Главная     Редакция     Архив     10(38)/2006  
 

День города
(«МОСКВА, ТЫ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ!»)


День города
(ПРОГУЛКА ПО ПРАЗДНИЧНОЙ МОСКВЕ)


День города
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)


День города
(ВИВАТ, ЦАРИЦЫНО!)


День города
(НА ЛУБЯНКЕ)


Фестивали
(«ДВОРЯНСКИЕ СЕЗОНЫ»)


Фестивали
(ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ)


Фестивали
(«ПРОЛОГ-2006»)


Московские легенды
(СВЯТЫНИ)


В округах
(«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ - ЗАЛОГ УСПЕХА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ»)


Рядом с нами
(ДОМ ДЛЯ ДУШИ)


Рядом с нами
(ПЕДАГОГ XXI ВЕКА)


Театр
(ИГРАЮЩИЙ РЕЖИССЁР)


Культ личностей
(ТАТЬЯНА ЛИСИЦКАЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ)


Выставки
(ОКТЯБРЬСКИЙ АНОНС)


Искусство
(В ДОБРЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(БЫТОПИСАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)


БЫТОПИСАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Андрей Петрович Рябушкин - замечательный русский художник, мастер историко-бытового жанра и бытописатель крестьянской жизни конца XIX - начала XX веков. 17 октября исполняется 145 лет со дня его рождения.

