия оратории - от мрака к свету, к радостной вести о спасении человечества воплотившимся Богом.
Епископ Иларион возглавляет епархии Московского патриархата в Австрии и Венгрии, является также представителем Русской православной церкви при европейских международных организациях в Брюсселе. Он получил музыкальное образование в Московской специальной музыкальной школе имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Его перу принадлежат более 600 публикаций по богословию и истории Церкви на всех основных европейских языках, а также несколько музыкальных произведений, в том числе "Страсти по Матфею", с большим успехом исполненных в Москве, Риме и Мельбурне.
Вот что епископ Иларион рассказал о своём музыкальном творчестве:
- У меня был 20-летний перерыв, когда я вообще не писал музыки. Но вот в течение года написал музыки довольно много, потому что она у меня накопилась, и я её записывал. Вдохновение бывает неожиданным. Сначала я услышал музыку хора "Слава в вышних Богу...". Некоторое время она звучала у меня в голове, потом я решил её записать. Это и было то первоначальное ядро, которое стало основой "Рождественской оратории". Затем в течение 3-х месяцев я над ней работал, и работал урывками, потому что специального времени для музыкального творчества в моём архиерейском расписании нет.
Это сочинение о Христе, о Его рождении, о пришествии в мир Бога, который принял облик человека. Через богослужебные тексты 3-х праздников - Благовещения, Рождества и Сретения Господня я хотел это передать. И я надеюсь, что люди почувствуют: Рождество - не просто некий светский праздник, а напоминание о том, что Бог воплотился в человека.
|