Главная     Редакция     Архив     10(38)/2006  
 

День города
(«МОСКВА, ТЫ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ!»)


День города
(ПРОГУЛКА ПО ПРАЗДНИЧНОЙ МОСКВЕ)


День города
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)


День города
(ВИВАТ, ЦАРИЦЫНО!)


День города
(НА ЛУБЯНКЕ)


Фестивали
(«ДВОРЯНСКИЕ СЕЗОНЫ»)


Фестивали
(ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ)


Фестивали
(«ПРОЛОГ-2006»)


Московские легенды
(СВЯТЫНИ)


В округах
(«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ - ЗАЛОГ УСПЕХА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ»)


Рядом с нами
(ДОМ ДЛЯ ДУШИ)


Рядом с нами
(ПЕДАГОГ XXI ВЕКА)


Театр
(ИГРАЮЩИЙ РЕЖИССЁР)


Культ личностей
(ТАТЬЯНА ЛИСИЦКАЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ)


Выставки
(ОКТЯБРЬСКИЙ АНОНС)


Искусство
(В ДОБРЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(БЫТОПИСАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)


ИГРАЮЩИЙ РЕЖИССЁР

Ирина НОВИЧКОВА

В октябре откроет свой 20-й сезон Московский государственный театр под руководством Г.Чихачёва. "Играющий режиссёр"…Так называют его артисты. Он может быть и лихим гусаром ("Так любят только гусары!"), и озорным королём ("Золушка"), и Сергеем Есениным ("Хулиган и Босоножка". Целое поколение знает его как сержанта Воскресенье по фильму "Семеро солдатиков".

