Главная     Редакция     Архив     10(38)/2006  
 

День города
(«МОСКВА, ТЫ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ!»)


День города
(ПРОГУЛКА ПО ПРАЗДНИЧНОЙ МОСКВЕ)


День города
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)


День города
(ВИВАТ, ЦАРИЦЫНО!)


День города
(НА ЛУБЯНКЕ)


Фестивали
(«ДВОРЯНСКИЕ СЕЗОНЫ»)


Фестивали
(ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ)


Фестивали
(«ПРОЛОГ-2006»)


Московские легенды
(СВЯТЫНИ)


В округах
(«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ - ЗАЛОГ УСПЕХА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ»)


Рядом с нами
(ДОМ ДЛЯ ДУШИ)


Рядом с нами
(ПЕДАГОГ XXI ВЕКА)


Театр
(ИГРАЮЩИЙ РЕЖИССЁР)


Культ личностей
(ТАТЬЯНА ЛИСИЦКАЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ)


Выставки
(ОКТЯБРЬСКИЙ АНОНС)


Искусство
(В ДОБРЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(БЫТОПИСАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)


"ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ - ЗАЛОГ УСПЕХА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ"

Ирина АВЕРКИЕВА

На такую тему и состоялся наш разговор с Натальей Николаевной Демьяненко, начальником Управления культуры Восточного административного округа столицы - самого крупного по территории и второго по численности населения. Культурная сфера ВАО - 86 учреждений культуры. Это 55 библиотек, 20 из них - детские, 6 клубов, 4 выставочных зала. Перовский парк культуры и отдыха и 20 учреждений дополнительного образования: школа искусств, 16 музыкальных школ, 3 художественных.

