Главная     Редакция     Архив     10(38)/2006  
 

День города
(«МОСКВА, ТЫ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ!»)


День города
(ПРОГУЛКА ПО ПРАЗДНИЧНОЙ МОСКВЕ)


День города
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)


День города
(ВИВАТ, ЦАРИЦЫНО!)


День города
(НА ЛУБЯНКЕ)


Фестивали
(«ДВОРЯНСКИЕ СЕЗОНЫ»)


Фестивали
(ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ)


Фестивали
(«ПРОЛОГ-2006»)


Московские легенды
(СВЯТЫНИ)


В округах
(«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ - ЗАЛОГ УСПЕХА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ»)


Рядом с нами
(ДОМ ДЛЯ ДУШИ)


Рядом с нами
(ПЕДАГОГ XXI ВЕКА)


Театр
(ИГРАЮЩИЙ РЕЖИССЁР)


Культ личностей
(ТАТЬЯНА ЛИСИЦКАЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ)


Выставки
(ОКТЯБРЬСКИЙ АНОНС)


Искусство
(В ДОБРЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(БЫТОПИСАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)


ПЕДАГОГ XXI ВЕКА

Маргарита ЩЕПЕТОВА

Именно так можно назвать педагога детской музыкальной школы им, Рахманинова Д.М.Цыганова. Лауреат конкурса "Московские мастера" в номинации "Фортепиано", он признан "Лучшим преподавателем Детской школы искусств-2006", который на I Международном конкурсе "Современное искусство и образование" получил высокое звание "Исполнитель-педагог XXI века".

