Главная     Редакция     Архив     3(55)/2008  
 

Событие
(ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МОСКВЫ)


Год семьи
(ПРОГРАММА)


Год семьи
("ДАЙТЕ МНЕ В ДЕТСТВО ПЛАЦКАРТНЫЙ БИЛЕТ...")


В округах
(ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУХОВНЫХ СИЛ)


Театр
(ДВА РУСЛА СЕЗОНА)


Театр
("БЕНЕФИС")


Московские адреса
(ХРАМ НА ПЯТНИЦКОЙ)


Премьера
("РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ")


Фестивали
("Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ")


Наше наследие
(БАЛАГАНЫ...)


Очаги культуры
(БИБЛИОТЕКА ИДЁТ К ВАМ)


Музеи
(ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ФОНАРЯ)

Рядом с нами
(ТАТЬЯНА АНЦИФЕРОВА: "МОЖЕТЕ НЕ ПЕТЬ - НЕ ПОЙТЕ!")


Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ ДАРУ)

Культ личностей
(НА КРАЙНИХ ТОЧКАХ)



ВЕРНОСТЬ ДАРУ

Светлана ГАЛАГАНОВА

Бездарных людей не бывает. Бывают либо не разглядевшие своей одарённости, либо малодушно изменившие ей ради более "серьёзной" профессии. Таковых большинство. И лишь немногие без оглядки устремляются на зов дара. Эти люди далеко не всегда становятся успешными, но почти всегда - счастливыми, как известный мастер прикладного искусства Т.И.Куликова.