- Наталья Николаевна, сейчас разрабатывается проект развития учреждений культуры Москвы до 2020 года. Что бы Вы из опыта культурной сферы округа взяли в это будущее?
     -Учреждения культуры, пожалуй, во всей Москве обладают сравнительно давними и очень ценными традициями, не поддерживать и не развивать которые нельзя. Судите сами. Детская музыкальная школа имени Гайдна отметила 60 лет со дня своего основания. Шла война. В это время учебные заведения, а тем более дополнительного образования, вообще не работали. Но в марте 1945-го московские власти, понимая, что война уже заканчивается, стали открывать школы. В их числе здесь, при Люберецком совхозе "Поля орошения", 60 лет назад распахнула двери новая детская музыкальная школа. Одна из её традиций была заложена с первого дня создания. Дело в том, что школу разместили в неприспособленном помещении, как это часто бывало в то время, а затем - в храме, который позже восстанавливали сами родители учеников. Бывший директор её, А.А.Князев, разыскал и вернул храмовую икону Моденской Божией Матери. Когда здание передавали патриархии, было решено школу реконструировать. Так, в 2001 году Правительство Москвы подарило ВАО новое, уникальное здание площадью около 10 тыс. кв. метров, большим концертным залом на 400 мест и двумя малыми, где проходят концерты выдающихся исполнителей Москвы, преподавателей и учащихся школы.
     Но с тех послевоенных лет в традициях ДМШ осталось обязательное внимание к духовной музыке. 2 раза в год мы проводим в её стенах фестиваль, на котором звучат сочинения для церковных хоров выдающихся русских композиторов. Думаю, что так мы помогаем людям, которые к нам приходят на концерты, приобщиться к высоким художественным и нравственным ценностям, увидеть "дорогу к храму". Сколько детей выпустила школа им. Гайдна, скольким талантам открыла дорогу в большое искусство! Сегодня здесь обучаются 900 учащихся по 27 специальностям. Таких уникальных школ не много в Москве. Только за последние 2 года учащиеся школы стали лауреатами Фонда "Новые имена", Международных конкурсов пианистов им. Чайковского и "Учитель и пианист". Префектура ВАО учредила для самых талантливых детей "Стипендию префекта" - 120 тыс. руб. в год. Школа стала крупным образовательным центром ВАО, она сотрудничает с образовательными учреждениями района, организует шефские и проводит просветительско-тематические концерты и мероприятия. В огромной степени всё это возможно только потому, что директор школы заслуженный работник культуры РФ А.Комарова и её преподаватели, среди которых многие награждены высокими правительственными наградами и почётными званиями, продолжают и развивают педагогические традиции известных музыкантов - преподавателей ДМШ.
     В 2005 году школа удостоена высшей оценки своей деятельности - благодарности мэра, а в 2006 году стала победителем федерального конкурса "Детская школа искусств - достояние российского государства".
     В округе много так называемых именных школ, и это тоже наша традиция. Детская музыкальная школа № 68 носит имя Родиона Щедрина. Композитор и прославленная балерина Майя Плисецкая оказывают ей большую творческую помощь. А школа отвечает взаимностью известному музыканту. В честь 70-летия композитора был организован фестиваль "Золотые страницы музыки XX века". Щедрин посвятил школе хоровое сочинение "Алый парус" на слова Александра Грина, которое стало визитной карточкой школьного хора. Хор был приглашён папой римским в Ватикан и там исполнял это произведение.
     А разве не уникальна Лермонтовка, одна из интеллектуальных сокровищниц Москвы, отсчёт истории которой начался с 1919 года? Сегодня это крупнейшая библиотека - интеллект-центр, который насчитывает 150 тыс. единиц хранения. А сама библиотека является главной в Центральной библиотечной системе № 4, в состав которой входят несколько филиалов для детей и взрослых. Она - партнёр Ассоциации "Лермонтовское наследие", объединяющей потомков семьи поэта, исследователей его творчества и почитателей. Заместитель директора библиотеки Н.Морозова - составитель лермонтовской энциклопедии.
     Библиотека поддерживает связь с художественными школами округа, устраивает выставки, литературные вечера, которые объединяют людей разных поколений. У неё серьёзная и успешно осуществляемая деятельность по профилактике наркомании.
     - Наталья Николаевна, успешна ли вообще профилактика этого страшного недуга?
     -Да, если это хорошо и всесторонне продуманные формы воздействия. Управление культуры округа стало инициатором программы "Мир без наркотиков". У нашей ЦБС № 4 профиль - борьба с наркоманией. Работают они не стандартно, привлекают и батюшку, который умеет говорить с детьми на понятном для них языке. Это отец Артемий, известный телеведущий и прекрасный ритор. В Загорской семинарии преподавал риторику. И такое воздействие ребёнок должен ощущать на каждом шагу: берёт он, к примеру, книгу в библиотеке, а там на вкладке материал о его музыкальном кумире, который страдает от наркомании и к чему это его привело. Или другие демонстрационные материалы, где рассказывается о страшных, необратимых последствиях наркомании. Даже в обычных календариках мы публикуем информацию о том, где можно попавшему в беду подростку получить анонимную психологическую и иную помощь. У нас есть и для взрослых, страдающих тяжёлыми недугами, Перовский клуб, где учреждено общество анонимных наркоманов и алкоголиков. Там собираются те, кто прошёл этот тернистый путь и, помогая себе выйти из ада, оказывает поддержку тем, кто нуждается в помощи. Конечно, в этом учреждении много и других видов досуговой и культурной работы. Но вот деятельность даже такой маленькой ячейки в этом направлении чрезвычайно важна.
