Главная     Редакция     Архив     10(38)/2006  
 

День города
(«МОСКВА, ТЫ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ!»)


День города
(ПРОГУЛКА ПО ПРАЗДНИЧНОЙ МОСКВЕ)


День города
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)


День города
(ВИВАТ, ЦАРИЦЫНО!)


День города
(НА ЛУБЯНКЕ)


Фестивали
(«ДВОРЯНСКИЕ СЕЗОНЫ»)


Фестивали
(ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ)


Фестивали
(«ПРОЛОГ-2006»)


Московские легенды
(СВЯТЫНИ)


В округах
(«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ - ЗАЛОГ УСПЕХА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ»)


Рядом с нами
(ДОМ ДЛЯ ДУШИ)


Рядом с нами
(ПЕДАГОГ XXI ВЕКА)


Театр
(ИГРАЮЩИЙ РЕЖИССЁР)


Культ личностей
(ТАТЬЯНА ЛИСИЦКАЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ)


Выставки
(ОКТЯБРЬСКИЙ АНОНС)


Искусство
(В ДОБРЫЙ ПУТЬ)


Наше наследие
(БЫТОПИСАТЕЛЬ СТАРОЙ МОСКВЫ)


ДОМ ДЛЯ ДУШИ

Людмила ВЛОДОВА

Галина ДАНИЛЬЕВА, научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой, на конкурсе "Московские мастера" получила звание "Лучший музейный работник-экскурсовод-2006". Добиться успехов в своей работе ей помог не только высокий профессионализм, но и любовь к этому Дому, который стал для неё родным.