"Режиссёру необходимо задумываться не только о постановке спектакля, но и о воспитании актёра, постоянном совершенствовании его мастерства", - убеждён заслуженный артист России Геннадий Александрович Чихачёв, создатель и художественный руководитель театра, сумевшего почти за 20 лет своего существования не только обрести собственную публику, но и завоевать авторитет среди профессионалов.
     Современный театр со своим репертуаром, интересными постановками, прекрасной сценической культурой, хорошим вокалом - всё это можно сказать о театре под руководством Г.Чихачёва. В последнее время театр активно занимается разработкой жанра русского мюзикла. В его репертуаре -мюзиклы А.Журбина, П.Аедоницкого, А.Кулыгина, В.Семёнова... Своими мыслями об искусстве музыкального театра, об актёрах, а также о последних работах творческого коллектива поделился режиссёр, актёр и драматург, автор сказок для детей Геннадий Александрович Чихачёв в интервью нашему журналу.
     - Геннадий Александрович, расскажите, пожалуйста, как складывалась Ваша жизнь до создания театра?
     - По окончании театрального института работал артистом в мастерской Москонцерта. Был приглашён в кино, на съёмки фильма "Семеро солдатиков", где сыграл главную роль. В 1985 году этот фильм получил Государственную премию СССР, когда Михаил Горбачёв только занял свой пост. Потом пробовался на главные роли в других фильмах. Но так случилось, что постепенно всё мое жизненное и творческое пространство занял театр, вытеснив остальное. И сегодня я нисколько об этом не жалею.
     - По мнению одного из величайших мыслителей прошлого И.В.Гёте, "Величие искусства, пожалуй, наиболее ярко проявляется в музыке"... Вы могли бы с ним согласиться?
     - Думаю, что вполне. Во всяком случае уже полтора года наш театр стремится в полной мере соответствовать статусу "музыкального", хотя создавался он вначале как драматический. Но у нас в труппе всегда были поющие артисты, профессионально владеющие голосом, и уже с момента создания театра в спектаклях нередко использовался "живой" вокал.
     В 1994 году, когда театр стал государственным, он, естественно, трансформировался в музыкально-драматический, чтобы иметь право ставить и драматические, и музыкальные, и музыкально-драматические спектакли. Постепенно, от спектакля к спектаклю, мы пришли к работе над созданием русского мюзикла, продолжающейся и в настоящее время. Первым спектаклем в этом ряду стал "Человек-амфибия", поставленный в 1999 году. Это мюзикл композитора Виктора Семёнова, созданный по мотивам знаменитого романа Александра Беляева (либретто Михаила Садовского). Музыка весьма необычна и интересна. И это был наш первый спектакль с оркестром. ("Под занавес" 19-го сезона театр представил новую сценическую версию этого спектакля. - И.Н.) Комитет по культуре Правительства Москвы, посмотрев спектакль, дал своё согласие на выделение дополнительных ставок артистов оркестра. Так, начиная с 1999 года, мы развивались в сторону музыкального театра, пока официально не получили этот статус. Сегодня мы гордимся тем, что у нас есть собственный симфонический оркестр (уже 3 года им руководит прекрасный музыкант -дирижёр Владимир Янковский) и замечательные певцы.
     Из репертуара первых лет существования театра у нас до сих пор идёт историческая драма "Царь-отрокъ Петр II" (либретто Натальи Истриной, музыка Александра Кулыгина). Это спектакль, где уже вокалисты играют драматические роли. На мой взгляд, очень полезная работа, потому что в нашем театре мы стремимся воспитывать "синтетических" артистов, то есть умеющих в одинаковой степени хорошо петь, танцевать и играть - иными словами, в полной мере владеть актёрским мастерством. Почему этому уделяется особое внимание? В музыкальных театрах, как правило, наблюдается большой перекос в сторону вокала. Артисты хорошо поют, но при этом зачастую не понимают того, что делается на сцене. Когда артист просто выходит и начинает петь, действие замирает. А ведь что такое музыкальный театр? Это ситуация, когда человек не может говорить: всё выражается через его пение и актёрскую игру.
     Мне кажется, что сегодня мы уже можем говорить об артистах нашего театра как об актёрах "синтетического" типа. Поэтому в нашем репертуаре представлены разные жанры: и оперетта, и музыкальная комедия, и водевиль, и детская опера, и, конечно же, мюзикл. Но русский, а не западный, который лично мне неинтересен (я был в Америке, на Бродвее, где посмотрел 8 спектаклей, но ни один из них меня не тронул: красиво танцуют и поют, но это зрелище не затрагивает душу). Одна из отличительных особенностей русского мюзикла, как и вообще русского театра, - стремление вызвать у зрителя сострадание. Если это удаётся, создатели спектакля, по моему мнению, могут считать свою основную миссию выполненной.
     - Ваш театр, приближающийся к 20-летию своего существования, был создан, когда в нашей стране развивалось студийное театральное движение. Сыграла ли какую-то роль в творческом становлении театра эта атмосфера студийности?