     Библиотека имени Шолохова стала первым учреждением культуры в Москве в числе удостоенных носить его имя. Но началось приобщение коллектива библиотеки к творческой жизни великого писателя значительно раньше. Не одно десятилетие здесь ведётся краеведческая работа, которая помогла узнать о Шолохове много нового. "Шолоховские чтения", проводимые библиотекой, обрели форму устоявшейся традиции. К 100-летию со дня его рождения открыли музей, где можно услышать живой голос Шолохова, читающего фрагменты из своих произведений, побывать на просмотрах фильмов по его произведениям.
     Коллектив ЦБ с успехом выполняет культурно-досуговые функции, совмещая их с инновационно-информационной деятельностью. На базе библиотеки создан интеллект-центр, открыты компьютерные классы, а библиотечные фонды пополняются изданиями на электронных носителях в медиатеке. Разработана обучающая программа, особое внимание библиотека уделяет работе с социально незащищёнными группами населения.
     В целом по количеству библиотек мы занимаем 2-е место после Центрального округа. Одна из новых традиций, вызванных временем, - программа развития интеллект-центров, принятая Правительством Москвы в 2005 году. Я бы продлила эту работу и в следующем году даже с учётом того, что программу 3-х лет мы сделали за 2. Пока остаются задачи - поддерживать в хорошем состоянии уже имеющиеся интеллект-центры и параллельно продолжать модернизацию остальных библиотек, а это ещё 20 интеллект-центров. В каждой системе у нас 50% детских библиотек. Это важно накануне Года ребёнка.
     Необходимо открывать как можно больше библиотек семейного чтения, понимая, что надо просвещать и родителей вместе с детьми. Сейчас у нас записывают детей, начиная с 3-х лет, потом родители приводят их в библиотеку и... начинают в неё ходить сами! Мы учитываем и то, что иногда, например, маме необходимо сделать покупки, а где на это время оставить ребёнка да ещё и с пользой? Конечно, в библиотеке, здесь с ним займутся, познакомят с новыми книгами, просто тепло пообщаются. Мы предусматриваем такие возможности для жителей ВАО в местах, где библиотеки находятся рядом с магазинами.
     Но есть и серьёзные пожелания, которые можно осуществить только сообща. Детские книги дорожают не пропорционально количеству выделенных на них денег. А ведь хотелось бы, чтобы дети, приходя в библиотеку на внеклассное чтение, все получали по книжке. Сейчас мы не можем позволить себе приобретать литературу в таком количестве, чтобы книги одного автора доставались всем детям. Да и на абонементе должна быть не одна книга, как сейчас. Я в своих предложениях к программе Года ребёнка в Москве написала о необходимости увеличить финансирование на комплектование фондов детских библиотек. От этого зависит, сможем ли мы приучить ребёнка к библиотеке, к книге, конкурирующей сегодня с виртуальными информационными ресурсами. Книга, особенно хорошо иллюстрированная, не тормозит воображение, а развивает детей, у них включается зрительная и тактильная память. Надо соединять электронные и бумажные носители, но обязательно должна быть классическая книга. И рекомендательные функции в формировании интеллекта ребёнка должны оставаться у детской библиотеки с её традиционными культурно-образовательными основами.
     - В округе 4 выставочных зала. В них тоже живут традиции и связь времён и поколений?
     - Из них самый примечательный - Государственный выставочный зал "Измайлово", который был учреждён в 1992 году Комитетом по культуре Правительства Москвы. Ранее он располагался в краеведческом музее Первомайского района. В новом здании выставочного зала проходят экспозиции известных и начинающих художников и не только из Москвы. Мы предоставляем возможность безвозмездной выставки художникам из российских регионов. У нас есть программа "Культурное наследие Восточного округа", в рамках которой мы выявляем новые таланты. Повышенным интересом пользуются работы подрастающего творческого поколения округа.
     Талантливыми, подающими большие надежды юными художниками округ может гордиться. У нас есть иконописная мастерская "Александрия" на территории Преображенского монастыря, где проводятся факультативные занятия художественной школы № 8. Здесь детей обучают преподаватели-художники, которые пришли сюда по зову сердца передать своё мастерство молодой смене.
     Заслуженную популярность приобрела выставка детей художественных школ ВАО "Восточный округ глазами детей". Очень многое сейчас реконструируется и меняется в округе. Нам стало интересно узнать, какой юные жители округа видят свою малую родину. Выставка нашла своё постоянное место в префектуре. По ней во многом формируется отношение к нам со стороны предпринимателей, людей делового мира, которые часто бывают в стенах префектуры. Детская выставка является ярким примером того, чем занимаются наши учреждения культуры, как учат молодого человека увидеть жизнь и время.
     - Наталья Николаевна, мы начали разговор о перспективе развития культуры и влиянии на неё традиций на примере опыта вашего округа.
     - Округ создавался из многонаселённых, но не равно благоустроенных районов. Есть ещё такие районы, где библиотеки расположены в приспособленных жилых помещениях. А ведь библиотека строится с перспективой на 50 лет существования. В Гольянове, где проживает 170 тыс. населения, кроме библиотек, нет больше ни одного учреждения культуры. Кожухово - большая новостройка ВАО, район, где скоро будет проживать 60-80 тыс. населения и в котором мы хотели бы иметь школу искусств, музыкальную школу, большой интерактивный центр искусств, выставочный зал, галерею, библиотеки. Но, к сожалению, проектировалось Кожухово без учёта социальной сферы. А ведь там 8 домов построено по программе "Молодая семья", в которых дети, не успеешь оглянуться, подрастут и надо будет думать об их образовании. Восточный округ, один из крупнейших в Москве (на 1 млн. 300 тыс. населения 86 учреждений культуры), продолжает стремительно расти, и во избежание дефектов развития культурной сферы новых районов необходимо тщательное, социологически глубоко продуманное планирование размещения в них учреждений культуры. Но диктовать всё должна жизнь, а не устаревшие стандарты и предписания. Нам же остаётся только прислушаться к ней и расставить акценты.