Главная     Редакция     Архив     3(55)/2008  
 

Событие
(ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МОСКВЫ)


Год семьи
(ПРОГРАММА)


Год семьи
("ДАЙТЕ МНЕ В ДЕТСТВО ПЛАЦКАРТНЫЙ БИЛЕТ...")


В округах
(ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУХОВНЫХ СИЛ)


Театр
(ДВА РУСЛА СЕЗОНА)


Театр
("БЕНЕФИС")


Московские адреса
(ХРАМ НА ПЯТНИЦКОЙ)


Премьера
("РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ")


Фестивали
("Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ")


Наше наследие
(БАЛАГАНЫ...)


Очаги культуры
(БИБЛИОТЕКА ИДЁТ К ВАМ)


Музеи
(ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ФОНАРЯ)

Рядом с нами
(ТАТЬЯНА АНЦИФЕРОВА: "МОЖЕТЕ НЕ ПЕТЬ - НЕ ПОЙТЕ!")


Рядом с нами
(ВЕРНОСТЬ ДАРУ)

Культ личностей
(НА КРАЙНИХ ТОЧКАХ)



ТАТЬЯНА АНЦИФЕРОВА: "МОЖЕТЕ НЕ ПЕТЬ - НЕ ПОЙТЕ!"

Михаил ТРОФИМОВ

Когда в 1978 году на экраны страны вышел фильм "31 июня", он сразу же запомнился и полюбился миллионам зрителей.

Эта фантастическая сага о любви вне времени стала в те годы, в разгар эпохи "застоя" своеобразной сенсацией в отечественном кино. Фильм отличался буквально всем: свежестью сюжета, красивыми лицами главных героев, раскованными нарядами девушек, современной хореографией и, конечно, песнями в исполнении Татьяны Анциферовой. Страстная "Всегда быть вместе не могут люди", мечтательная "Мир без любимого", романтическая "Звёздный мост", а также зажигательная "Любовь с первого взгляда", исполненная вдвоём с Ларисой Долиной, и другие песни из этого фильма имели бешеный успех. Их и сегодня знают и поют.
     А вспомним заключительный день Олимпиады-80: когда в московское небо взмыл олимпийский Мишка, над стадионом звучала песня А.Пахмутовой "До свиданья, Москва, до свиданья!". Проникновенно и нежно исполненная Татьяной Анциферовой в дуэте со Львом Лещенко, она заставляла людей плакать.
     Сегодня "та самая Татьяна" не часто появляется на публике. Не встретить её поющей ни в ночных клубах и ресторанах, ни в "светских" хрониках и на модных тусовках, где для поддержания былой популярности так любят кучковаться некоторые прежние знаменитости в окружении уже новых, "сфабрикованных" на скорую руку "звёзд". На вопрос об отношении к современному шоу-бизнесу Татьяна всегда отвечает, что никак к нему не относится, так как она певица и музыкант, а эти понятия нашему шоу-бизнесу не свойственны. Но музыке Татьяна Анциферова осталась верна; сегодня она находится в той прекрасной эмоционально-физической форме, когда человек параллельно успевает многое: вести домашнее хозяйство, преподавать вокал, участвовать в жюри на различных конкурсах и готовить новые сольные проекты. Чтобы узнать о нынешней жизни и творческих мыслях певицы, мы встретились у неё дома - в старинной квартире московского Центра за чаем.
     - Татьяна, слушая Ваше пение, понимаешь: этот голос - дар Божий, и судьба певицы была Вам предопределена свыше. И всё-таки, кто участвовал в Вашем музыкальном развитии?

     Татьяна Анциферова: Окружающая обстановка, стены. В доме у бабушки, где я жила до школы, на стенах висело множество музыкальных инструментов: мандолина, семиструнная гитара, балалайка, гусли, что-то ещё. К ним с дедушкой всегда приходили в гости друзья, и не ради застолья, а просто так - поговорить за самоваром, песни попеть. И бабушка, и дедушка - оба замечательно играли и пели. Их скромный деревенский быт всегда украшала музыка: не запеть в такой обстановке было просто невозможно.
     - Постойте, какой деревенский быт? Мне казалось, Ваша фамилия происходит из знатного дворянского рода...

