Главная     Редакция     Архив     10(38)/2006  
 

День города
(«МОСКВА, ТЫ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ!»)


День города
(ПРОГУЛКА ПО ПРАЗДНИЧНОЙ МОСКВЕ)


День города
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)


День города
(ВИВАТ, ЦАРИЦЫНО!)


День города
(НА ЛУБЯНКЕ)


Фестивали
(«ДВОРЯНСКИЕ СЕЗОНЫ»)


Фестивали
(ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ)


Фестивали
(«ПРОЛОГ-2006»)


Московские легенды
(СВЯТЫНИ)


В округах
(«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ - ЗАЛОГ УСПЕХА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ»)


Рядом с нами
(ДОМ ДЛЯ ДУШИ)


Рядом с нами
(ПЕДАГОГ XXI ВЕКА)


Театр
(ИГРАЮЩИЙ РЕЖИССЁР)


Культ личностей
(ТАТЬЯНА ЛИСИЦКАЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ)


Выставки
(ОКТЯБРЬСКИЙ АНОНС)


Искусство
(В ДОБРЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(БЫТОПИСАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)


СВЯТЫНИ

Наталья СОСНОВСКАЯ

Огромное место в жизни средневекового города занимали легенды о храмах и монастырях, об иконах, на которые уповали во времена самых тяжких испытаний - болезней, пожаров, вражеских нашествий. Тем не менее пережитки язычества славян, обитавших на Кремлёвской береговой горе, ещё долго сохранялись в городском московском быту.