Я попала на экскурсию сразу же, как только повстречалась с Галиной Данильевой на её рабочем месте - в музее. "Расскажите о себе",- попросила я.
     - Для начала я проведу с вами экскурсию, - сказала она и повела меня по мемориальной квартире Марины Цветаевой. - Эта маленькая комната, почти келья - лучшее рабочее место за всю её жизнь. Лучшее, потому что здесь было так, как хотела душа. "Для тишины - четыре стены..." - это здесь, где всё узнаваемо и принимаемо.
     Галина полюбила этот дом ещё до того, как увидела его наяву. И уже не мыслит себя вне этих стен, не представляет, что может с этим домом разлучиться. То место, где жила когда-то любимая поэтесса, где осталась частичка её жизни, судьбы и души, - это теперь уже и её, Галинин, дом.
     - Вот, смотрите, бледно-розовые обои, исписанные стихами. Это - стихи Цветаевой. Написаны так, как писались тогда, с датами по старому стилю, через ять, по старой орфографии и красными чернилами. Конечно же, на этих обоях писала не она, те обои не сохранились, всё отреставрировано, переделано заново, и стихи на стенах написаны художником. Но, несмотря на это, здесь всё, как было. Вот так называемый капитанский мостик. Тут Марина любила стоять и смотреть, кто приходит ней в гости. А это - комната, в которой жил муж Марины Сергей Эфрон.
     Мы вошли в полутёмное помещение с массивным кожаным диваном. "Присаживайтесь", - предложила Галина. "Но это же музейный экспонат, разве на нём можно сидеть?" - говорю. "Не бойтесь, на этом можно, - успокоила она, - мы его скоро отдаём в реставрацию, на перетяжку. Видите, у нас здесь нет ограждений, какие обычно бывают в музеях. Это сделано для того, чтобы создавалось впечатление, что дом живой". Я осторожно присела на краешек дивана. Галина расположилась за столом напротив. Завязалась беседа.
     Она родилась в Москве, как и Марина Цветаева, в октябре. После окончания школы поступила в МВТУ на машиностроительный факультет. Окончив его, работала инженером в ЦНИИМаш, в городе Королёве. Вышла замуж за выпускника того же вуза, родила сына Дениса. Жизнь шла своим чередом. Но... чего-то не хватало.
     Учёба в замечательном вузе, работа в НИИ хотя и устраивали, но не давали полного удовлетворения, ощущения исчерпанности. Казалось бы, поздно что-то менять в жизни, когда уже столько сделано, столько прожито. Но она всё-таки решилась. Галина с детства любила поэзию, в 6-летнем возрасте читала наизусть Блока, потом и сама стала писать стихи. И, несмотря ни на что, от этой своей любви отказываться не собиралась. Поступила в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных кадров. Окончив курс, по совместительству стала работать экскурсоводом в литературной секции Московского городского бюро экскурсий по тематике "Москва Пушкина, Цветаевой, Булгакова". С 1994 году пришла работать в Дом-музей Марины Цветаевой. Новая работа стала любимой, а когда она любима, то все достижения, все успехи в ней даются легко. К тому же появилась и частичка личного: ведь музей Марины Цветаевой - не просто место работы, он прежде всего является домом, где жила её обожаемая, горячо любимая поэтесса.
     А увлечение поэзией, собственные творческие порывы Галины давали силы радоваться жизни. Однажды со своими стихотворными опытами она, набравшись смелости, пришла в редакцию журнала "Юность". Николай Новиков, работавший в то время в отделе поэзии, по-доброму отнёсся к её стихам, пригласил в свою литературную студию "Ключ". Там Галина в лице студийцев обрела и понимающих слушателей, и терпеливых учителей, и собратьев по перу. Потом пошли и стихотворные публикации, в том числе и в "Юности", и выступления, и издание собственных книг. Частенько стала заглядывать в Дом литераторов, благо он находился недалеко от музея. Познакомилась там с женщинами-писательницами, которые пригласили её в свой женский писательский клуб. Все они: и Галина Климова, и Ирина Ермакова, и Ирина Василькова, и многие другие - стали для Галины родными.
     Галина ещё за то благодарна судьбе, что она подарила ей хорошего, заботливого сына, а вместе с ним и замечательную невестку. Сын закончил МГИМО и женился на немке Сильвии, девушке из немецкого города Эссен. Через некоторое время на радость Галине у них появилось двое детей. Но Сильвия, как она считает, родная ей по духу, потому что есть нечто большее, что их связывает в этой жизни, а не просто семейные узы. Дело в том, что её невестка закончила Ольденбергский университет, где получила профессию слависта и работает теперь преподавателем русского языка и литературы. А её дипломная работа была по творчеству Марины Цветаевой. Вот такое интересное совпадение. Две женщины, влюблённые в одного поэта, встретились, и, по всей видимости, эта встреча не была случайной. Галина гордится тем, что у неё такая невестка, мать её внуков. "Наверное, я неправильная свекровь, - говорит Галина, - ведь большинство матерей выбора своих сыновей не одобряют: то им одно не нравится в жене сына, то другое. Я же Сильвию обожаю".
     В конкурсе "Московские мастера" Галина Данильева участвовала не раз. В 2002 году она заняла 1-е место, в 2004-м стала дипломантом - и опять стала первой из 18 музейных работников, участвовавших в финале. Конкурсное задание, в котором надо было показать свой музей через 50 лет, она выполнила на "5+", представив такую картину, что у жюри не осталось никаких сомнений в превосходстве её описания.
      "Через 50 лет Маринин дом... помолодеет. Мы надеемся, что вместо первоначальной реставрации (хотя и спасшей дом, но лишь в той мере, когда хочется воскликнуть: "Спасибо, что живой!") будет проведена научная, скрупулёзная, добротная реставрация, которая подарит дому поэта и Москве доподлинный облик старинного полуособняка 1862 года рождения. Вернутся потерянные во время ремонта 60-х годов прошлого века архитектурные членения, фасад украсят пилястры, когда-то выделенные белым цветом, прежним будет заменён фронтон нынешний... Памятник московской архитектуры, биографии и географии серебряного века и мемориальная квартира поэта, сохраняя дух вневременья, получит старинный паркет, возвращающий к временам приходящих полотёров, над потолочным окном гостиной-столовой вознесётся былая стеклянная пирамида, а камину будет возвращена возможность живой жизни огня... Одушевлённое пространство дома в 284 кв. метра квартиры поэта не будет стремиться явить экспозицию-шедевр современного музейного искусства, а даст то безвозвратно, но небезоглядно ушедшее былое единственного дома Марины Цветаевой на земле, о котором она сказала - мой".
     Конкурс-экспромт "Каков вопрос - таков ответ" она тоже прошла достойно. В этом конкурсе проверяется умение экскурсовода мгновенно реагировать на вопросы экскурсантов, не только давая исчерпывающий рассказ о предмете своей экскурсии, но и не теряться, когда задают какие-нибудь необычные, трудные и даже каверзные вопросы. На экскурсии подростки - школьники, ученики старших классов. Разговор идёт о судьбе, о голосе, о бессмертии поэта, читаются стихи, ведь без стихов нельзя. Тянется рука и задаётся вопрос: "Что такое бессмертие?". Все замерли и напряжённо ожидают ответа, "Вы", - просто отвечает Галина. Все притихли. "Наше будущее, наше человеческое бессмертие, - поясняет конкурсантка, - в наших детях, а дети - это вы". Да уж, поистине, ответ был на высоте.
     Ещё проводилось шоу исторических костюмов. Тем конкурсантам, кто прибыл на конкурс в каком-либо историческом костюме, добавлялся целый балл. Галина пришла, казалось бы, в обычном костюме, ничего примечательного: юбка и блузка. Но... этот костюм был в стиле "бауеркляйд" - крестьянского платья, который так любила Марина Цветаева. Когда она жила в Германии, то часто носила подобные платья. "Юбка - как море, лиф - как мыс..." - написано ею как раз об этой одежде. Поехав в Германию проведать сына с невесткой, Галина купила там точно такие же юбку и кофту, в стиле "бауеркляйд". Что ж, победа в конкурсе досталась ей вполне закономерно.
     Неслучайно Галина Данильева попала на работу именно сюда - в Дом-музей Марины Цветаевой. Этот дом ждал её как свою хозяйку. Она получила его как бы в наследство, в духовное наследство от Марины Цветаевой. Именно такой должна быть одна из истинных хранительниц дома, когда дом не просто место твоей работы, а место, где живёт твоя душа.