Главная     Редакция     Архив     10(38)/2006  
 

День города
(«МОСКВА, ТЫ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ!»)


День города
(ПРОГУЛКА ПО ПРАЗДНИЧНОЙ МОСКВЕ)


День города
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)


День города
(ВИВАТ, ЦАРИЦЫНО!)


День города
(НА ЛУБЯНКЕ)


Фестивали
(«ДВОРЯНСКИЕ СЕЗОНЫ»)


Фестивали
(ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ)


Фестивали
(«ПРОЛОГ-2006»)


Московские легенды
(СВЯТЫНИ)


В округах
(«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ - ЗАЛОГ УСПЕХА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ»)


Рядом с нами
(ДОМ ДЛЯ ДУШИ)


Рядом с нами
(ПЕДАГОГ XXI ВЕКА)


Театр
(ИГРАЮЩИЙ РЕЖИССЁР)


Культ личностей
(ТАТЬЯНА ЛИСИЦКАЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ)


Выставки
(ОКТЯБРЬСКИЙ АНОНС)


Искусство
(В ДОБРЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(БЫТОПИСАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)


В ДОБРЫЙ ПУТЬ

Иван БЛЫНСКИЙ

Оказаться на защите живописных дипломов в столичном творческом вузе, в котором хотел бы, но не довелось учиться, а само его название на устах у любого сведущего человека, вызывает палитру чувств: интересно, трогательно и, конечно, волнующе. Тем более когда институт носит гордое имя Василия Ивановича Сурикова. Дипломные баталии на протяжении нескольких дней заметно повысили градус и без того жаркого московского лета. А дискутировать было о чём, и это одно из самых ярких впечатлений