В юности Дмитрий Цыганов занимался в художественной школе живописью и учился в детской музыкальной школе. Со временем тяга к музыке стала преобладать, и он выбрал путь музыканта. Поступил в училище, затем в Нижегородскую государственную консерваторию, после окончания которой с 1998 года работал в Институте им. Гнесиных концертмейстером и параллельно преподавал игру на фортепиано в музыкальной школе. За этот период он воспитал 40 учеников, часть которых продолжает своё музыкальное образование в высших музыкальных учебных заведениях.
     В 2003 году молодой педагог перешёл работать в старейшую музыкальную школу им. С.В.Рахманинова. К сегодняшнему дню у Дмитрия 56 дипломов, подтверждающих его профессиональное и педагогическое мастерство, которые получены им на различных престижных конкурсах.
     По условиям конкурса "Московские мастера 2006 года" сначала конкурсант представлял жюри 50-минутную видеозапись с выступлениями своих учеников, исполняющих серьёзные классические произведения. Затем проводились 2 конкурсных задания: 1-е - "Открытый урок с незнакомым учеником на заданную тему", 2-е - "Учимся учиться с удовольствием". Дмитрий Цыганов представил своих учеников 1-2 классов обучения, их возраст от 5 до 8 лет. Самой старшей девочке исполнилось 9 лет уже во время конкурса. Программы были различной сложности - колыбельная Чайковского, прелюдия Каабалевского... Илья Самбурский играл "Колокольный звон" из оперы "Борис Годунов" Мусоргского, Алиса Виленская - пьесу "В церкви" Чайковского, были исполнены романсы Свиридова. Ученики 1-2 классов аккомпанировали оперным певцам - участникам международных конкурсов. "И у них хорошо получалось, - говорит педагог. - Мы готовили это к международному конкурсу, но решили попробовать здесь. Вокалистам тоже очень понравилось выступать с детьми".
     В этом году в марте воспитанники Дмитрия Цыганова участвовали в международном конкурсе в память Сергея Рахманинова "Учитель и ученик", где Альгинская Алиса получила 1-ю премию, а Самбурский Илья - 2-ю и приз зрительских симпатий. На конкурсе памяти Рахманинова обязательным условием было исполнение классической русской музыки - композиторов Чайковского, Рахманинова, Кабалевского. И эти произведения играли дети 7-8 лет!
     В апреле этого же года класс Цыганова принял участие в I Международном конкурсе "Современное искусство и образование", где Самбурский Илья получил уже 1-ю премию и специальный приз "Надежда", а Алиса Виленская - 3-ю. Конкурсная программа постоянно усложняется. На конкурсе современной музыки дети исполняли произведения современных авторов.
     Талантливая ученица Д.А.Цыганова Бурчикова Аня получила 17 дипломов на различных московских конкурсах, в том числе 1-ю премию на международном конкурсе исполнителей в Одессе. Девочка пришла к педагогу из другой школы и за 3 года занятий с Дмитрием Александровичем добилась невероятных успехов. Он с гордостью рассказывает: "Когда пришла, играла достаточно простое произведение "Утешение" Листа, а заканчивала музыкальную школу третьей сонатой Прокофьева и лезгинкой Ляпунова. В этом году девочка поступила в училище при консерватории".
     Отвечая на вопрос об истоках своего мастерства, Дмитрий Александрович с благодарностью вспоминает своих педагогов - Валентину Александровну Железнову, Александра Сергеевича Баколова, Наума Григорьевича Тартмана.
     Дмитрий совмещает преподавательскую работу со служением в храме Рождества Христова в Измайлове. Он говорит, что это помогает ему общаться с детьми. "Ведь как можно учить детей музыке, если ты бездуховный человек?". Ещё он преподаёт церковнославянский язык в воскресной школе при храме Рождества Богородицы. И многие его ученики приходят к нему в класс. Молодой педагог с воодушевлением говорит о своей деятельности: "Получается у меня три ипостаси - храм, музыкальная школа и воскресная школа. Заинтересовать ученика изучаемым предметом можно, только развивая его духовно. И ещё я считаю, если человек ходит в музыкальную и воскресную школы, то на дискотеки и к наркотикам тропа его не приведёт".
      "Сегодня зарплаты в музыкальных школах очень малы, поэтому педагоги у нас не задерживаются, - считает Дмитрий, - притока преподавателей в школу нет, люди получают музыкальное образование, а потом профессию меняют".
     В музыкальном классе у Цыганова 15 человек. Упорство и настойчивость - главные качества ученика и, конечно, способности, считает педагог. Мальчики и девочки - все разные, и к каждому нужен подход. Чуткий преподаватель помнит всех своих учеников: "Вот Саша Мурашов. В его личном деле было написано, что он не пригоден к карьере музыканта. Я не знаю, как это получилось, но, позанимавшись, он сказал: "Я хочу поступать в музыкальное училище" и поступил с пятёркой. Сейчас он учится на 2-м курсе ГМУ им. Гнесиных и ещё поёт в церковном хоре".
     У молодого педагога большая дружная семья. Жена тоже работает в музыкальной школе преподавателем по классу скрипки. Четверо детей, самому старшему пять с половиной лет, младшему 4 месяца. На вопрос, большой ли конкурс в музыкальную школу им. Рахманинова, Цыганов ответил: "Сегодня его просто нет. Нет детей. И если так будет продолжаться дальше, то скоро некому будет учиться. Это общая устрашающая демографическая ситуация. И работа педагога не престижна. Остаются работать подвижники, которые не могут уйти, которым с детьми работать интересно".
     Дмитрий Александрович готовит детей к участию в конкурсах, к концертным выступлениям. Он считает, что очень важно показать им и их родителям результат работы после целого года занятий.
     На региональном конкурсе им. Рахманинова, который проходил в Тамбове, Цыганов получил 3-ю премию и приз за лучшее исполнение миниатюр композитора, а также путевку на международные курсы высшего художественного мастерства им. Рахманинова. На конкурсе были открытые мастер-классы, где 2 недели звучала замечательная музыка.
     В 2006 г. Цыганов и его ученики участвовали в конкурсе "Современное искусство и образование", где он получил диплом лучшего концертмейстера и стал лауреатом в номинации "Исполнитель-педагог XXI века". Дмитрий Александрович испытывает подлинную гордость за своих талантливых учеников, раскрыться которым помог он, учитель школы, сам исключительно скромный, тактичный, талантливый человек.
     Дмитрий Цыганов говорит: "Я должен заметить, что наши дети очень одарены. У них весьма большой потенциал. Поэтому необходимо только помочь им раскрыться. Есть надежда, что развитию детей в нашей стране будет уделяться должное внимание, несмотря на происходящее вокруг. Сложные времена были и раньше, но мы всё преодолели, преодолеем и это!".