Свою будущую профессию Татьяна Ивановна выбрала ещё в детстве. Дежурный вопрос взрослых "Кем ты хочешь быть?" казался девочке странным: разве есть на свете более замечательные занятия, чем рисовать, писать красками, лепить, мастерить что-то из бумаги, картона, лоскутков? Вот всем этим она и будет заниматься. Но Танин папа, художник-оформитель, сказал, что заниматься придётся чем-то одним: "Иначе не будешь Мастером - ты же не Леонардо". "Стать скульптором? А как же акварели?.. Живописцем? А как же глиняные зверюшки?.." - мучительно размышляла огорчённая Таня. "Между прочим, есть ещё прикладное искусство", - заметил как-то отец, угадавший особенности дочкиного дарования. Оказалось, что этим странным словом обозначаются все самые красивые, самые любимые Таней вещи - и мамино крепдешиновое платье, и шёлковый абажур с кистями, и вышитые красные петухи на полотенце, и коврик-гобелен с задумчивыми оленями. Папа сказал, что всё это она сможет делать своими руками, даже... даже кукол! Последнее привело ребёнка в состояние эйфории. Дело в том, что куклы были тайной Таниной страстью. Отчаянная девчонка-сорванец, дворовый "атаман", она любила поиграть дома со своими мишками, собачками, голышами. Таня шила им наряды, мастерила "предметы домашней обстановки". Она и представить не могла, что этим можно не стесняясь заниматься всю жизнь. "Художники-прикладники широкого профиля" - вот как, оказывается, называются эти счастливые люди. "Они прикладывают Красоту к нашей жизни", - объяснил папа. Таниной радости не было предела. Только бы поскорее окончить восемь классов! А вот учителя почему-то огорчились: такая умница, прирождённый лидер, ей бы в институт да в комсомольские активисты...
     В Московском художественном училище Татьяна получила специальность "художник по игрушке". Она работала на Фабрике игрушки № 1, потом на знаменитой Фабрике имени 8 Марта, где главный художник М.Н.Широкова объединила коллектив талантливых энтузиастов-единомышленников. Увлечённой, деятельной Тане казалось, что она попала в родную семью: опытные мастера с интересом обсуждали "безумные" идеи вчерашней школьницы, открывали профессиональные секреты, учили, показывали, подсказывали. Вскоре она стала лауреатом Всесоюзной выставки игрушки в "Манеже", Международной выставки в Лейпциге, прошла стажировку в Тюрингии, на родине Щелкунчика. Игрушки, "сочинённые" Т.Грачёвой (девичья фамилия Т.И. Куликовой), забавляли, воспитывали и развивали несколько поколений детей. Не остался под спудом и организаторский талант юного мастера: Таню выбрали секретарём комсомольской организации фабрики.
     В начале 1960-х годов Россия бредила Кубой. Мальчишки носились по дворам с криками "Родина или смерть!", сражаясь с воображаемыми контрас; девчонки красили анилиновыми красителями марлю, из которой шили "кубинские" платья с многочисленными оборками, и старательно крутили бёдрами на школьных сценах под звуки шлягера "Куба - любовь моя". У них, девчонок, были свои живые иконы, не уступавшие храбростью бо-родачам-барбудос: Айдейе Санта Мария, Селия Санчес, Вильма Эспин - бесстрашные революционерки, женщины-легенды. В Общество советско-кубинской дружбы вступали целыми коллективами - ещё и потому, что заместителем его председателя (маршала Чуйкова) был сам Юрий Гагарин. Фабрика имени 8 Марта стала коллективным членом Общества как лучшее в стране предприятие по выпуску детских игрушек, а Общество обрело в лице её комсомольского вожака неутомимую бескорыстную помощницу.
     Таниным кумиром была Вильма Эспин де Кастро, супруга команданте Рауля Кастро - отважная подпольщица, осуществлявшая дерзкие операции по доставке на Кубу оружия из США, красавица, женщина необыкновенной души, воспитывавшая вместе с собственными детьми 11 малышей погибших революционеров. В 1963 году Вильма Эспин приехала в составе кубинской делегации в Москву на Всемирный конгресс женщин. У входа в КДС Таня подарила ей 11 собственноручно изготовленных игрушек, а букет рыжих турецких лилий должен был перейти в руки почётной гостьи после её выступления.
     Осторожно сжимая уставшими пальцами цветы, 17-летняя художница внимательно слушала речи делегаток. На трибуну поднялась женщина из Ирака. Прерывающимся от волнения голосом она стала рассказывать, как замучили её мужа-коммуниста, как пытали на глазах жён и детей его товарищей. В зале воцарилась скорбная тишина, а сидевшая прямо напротив трибуны сострадательная, впечатлительная Таня заплакала - как ребёнок, громко всхлипывая, не утирая слёз. Увидев перед собой горько плачущую девочку, женщина на трибуне разрыдалась, а вслед за ней зарыдал весь 6-тысячный зал КДС - в голос, по-бабьи, на разные лады. Перепуганная Татьяна в ужасе закрыла лицо букетом: что же теперь будет?! Положение спасла председатель, Долорес Ибаррури, объявив досрочный перерыв. Комсомолку Грачёву спешно отмыли от оранжевой цветочной пыльцы, и она вручила Вильме свой букет хоть и с зарёванной, но чистой и очень довольной физиономией. На следующий день она проснулась всесоюзной знаменитостью: ее фотографии напечатали чуть ли не все газеты, включая "Правду"; есть документальный фильм, где русская девочка с "хвостиком" ревёт, уткнувшись носом в цветы, а вокруг утирают слёзы посланницы всех стран и народов. Прошло два года. В Москве проходило очередное заседание Общества советско-кубинской дружбы. Таня Грачёва регистрировала участников в фойе, не заметив, как мимо неё быстро прошла в зал красивая темноволосая женщина. "Помогите мне найти ту девушку, - обратилась Вильма к озадаченному Гагарину. - Мы с Раулем ищем её больше года. Мне сказали, что сегодня она будет здесь". "Татьяну Грачёву просят подойти к столу президиума", - раздалось по трансляции, и на глазах изумлённого зала синьора Эспин бросилась навстречу идущей по проходу девчушке. "Теперь уж не отпущу!" - сказала она, крепко сжимая Таню в объятиях. Так началась эта необычная дружба представительницы кубинской политической элиты и девочки-художницы с московской фабрики игрушек. Они переписывались; в архиве Татьяны Ивановны хранятся семейные фотографии Рауля Кастро и его жены. В их доме Таня встретила очередной новый год, который был