Другое, не менее сильное впечатление - "Как много здесь Китая!". Тут и там смоляные волосы, раскосые глаза, пытливый взор, добродушные улыбки...
     В Государственную аттестационную комиссию вместе с ректором института, известным скульптором, вице-президентом Российской Академии художеств Анатолием Бичуковым вошли преподаватели нынешние и бывшие, многие ставшие подлинно Народными. Ответственная миссия председателя была доверена профессору дружественного Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, действительному члену Российской Академии художеств Анатолию Левитину. Вслух было высказано столько интересных мыслей, что можно смело писать воспоминания о нескольких незабываемых днях лета 2006 года.
     В качестве пролога - слова ректора института Анатолия Бичукова: "Мы объехали весь Китай и везде ощущали искреннее гостеприимство и самые тёплые чувства". Дело в том, что защиту держали 16 китайских студентов из числа 65 выпускников. Каждый 4-й! Иностранные студенты многое перенимают у нас, а переняв, активно культивируют, но уже на своей, подготовленной и возделанной почве. В большинстве произведений прилежной молодёжи из КНР чувствуется и русская классическая школа, и явные отголоски социалистического реализма заметны зрителю, даже бегло знакомому с историей искусств. Но и недооценивать влияние традиционной китайской школы, культуры, идеологии и их носителей на процессы обучения, познания, созидания в российском Суриковском институте было бы легкомысленно. Насколько эти влияния взаимополезны, покажет будущее. Пока же можно с уверенностью сказать, что китайцы - хорошие ученики. И наверняка так же, как в науке и технике, они активно воспользуются новыми познаниями и в области искусства.
     Татьяна Назаренко: "Рада, что они приехали к нам, а не в Америку, чтобы потом у себя на родине пропагандировать русское искусство, пусть и под иным именем. Хорошо бы только не подменить высокую марку российской школы живописи дешёвой массовой подделкой". Выпускники мастерской станковой живописи Татьяны Назаренко, большую часть которых составили представители Поднебесной, выглядели сильным, целостным коллективом. По словам Татьяны Григорьевны, китайские студенты перед нашими имеют определённое преимущество - все они уже закончили у себя на родине высшие учебные заведения, некоторые сами преподают, уже заслужили почёт и уважение. С другой стороны, им труднее учиться заново, во многом переучиваясь, принимая необходимые суриковские требования. Однако переучивать нужно не всегда, и это подтверждается в произведениях Хэ Цзюнь "Поехали" и Ма Хуа "Ожидание счастья".
     Обе работы связаны с национальными традициями, и авторы пытаются донести до зрителя своё мироощущение. Студенты поставили перед собой сложную задачу, изобразив целые группы разнохарактерных людей. Картины имеют разную степень напряжения, но она зримо присутствует и в полотне "Поехали", где крестьяне из северных провинций, набившись в тесный грузовик, с воинственным видом раз в год едут на Восток заработать немного денег, и в полотне "Ожидание счастья", более спокойном эмоционально, трактующем момент ритуала. Тёмный колорит добавляет ощущение тяжести бытия и в будни, и в праздники. Холсты хорошо "сбиты" по композиции, каждый типаж, каждое лицо написаны крепко, добротно, плотным мазком. Комментарии были таковы - Эдуард Дробицкий о дипломной картине "Поехали": "Автор понял, что такое высокое реалистическое искусство", Анатолий Левитин: "Я почувствовал запах пота, телогреек".
     Стоит заметить, что многое из вышесказанного относится и к работам китайских дипломников из других мастерских. Например, Ван Шаолунь под руководством Владимира Телина создал колоритные образы в произведениях "Новый год наступает" и "Сельский староста". Староста написан так, будто бы время остановилось в середине прошлого века. Автору веришь, потому что мы воспитаны на подобных образах, сами недавно ходили в кителях и форменной одежде.
      "Азиатский" обзор был бы неполон без упоминания работы Чжунь Гуйпин "Путь к счастью" мастерской Евгения Максимова. Картина-аллегория привлекает взгляд мыслями автора об упорстве и трудолюбии, надежде и мечте. Хочется вместе с автором поверить в счастливый исход доброй сказки. Да и сама "сказочница" - просто красавица Востока. Она стояла рядом со своим полотном, излучая радость и приветливость. Анатолий Левитин сказал: "Спасибо Вам за лаконизм и ум!".
     Из ярких впечатлений хотелось бы ещё отметить полярность в восприятии нашей окружающей действительности со стороны восточных студентов. Так, если "сказочница" Чжунь Гуйпин просто искрилась счастьем, смеялась и разве что не пела, то Ли Исяо (мастерская Т.Назаренко, серия "Ожидание") была грустна. Мария Вяжевич: "Здесь представлена попытка передать мироощущение современного поколения. Дать то, что происходит в душе девушки, приехавшей к нам издалека. Наши современники часто движутся к наслаждению, а находят пустоту. Эта пустота и показана в работах".
     Что касается наших, отечественных студентов и их работ, многие из них достойны высоких оценок. Масштабное произведение "Мастерская скульптора" Михаила Смирнова сразу же позволяет определить руководителя мастерской: это Павел Никонов. Как подчеркнул Дмитрий Жилинский: "Показанное - это традиции художников XX века", имея в виду, что понятие "традиции в живописи" заключено не только во временах от нас далёких. Автор представил зрителю композицию из 11-ти произведений с элементами скульптуры, объединённых общим замыслом: таинством творчества художника. Для большей доходчивости прочитал собственное стихотворение. Эмоциональное, но немного длинное, оно способствовало лучшему восприятию замысла начинающего творца.
     По-своему знаковая работа в 3-х частях Владимира Янаки "Осень" (руководитель мастерской Валентин Сидоров). Десятки лет не знающее счастья российское село (в данном случае показан более благополучный вариант - Константиново, родина Сергея Есенина), скромный быт, старики, дрова, воспоминания... Яблоки, написанные так, что кажется, будто чувствуешь их аромат. Да, мы это уже видели и не раз, мотив до боли знакомый, но близкий сердцу жителя средней полосы, милый горожанину, позволяющий увидеть то, что не каждому из следующих вузовских наборов увидеть доведётся. Жизнь меняется... Анатолий Левитин: "Выпускник ответил на три главных вопроса: во имя чего, что и как".
     Приятно удивил молодой человек из группы Евгения Максимова. Филипп Чмыхов задумал возродить благородное дело - разведение голубей, разработав и создав макет голубятни - "Башни Татлина" в миниатюре. Алла Чернова, рецензент: "Очень оригинальное, очень нужное дипломное задание. Может ввестись мода на голубятни. Снова начнут собираться и общаться мальчишки и пенсионеры. Для людей это замечательно".
     Значимую вещь и по масштабу, и по замыслу продемонстрировала коллега Филиппа по мастерской Александра Трушина. Хрупкая девушка смело решилась на создание большой мозаики вестибюля школы "Одиссея". Обращение к Гомеру показывает, что, к счастью, здоровый романтизм не угасает в юных душах. Алла Чернова: "Чувствуется высокая духовная задача. Хорошо, что мозаика будет в школе".
     Трудно выделить кого-то одного из выпускников театрально-декорационной мастерской Михаила Курилко-Рюмина. Искусство сценографии сложнее для оценок, чем картина станковая, но заслуженный авторитет Михаила Михайловича позволяет с уверенностью говорить о ежегодном пополнении в ряду классных сценографов. Дмитрий Жилинский: "Замечательно, что у нас в институте такая сильная театральная мастерская!".
     Хочется сказать добрые слова обо всех 3-х дипломниках: Екатерине Щедровой (В.Шекспир "Отелло" и А.П.Чехов "Три сестры"), Елене Хайловой (Дж.Верди "Дон Карлос" и Н.В.Гоголь "Женитьба") и Михаиле Коротаеве (Эдвард Григ "Пер Гюнт" и живописная тема "Москва весной"). Судя по представленному, они проделали огромный объём работы, показав и мастерство, и мастеровитость, сделав многообещающую заявку на успешное творческое будущее.
     Руководитель живописной мастерской профессор Татьяна Назаренко высказала своё мнение о дипломах: "Год на год не приходится. В этот раз были очень сильные китайцы. Весомая защита с очень серьёзными работами. В нашей группе все показанные картины действительно разные. Я стараюсь ни в коем случае не подавлять индивидуальность начинающего художника, а, наоборот, раскрыть её максимально. Своим подопечным повторяю, что какая бы оценка ни была поставлена, вы сами знаете, чего вы стоите. Кто много работает, кто с амбициями - не теряются. Во все времена. А кто сидит на печке...".
     Подвёл итог обсуждениям ректор Анатолий Бичуков: "За Суриковским и Репинским институтами будущее. Нас приглашают во все уголки мира. Будем и впредь идти по нашему традиционному пути!".