     - Да, бесспорно, и немалую. Кроме того, думаю, что мы остались одним из немногих театров, где эта студийность сохраняется, но не в том смысле, что нашими актёрами могут стать все желающие, а в смысле восприятия своей работы. Последнее подразумевает прежде всего обязательную свежесть актёрского взгляда на ту или иную поставленную режиссёром задачу и, что самое главное, - огромное желание работать столько, сколько необходимо. Наших артистов не надо вызывать на репетиции. Они приходят в театр ежедневно в 12 часов дня и уходят поздно вечером. Все они, помимо репетиций с режиссёром, посещают хоровые занятия, уроки вокала, танца, сценической речи... И это при том, что в театре существует норма 7-часового трудового дня. Ежедневно они приходят сюда по зову собственного сердца. Наверное, их можно назвать "чудиками", на которых, как говорил Василий Шукшин, земля держится.
     - Что должен знать режиссёр, воспитывающий артистов "синтетического" типа?
     - Это очень точно определил Владимир Иванович Немирович-Данченко: режиссёр - зеркало артиста, вместе с тем он и педагог, и организатор. Все эти три ипостаси должны непременно присутствовать в каждом руководителе театра. Конечно, это сложно. Я знаю многих творческих людей, которые вообще не хотят заниматься решением каких-то организационных вопросов. По моему мнению, сейчас в нашей стране наблюдается кризис в этом отношении. Институт первых творческих лиц - руководителей и главных режиссёров -перестаёт существовать. А ведь именно они отвечают и за труппу в целом, и за индивидуальное развитие каждого артиста. Если говорить о себе, я это делаю с радостью, хотя иногда мои предложения актёрам сыграть ту или иную роль в новых спектаклях бывают неожиданными. Но я не боюсь экспериментировать, потому что, на мой взгляд, в такой ситуации артисту работать намного интереснее. А если он постоянно играет лишь однотипные роли, прежде всего ему самому становится неинтересно. Убеждён, что режиссёру необходимо задумываться не только о постановке спектакля, но и о воспитании актёра, постоянном совершенствовании его мастерства. Такой метод работы очень эффективен. Благодаря ему мне, в частности, удалось воспитать в нашем театре 3-х заслуженных артистов, и, должен признаться, я этим очень горжусь. Сегодня на них ходит зритель и, что удивительно, из разных административных округов города и области. Мы проводили исследования потоков наших зрителей: они живут, как оказалось, не только в близлежащих, но и в отдалённых районах (например, в центре или недалеко от станций метро "Бабушкинская", "Красногвардейская" и даже в Подмосковье - Видное, Подольск). Помимо этого, нас интересовал вопрос зрительского постоянства, результаты и удивили, и порадовали нас одновременно: человек, однажды попавший в наш театр, как правило, становится его постоянным зрителем.
     - Сейчас театр активно занимается разработкой жанра русского мюзикла. В репертуаре - мюзиклы Семёнова, Кулыгина, Журбина... Расскажите, пожалуйста, о решении творческим коллективом этой задачи, в том числе о последних премьерах.
     - Я сторонник того, чтобы для театра писались новые пьесы. Практически всё, что идёт у нас, создавалось специально для нашего театра за некоторыми исключениями. Так, мюзикл "Униженные и оскорблённые" Александра Журбина писался к 300-летию Санкт-Петербурга и впервые был там поставлен. Тем не менее при первом же знакомстве с этой музыкой у меня возникло внутреннее убеждение, что мюзикл "наш". Я обратился к Александру Борисовичу за разрешением поставить его на нашей сцене. Он согласился не сразу, но в конце концов дал нам партитуру.
     Мне пришлось немного переработать либретто, дополнив его фрагментами текста романа Достоевского, поскольку первоначально оно предназначалось для драматического театра. Когда же композитор увидел, что по объёму уже написанного у него может получиться большой мюзикл, он начал что-то дописывать. В итоге первый акт получился почти полностью вокальным, а во втором было много разговорных сцен. Поэтому аналогичными разговорными сценами пришлось дополнить и первый акт, чтобы он логично переходил во второй. Когда к нам приехал из Санкт-Петербурга автор либретто, я думал, что он будет возражать против моего вмешательства в его текст. И был приятно удивлён, когда он пожал мне руку и сказал, что согласен со всем. В соответствии с режиссёрским видением спектакля пришлось сделать и некоторые музыкальные "перестановки", с которыми Александр Борисович тоже, к счастью, согласился.
     Интересная история предшествовала и постановке "Репки" Павла Аедоницкого. Уже 10 лет в нашем театре идёт спектакль "Теремок". И зрители, приходившие на него, постоянно интересовались: "Есть ли что-нибудь ещё для детей этого возраста?". А прошлым летом ко мне обратилась девушка, режиссёр, и сказала: "Я пришла к вам поставить "Репку" Аедоницкого". Я заинтересовался этой музыкой и пригласил её на сентябрь, когда откроется очередной сезон. Но она не пришла. Меня же настолько увлекла эта музыка, что мы решили поставить спектакль, который в настоящее время пользуется успехом у наших юных зрителей и их родителей.
     Сейчас мы заказали композитору Александру Кулыгину мюзикл "Дон Сезар де Базан". У нас когда-то шёл спектакль с таким названием, но он был драматическим. Поэтому сегодня в соответствии с новыми художественными задачами приходится заново его переосмысливать. К счастью, Александр Кулыгин - очень театральный композитор, всегда готовый прислушаться к режиссёру, его пожеланиям. Работать с ним интересно. "Дон Сезар де Базан" - уже не первая совместная с композитором постановка (А.Кулыгин - автор музыки к спектаклям "Без вины виноватые" и "Женитьба Бальзаминова" по одноимённым пьесам А.Н.Островского, "Золушка" по пьесе Е.Шварца, "Теремок" по сказке С.Маршака, "Каменный цветок" по мотивам сказов П.Бажова.-И.Н.) и, я надеюсь, не последняя.