     - В общем-то, так оно и есть. Мой дедушка по папиной линии - потомок того самого Гавриила Романовича Державина, известного русского поэта и мыслителя. Но в первые годы советской власти они с бабушкой не уехали за границу и в результате были высланы на край света, в башкирские степи. Там родился папа, который потом уехал на учёбу в Харьков, где познакомился с мамой, и после окончания института попросил распределить его на работу поближе к родителям.
     Я родилась в небольшом башкирском городке Стерлитамакё, но, поскольку родители работали, детство моё, как я уже сказала, проходило в деревне у бабушки, в ещё более захолустном месте. До него нужно было полдня добираться по бездорожью от станции Тюльган, где кончались рельсы, а вместе с ними и малейший намёк на цивилизацию.
     Живя в деревне, я не ощущала, что атмосфера в доме деревенская. Дед был директором местной школы и преподавал там несколько предметов: немецкий, математику, географию и физику, бабушка учила местных ребят русскому языку. В избе на столе, как сейчас помню, всегда лежали кипы тетрадок...
     - То есть учителя по призванию, Ваши старшие родители явились и Вашими первыми музыкальными наставниками?

     - Я бы не сказала. В доме у них царил патриархальный уклад, когда, как издревле на Руси, дети должны были знать "своё место". Не поощрялось проявления детской самодеятельности - детей на табуретку не ставили и песенкам их не умилялись. Родители тоже не воспитывали во мне артиста. Потому с детства у меня не было стремления "блеснуть" перед взрослыми, а пение на публике казалось чем-то несерьёзным и даже постыдным. Это сейчас, по прошествии лет, я понимаю, что тот подход был неправильный, что порывы творчества у ребёнка нужно всячески поощрять и развивать - так лучше для его будущего, а тогда я вовсе не связывала пение со своим будущим.
     Может, поэтому, когда мы вернулись в Харьков, и мама, слыша, как я пою, отдала меня в музыкальную школу, учение там для меня было мучением: пение в хоре, показательные выступления. Нет, петь мне нравилось, но только для себя - я считала это своим, сугубо личным.
     Кстати, и в обычной школе одноклассники то и дело приставали: "Цифра, спой!".
     После 8-го класса я решила уйти в музыкально-педагогическое училище. Окончила, но перспектива быть учителем пения или музыкальным руководителем детского сада меня не вдохновляла, и я консультировалась в Харьковской консерватории у педагогов по оперному вокалу. И хотя главным аргументом по-прежнему был тот, что петь мне просто нравится, к этому времени уже самой стало интересно: "Как на меня реагируют в качестве певицы?". Друзья-однокурсники подбили меня на то, чтобы я пела со сцены; одновременно я стала работать в бит-группе "Красные дьяволята" и в харьковском джаз-оркестре "Везувий", руководителем которого был блестящий пианист и композитор Владимир Белоусов. Чуть позже, как выяснилось, ещё и заботливый муж. (Улыбается.) Благодаря этому человеку моё музыкальное мировоззрение формировалось на редких для советского человека записях: репертуарах итальянки Мины, Барбары Стрей-занд, дуэта "Карпентерс".
     - И тогда Вы уже наверняка знали, что вокал будет делом Вашей жизни?

     - Пожалуй, да. И в осознании этого мне очень помог ещё один замечательный человек, увы, ныне покойный Пётр Топчий, выдающийся лирический баритон Украины. У него была очень яркая судьба; с детства он жил за границей, учился, а потом и преподавал в лучших музыкальных заведениях Европы, объездил, без преувеличения, весь мир. В начале 70-х он приехал в Советский Союз, чтобы собрать собственный коллектив; много ездил по стране, но не мог найти артистов должного уровня. Приехав в Харьков и услышав нашу с Володей работу, он был категоричен: "Согласен работать только с вами!".
     Мы переехали в Киев. Володя с ребятами поселился в общежитии Укрконцерта. Мне же, поскольку там не было предусмотрено семейного проживания, Пётр Топчий и его жена, известная артистка цирка и просто обаятельная женщина, Ирина Щетинина любезно предложили пожить у них. Их просторная квартира была шикарно обставлена: дорогая мебель, самая современная аппаратура, всевозможные музыкальные записи, вещи и продукты из валютной "Берёзки". Но не это главное, а то, что Петя посвятил меня в тонкости вокала, которые он постиг в Миланской консерватории и чего не преподавалось у нас: голосоведение, фразеология, дыхание, вибрация, психологический настрой и основное - собственный голосовой тембр, манера исполнения. Он рассказывал мне о "системе Карузо", базирующейся на особой технике звукоизвлечения, когда делается спокойный глубокий вдох, и сразу же, без пауз, на выдохе должен идти звук. Только плавное движение воздуха позволяет равномерно работать диафрагме и добиваться истинного "bell canto" - по-настоящему красивого пения.
     У нас с Петей была концертная программа, нетипичная для тех лет: первое отделение мне с ним, как с "иностранцем", позволялось петь на английском языке: в этом контексте допускались блестящие платья, свободные движения по сцене. Во втором отделении исполнялись русские и украинские народные песни - в национальных костюмах, разумеется. Работать было интересно, и, несмотря на норму 250 концертов в год, удовольствие было огромным. Вообще, этот период совместного с Петром творчества мы с мужем вспоминаем с особой теплотой.
     - Всё ли так безоблачно было в Вашей певческой карьере?