А.П.Рябушкин родился в крестьянской семье. Его отец и старший брат были иконописцами, и маленький Андрей помогал им в работе. Он рос очень одарённым. Помимо способностей к рисованию, обладал музыкальностью и красивым голосом. Совсем ещё ребенком его часто приглашали петь в церковном хоре. Такая нагрузка была непосильна для мальчика, и однажды он сорвал голос. Но всю жизнь Андрей Петрович очень любил музыку, играл на разных инструментах. Он рано осиротел. Благодаря помощи молодого художника А.Х.Преображенского - земляка и друга семьи Рябушкиных -Андрей в 14 лет уехал в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества.
     Годы учёбы были нелёгкими: нужда, одиночество в большом городе. Но в училище, известном своим демократизмом, педагоги быстро заметили способного юношу и старались помочь. За успехи в учёбе его освободили от оплаты за обучение, наряду с другими талантливыми и бедными студентами он получал денежные награды. Это было время расцвета Московского училища живописи, ваяния и зодчества, там преподавали В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, братья Сорокины. Особым авторитетом и любовью учеников пользовался Василий Григорьевич Перов, оказавший на Рябушкина огромное влияние. Он не навязывал ученикам своих взглядов, берёг их индивидуальность, относился как к младшим коллегам. Среди его учеников были А.Архипов, М.Нестеров, С.Коровин, С.Малютин, С.Иванов. Рябушкин считался его любимцем.
     Уже в ранних работах Андрея проявлялась самостоятельность. Одна из его первых картин - "Крестьянская свадьба", написанная в годы учёбы в Москве, - была приобретена П.М.Третьяковым.
     После смерти любимого учителя Рябушкин перешёл в Петербургскую академию художеств. Кстати, многие молодые художники после Московского училища поступали в академию, но, разочаровавшись, бросали учёбу. Обстановка и преподавание в Петербурге сильно отличались от Москвы. Жёсткие академические рамки, далёкие от реальной жизни темы учебных заданий, консервативные педагоги. Но А.Рябушкин "прижился" в академии, успешно выполнял программу, награждался медалями. Он сумел воспринять всё лучшее, что могла дать академическая школа, умножил своё мастерство, но сохранил индивидуальность, независимый и непосредственный взгляд на мир.
     В жизни Андрей Рябушкин был мягким, застенчивым человеком, за что его любили товарищи, в искусстве же проявлял удивительную твёрдость и настойчивость. Он мог ярко решить любое академическое задание, вдохнуть в него жизнь. Картина "Снятие с креста. Голгофа" 1890 года, завершившая долгие 8 лет учёбы в академии, произвела большое впечатление на современников и была приобретена для Третьяковской галереи.
     Чтобы заработать на жизнь, Рябушкин много рисовал для журналов "Исторический вестник", "Нива". Увлечённому русской историей художнику особенно удавались иллюстрации к историческим произведениям. Постепенно сформировался круг интересов мастера: исторический жанр и жизнь родного художнику крестьянства. Награжденный после окончания академии из личных средств её президента, великого князя Владимира Александровича, двухгодичной командировкой, Рябушкин использовал эти средства не для традиционной поездки за рубеж, а для путешествия по России. Он посетил Москву, Киев, Новгород, Псков и другие древние русские города. Накопленные в этих поездках впечатления и знания позволили художнику правдиво изображать в картинах жизнь и быт Руси.
     После возвращения из поездки Рябушкин принял участие в работе над росписями храма Воскресения в Петербурге, но для его здоровья петербургский климат и богемная жизнь были вредны, и он переезжает в имение своего друга И.Ф.Тюменева в Новгородской губернии. В этих местах он и прожил до конца своих дней. Здесь им были созданы картины и множество этюдов, рассказывающих о жизни простых крестьян, для которых он всегда был своим человеком.
     Рябушкин одну за другой пишет исторические картины: "Потешные Петра I в кружале" (1893), "Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате" (1893). Эти работы отличаются жизненностью, простотой и вместе с тем достоверностью, точностью в передаче исторической обстановки. Более всего художника интересовали обыденность, неприкрашенный быт древних россиян. Глядя на его исторические картины, мы, современные зрители, можем явственно почувствовать преемственность времён, связь с героями его произведений.
     Картина "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895) изображает жизнь москвичей. В осенний воскресный день, возможно, где-то в Замоскворечье, недалеко от Кремля, народ расходится по домам из церкви после обедни. В пёстрой толпе и бояре, и купцы, и нищий.
     Художник задумывал воспроизвести типы главных слоев общества XVII века и хотел создать целую серию картин. К сожалению, им была написана только одна подобная работа - "Семья купца в XVII веке" (1896). Композиция картины построена так, как будто бы герои в действительности позировали художнику. Смешные женские лица, набелённые и раскрашенные по тогдашней моде, энергичное лицо главы семейства, нарядные одежды - всё написано, верно, с желанием проникнуться жизнью того времени.
     В 1899 году Рябушкин создал небольшое полотно "Русские женщины XVII века в церкви". Это одна из лучших его картин. Показанная на Всемирной выставке в Париже, она была отмечена почётным дипломом и приобретена для Третьяковской галереи.
     С этого года художник стал постоянным участником выставок "Мир искусства", принимал участие в оформлении иллюстрациями роскошного издания "История царской охоты" Н.И.Кутепова. С середины 1990-х годов работал для церкви: создал эскизы росписей для соборов в Новороссийске, Варшаве, церкви в Петербургской консерватории.
     Последние годы жизни А.Рябушкина были наиболее плодотворными. Достигнув полной творческой свободы и мастерства, он много писал, несмотря на открывшуюся чахотку. Всю жизнь отличавшийся непрактичностью, бессребреник Андрей Петрович в конце дней своих поселился в маленьком собственном домике, построенном в усадьбе друзей. Он так никогда и не женился, оставаясь одиноким, находя пристанище в семьях близких ему людей. Возможно, это чувство одиночества художник выразил в картине "Свадебный поезд в Москве" (1901): от радостной, шумной свадебной процессии, едущей по улице, решительно уходит одинокая и грустная девушка...
     В это же время им написаны и другие наиболее удачные и известные произведения: "Едут" (1901), "Пожалован шубой с царского плеча" (1902), "Чаепитие" и "Московская девушка XVII века" (1903).
     Уже смертельно больной, Рябушкин не хотел верить в свою близкую кончину: строил грандиозные планы, ведь ему было всего 43 года. 27 апреля 1904 года он умер в самом расцвете творческих сил. Похоронили его в селе Добром под Петербургом, рядом с церковью, для которой он писал иконы. К сожалению, художник небрежно относился к своим произведениям. Многие были им уничтожены, раздарены, проданы за бесценок. Но те, что сохранились, украшают сегодня крупнейшие музеи России.