объявлен на Кубе Годом коров: перед страной стояла важнейшая задача -обеспечить каждого ребёнка и пенсионера бесплатными молочными продуктами. Задача была не из лёгких, ведь коров нужно было разводить в условиях тропического климата, поэтому Татьяна привезла в Гавану в качестве "талисмана" сделанный ею "символ года" - пятнистого бычка Федю с кожаными ресничками и торчащей пушистой чёлочкой. Его передали Фиделю, который сказал, что теперь, при Федином содействии, коровья проблема будет непременно решена. Так оно и случилось: сегодня под пальмами блокадной Кубы пасётся неисчислимое стадо разноцветных упитанных бурёнок. Молодец, Федя! В Москву Таня увезла подарок синьоры Эспин - чудесную куклу, которую назвала Вильмой. Фабрика, где была изготовлена эта кукла, сегодня закрыта: полиэтилена из России Куба больше не получает. Вот уже скоро год, как не стало и самой Вильмы Эспин. На её могиле не успевают вянуть букеты живых цветов, а Татьяна Ивановна мечтает когда-нибудь принести туда турецкие лилии и вволю поплакать, уткнувшись, как 45 лет назад, в их липкую рыжую пыльцу, - о Вильме, о преданной Кубе, о том, что с нами случилось.
     Однако вернёмся в прошлый век. Представьте себе, какая головокружительная политическая карьера открывалась перед комсомольской активисткой "от станка", прогремевшей на всю страну, лично известной Космонавту № 1, ставшей другом семьи Кастро. Грачёву приглашали на работу в комсомольские структуры, но она продолжала "играть в куклы" - изменить своему счастливому дару Таня не захотела и не смогла. Фабрика имени 8 Марта разрабатывала в то время знаменитые серии коллекционных кукол "Старая Москва" и "Русские губернии", стремительно раскупавшиеся впоследствии зарубежными импортёрами. Думала ли тогда молодая художница, что через несколько десятков лет ей предстоит стать спасительницей этих уникальных коллекций: после закрытия фабрики стараниями Татьяны Ивановны все наиболее ценные образцы были вывезены в Сергиев Посад, в Музей игрушки, и тем самым сохранены для будущих поколений мастеров, для истории культуры.
     Есть в домашней коллекции Т.И.Куликовой и другие "исторические личности", например, кукольная композиция "Защитники Отечества", где рядом, рука об руку стоят воины Куликова поля, 1812 года и... нет, не Великой Отечественной, третьим стоит молоденький послевоенный пограничник. Он-то и является здесь главным героем, именно с него и началось создание композиции. 22 апреля 1970 года страна готовилась "отметить трудовыми достижениями" 100-летие со дня рождения В.И.Ленина. За год до знаменательной даты во всех отраслях народного хозяйства были объявлены конкурсы и соревнования, поэтому директор Нахабинской фабрики игрушки, куда перевели к тому времени нашу героиню, немедленно отправил её в творческий отпуск. "С твоей фантазией ты что-нибудь придумаешь", - сказал он Тане. Та была в шоке: ну не делать же маленького Володю Ульянова "с курчавой головой"! А страна жила в условиях необъявленной войны: китайские провокаторы толпами лезли на амурский остров Даманский, пытаясь избивать наших пограничников, которым было приказано не стрелять. На помощь приходило местное население, дубинами и оглоблями отгонявшее хулиганов от застав. Жители Благовещенска дежурили по ночам на предприятиях и в учреждениях, местные армейские подразделения находились в полной боевой готовности. И Татьяна, вместе со всеми переживавшая за наших ребят, позабыв о ленинском конкурсе, сделала куклу "Герой Даманского". Мальчик - "погранец", почти ребёнок, худенький, небольшого роста, безоружный, гневно сжимающий кулаки, готовый до последнего вздоха оборонять свою землю. Таня назвала его Денисом. А потом подумалось о тех, кто пал за эту землю раньше, - о русских отроках во взрослых шлемах и кольчугах, отпетых преподобным Сергием, о безусых корнетах, отчаянно дравшихся в "день Бородина", о юных пограничниках, погибших в ночь на 22 июня 1941 года. И стало ясно, что Денис - не один, что за ним - несметная рать таких же храбрых российских мальчиков. И тогда рядом с Денисом I появились ещё две куклы - защитники различных государств, но одной и той же страны, одного и того же народа. Композиция Т.Грачёвой "Защитники Отечества" стала победительницей Всесоюзного конкурса игрушки, посвященного 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (!), а "пограничник Денис" сразу же пошёл в массовое производство.
     В 1972 году Татьяну направили в Азербайджан. Почти год она проработала в Баку, обучая местных художников-игрушечников. Потом было замужество, рождение сына, интереснейшая работа на созданном при Щербинском заводе металлогалантереи специальном производственном участке по выпуску высокохудожественных авторских изделий. Танин отец не обманул дочку, пообещав, что она сможет "делать всё": лет 15 назад Татьяна Ивановна освоила новый, почти забытый у нас вид прикладного искусства - изготовление церковных хоругвей. Писать лики святых она, возможно, не дерзнула бы, если бы не поддержка покойного мужа, С.А.Куликова, известного в прошлом педагога Московской художественной школы имени В.И.Сурикова при PAX. Сегодня дивные хоругви Т.И.Куликовой знает весь православный мир: они находятся не только во многих российских храмах, но и у патриарха Сербского Павла, и у патриарха Иерусалимского Феофила, и у псковских и рязанских десантников, и у моряков Тихоокеанского флота, и у казаков станицы Отрадненская. Одна из хоругвей была отправлена прошлым летом в Гавану, где строится православный храм. А ещё Татьяна Ивановна ведёт уроки рукоделия в Детском культурном центре "Сивцев Вражек". За все свои труды одна из лучших мастериц России не берёт ни копейки; зато обретает любовь и благодарность, преданных друзей и надёжных помощников. Её квартира давно стала одним из московских "очагов культуры": сюда приходят писатели и журналисты, художники и музыканты, священники и педагоги, кто - по делу, а больше - просто так, пообщаться с умным, отзывчивым и очень счастливым человеком. ..."Хочешь стать счастливой - спроси меня", - прочитала я недавно на значке у женщины с унылым лицом и потухшим взглядом. Где бы достать такой значок для Т.И.Куликовой?..