Язычество тесно переплеталось с христианством в обыденной жизни. До нас дошли легенды о спасении города во время нападений врага, о чудесных знамениях, сопутствующих основанию монастырей и церквей, историческим событиям и царствованиям. Улицы и переулки сохранили названия церквей и монастырей, даже ныне не существующих.
     В XIX веке говорили: Москва православная и Москва - "дом Богородицы". В Москве насчитывалось около 300 наиболее почитаемых икон Богородицы. Иверская считалась целительницей, Смоленская и Казанская - заступницей в сражениях, Неопалимая Купина охраняла от пожара, Неупиваемая чаша - от порока пьянства. Среди икон Божией Матери Всех Скорбящих радость, Утоли мои печали, Споручница грешных...
     Самая знаменитая - Владимирская икона Богородицы, она считалась покровительницей не только Москвы, но и всей России. По преданиям, написана она была святым евангелистом Лукой, в начале XII века из Царьграда (Константинополя) была привезена в Киев, а князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, отправляясь княжить в северные земли, взял образ с собой. Здесь икона и обрела свою славу. Она уцелела во время пожара Успенского собора во Владимире, разделила ужас татарского нашествия.
     В Москву образ попал в 1395 году. Случилось это так. К Москве подошёл Тамерлан, "железный хромец", и осадил город. Горе и печаль охватили московских жителей. Как последнюю надежду решено было доставить в Москву икону Владимирской Богородицы. Встречать её на Кучково поле вышли "все многа множества бесчисленного народу людей". В тот же день, когда икона была встречена в Москве, Тамерлан отступил от её стен без видимых причин. Произошло чудо. Летописи рассказывают, что Тамерлан Е| дремал в этот час в своём шатре и увидел следующий сон: высокую гору и идущих с её вершины к нему многих святителей, а над ними - Богородицу в окружении молниеподобных воинов... На месте, где была встречена икона, основали Сретенский монастырь, который существует и по сей день. Улица Сретенка получила своё название по этому монастырю.
     Гора в легендах и снах имела значение особое. До сих пор на Петровке можно видеть мощные стены Высоко-Петровского монастыря, который и дал название улице. Близ него в древности было село Высокое, а Петровским он был назван в честь сподвижника Ивана Даниловича Калиты - митрополита Петра, перенесшего в XIV веке свою митрополичью кафедру в Москву. За некоторое время до кончины митрополита великий князь, проезжая мимо Высокой слободы, внезапно увидел на её месте гору, покрытую снегом, который вдруг растаял, а затем исчезла и гора. Князь рассказал об этом видении Петру и услышал в ответ: "Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни". В память об этом князь построил на месте видения церковь Боголюбской Божией Матери. Она и дала начало Высоко-Петровскому монастырю.
     Древние монастыри имели вид крепостей и замышлялись как сторожа на пути врага. Они пользовались вниманием государей, видели много исторических событий и великолепно обустраивались. К таким сторожам относится Новодевичий монастырь. В 1514 году великий князь Василий Иванович, сын Ивана III, вернул Руси Смоленск и дал обет построить по этому поводу монастырь. Новая обитель и была основана в 1524 году во имя Смоленской иконы Божией Матери, имеющей свою историю и влиявшую на многие события. По преданию, её написал евангелист Лука, а привезла икону на Русь греческая царевна Анна, супруга князя Владимира. В Москву икона попала с супругой Василия I - Софьей Витовтовной. Икона считалась чудотворной, и в 1456 году её отпустили в Смоленск, а в 1524-м, в честь присоединения Смоленска, список установили в Новодевичьем монастыре.
     Иверская икона получила название по имени греческого монастыря на Афоне. Первое свидетельство о ней относится к IX веку. Некая благочестивая вдова хранила у себя икону, но к ней пришли воины, чтобы забрать образ (это были времена иконоборчества). Женщина пошла к морю и со слезами опустила икону в воду. Образ стоя двинулся по волнам. Много лет спустя в Иверской обители, где служил сын той женщины, монахи увидели в море огненный столп до неба, поднимавшийся от образа Богородицы. Так икона попала на Афон. В Москву при царе Алексее Михайловиче в XVII веке привезли список, сделанный на Афоне. Икона прославилась своими исцелениями.
     Особое значение для Москвы имела икона Богородицы "Неопалимая Купина". К ней москвичи обращались не раз, так как Москва горела часто, за 800 лет - 57 раз, из которых 14 раз выгорала дотла. Один из древнейших её образов находился в кремлёвской Благовещенской церкви. По преданию, её привезли в Москву палестинские иноки в 1390 году. Образ этот избавляет от огня и пожара. Известна легенда: попав на большой пожар, один человек увидел деревянный домик, не тронутый огнём, и возле него женщину с иконой "Неопалимая Купина". Пожар усиливался, но женщина стояла неподвижно. Очевидец ушёл, удивляясь её вере. На следующий день он увидел только один этот домик, сохранившийся при пожаре. Неопалимая Купина -это куст, растение, из которого пророк Моисей услышал голос Бога.
     Храмы сохранили в своих названиях не только легенды о военных подвигах и событиях, но и традиции, обычаи средневековой .Москвы. Поединки бывали между горожанами и в мирное время. Интересные истории скрыты в названии церкви Троицы в Полях. Находилась она в Китай-городе, но название "в полях" в Москве встречается часто и напоминает оно о судебных поединках, или суде Божием. Они проходили у церкви Георгия "на всполье", в Охотном ряду у церкви Параскевы Пятницы. Как свидетельствует И.К.Кондратьев, первое упоминание о судебном поединке относится к XII веку и принадлежит чехам, а в России - к XIII столетию. Преступления всегда требовали суда. Поначалу действовал закон кровной мести, позволявший мстить обидчикам и их потомкам: "око за око, зуб за зуб". Затем появляются судьи - избранные и уважаемые старейшины. Когда суть дела не была им ясна, они приглашали свидетелей. Причём, согласно законам Ярослава Мудрого, свидетели были 2-х видов - "видок" и "послух", то есть очевидец и тот, кто что-либо слышал. Если против подозреваемого свидетельствовали 7 человек, то все его оправдания считались несущественными. Царь Иван III ввел обыски и очные ставки. Но если и при этом не удавалось точно установить вину, то дело решалось на судебном поединке. Приступавшие к поединку облекались в доспехи и вооружались дубинами. С XVI века позволялось и другое оружие. Поединок проходил на поляне близ церкви в присутствии судей. Считалось, что Господь позволит победить тому, кто действительно прав. Уступивший силе противника признавался виновным и уплачивал подати, которые так и назывались "полевыми". На поединок могли вызвать все свободные люди государства, ни знатность, ни богатство не освобождали от вызова. Больной, старик или женщина могли нанять вместо себя "поединщика" и только присутствовать на поединке. По вопросам незначительным проходили лёгкие поединки. Спорящие становились напротив друг друга по краям канавы и тянули за волосы соперника, тот, кто перетянет, признавался правым. Иногда им предлагали перемирие до начала боя, о чём напоминает поговорка: "Подавайся по рукам, легче будет волосам".
     Все легенды, о которых сказано выше, доносят до нас мироощущение жителей древней Москвы, воспоминания о веках, полных опасностей, неизвестности и тяжёлого труда. Мировоззрение средневекового человека религиозно и сурово по своей сути, как и наследие, оставленное нам от тех времён.
     И это - лишь малая часть из огромного числа легенд об иконах и храмах Москвы.