     - Тогда путь на сцену не был лёгким, как сейчас. Помню, в 1975 году нас с Владимиром пригласили работать в Ужгород - в закарпатскую филармонию. С одной стороны, Трансильвания,- переплетение границ, национальностей и культур - период плодотворного творчества. Там ловилось западное телевидение, которого в Союзе больше нигде не было. С другой - бытовая неустроенность. Вместо того, чтобы заниматься собственной раскруткой, как делают сейчас, мы обязаны были колесить по разным городам, а зачастую - по сельской местности. Нередко из-за отсутствия гримёрок приходилось переодеваться за занавесом, там же был и туалет, которым, прошу прощения, служило простое железное ведро с характерным звоном.
     Зато в это время мне удалось записать несколько украинских песен, которые услышал известный московский композитор Александр Зацепин. Его что-то "зацепило" (Смеётся,.), и он предложил мне сотрудничество. Было начало 1978 года, я буквально на 2-3 дня приехала в Москву, чтобы поучаствовать в пробах - записи песен к кинофильму "31 июня". Как позже выяснилось, этого оказалось достаточно, чтобы мои "пробные" записи вошли в фильм и принесли мне известность.
     - Что бы Вы могли сказать о работе с этим талантливым, но довольно закрытым человеком?

     - Наша дружба и совместная работа с Александром Сергеевичем продолжается. Сейчас он живёт в основном во Франции, но часто наведывается в Москву, бывает у нас в гостях. Несмотря на почтенный возраст, это очень энергичный и трудоспособный человек. Высококлассный мелодист с двумя высшими - инженерным и музыкальным - образованиями, в жизни он "публичный аутист". Он не изменился, впрочем, как и я. [Опять смеётся.)
     - Парадокс: каждый год как появляются, так и исчезают всё новые певицы, но неподражаемую Татьяну Анциферову можно услышать лишь в записях. Когда Вы порадуете публику новыми песнями и выходом на сцену?

     - Скоро. Причём это будут песни не только на русском, но также на английском, португальском, украинском и даже на венгерском языках. Помимо моего мужа, известного в музыкальной среде профессионала, в работе мне помогает Валерий Гроховский - на сегодняшний день, подчёркиваю, один из лучших пианистов планеты, музыкант, досконально знающий как классическую музыку, так и джаз. Идёт работа, как я говорила, и с маэстро Зацепиным.
     Скоро выйдет сведённый несколько лет назад и практически готовый "к употреблению" диск "Леди Мармелад" - раньше выпустить его не было возможности: к сожалению, многое упирается в нехватку денег.
     - Татьяна, а с коллегами по творческому цеху, например, с Лещенко, Долиной, часто общаетесь? Иной раз сообща легче проблемы решать...

     - Что касается Ларисы, я была бы рада её повидать -просто так; надеюсь, и она меня тоже. А вот к Лещенко я всего однажды обращалась с небольшой просьбой. Мне этого хватило! Я понимаю, что никто в этом мире никому не обязан, но тем не менее... Бог ему судья...
     - Не будем о грустном. Ваш душистый чай так согревает душу!

     - Люблю обычный "эрл грей" - густой и насыщенный чай с бергамотом и никак не могу привыкнуть к столь модным теперь зелёным сортам, хотя мои ученицы дарят их в больших количествах. А вот кофе - это по части моих мужчин - Володи и сына Славы, ему сейчас 20.
     - Как мастер по вокалу и просто как мать, что Вы можете пожелать молодёжи, особенно начинающим певицам, которые спят и видят себя звёздами, мерцающими в блеске софитов и вспышек фотокамер?

     - Девочки, если можете не петь - лучше не пойте. Но если это потребность души - пойте везде и всегда. Только помните, что молодость и красота - это ещё не достижение; нужно много и неустанно работать над собой. Сегодня не то время, когда споёшь раз-другой на полянке и вдруг проснёшься певицей; необходимо в совершенстве изучить нотную грамоту, всецело овладеть музыкальной теорией, практическими навыками игры на различных инструментах. И главное, во что бы то ни стало нужно оставаться чутким человеком, уметь прислушиваться к гармонии своей души, к ритму своего сердца.