Главная     Редакция     Архив     9(49)/2007  
 

Новинка
(КНИГА О МОСКВЕ)


Год русского языка
(СПАСИТЕ «ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ»)


Юбилеи
(РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ – 250)


Юбилеи
(ДЕСЯТИЛЕТИЕ)


Год ребёнка
(НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ)


Выставки
(С ЛЮБОВЬЮ И ВЕРОЙ)


Былое
(«…И ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ»)


История и современность московских окраин
(ПО СТАРОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОРОГЕ)


Музеи
(ЧАЙКОВСКИЙ И МОСКВА)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. СЕНТЯБРЬ)


Проблема
(КАК ПОМОЧЬ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ)


Очаги культуры
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЮНОСТЬ СТОЛИЦЫ)


Очаги культуры
(ЖАЛЬ, ТУРГЕНЕВ НЕ ПРИШЁЛ…)


Культ личностей
(КОМПОЗИТОР, УМЕЮЩИЙ ВЫЗЫВАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ)


Культ личностей
(АКТЁР РЕДКОГО ОБАЯНИЯ)


Очаги культуры
(ЕЩЁ ОДИН ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР)

Глазами художника
(ЧУДЕСА ПОД НОГАМИ)

С ЛЮБОВЬЮ И ВЕРОЙ

Пётр ДОРОШЕНКО

Ещё недавно философию нашего искусства определяли те, кто не мог c глубоким вниманием отнестись к словам Пушкина: "Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть Христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир".

Выставка 20-ти московских живописцев суриковской школы, посвящённая 62-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и состоявшаяся в Московском Доме художника на Кузнецком мосту, свидетельствует, что "священная стихия" обновила не только мир. Она обновила и творчество.
     Подойдя к самой первой картине "Скит Оптиной Пустыни" Егора Зайцева, мы словно попадаем в намоленное пространство. Может быть, этот пейзаж видели Н.В.Гоголь, братья И.В. и П.В.Киреевские, А.К.Толстой, А.М.Жемчужников, Ф.М.Достоевский, К.Н.Леонтьев и многие другие писатели и философы, приезжавшие сюда для духовной беседы с мудрыми старцами. И кто знает, может быть, и нам эта обитель поможет приобщиться к безмолвию, молитве и смирению.
     Преподобный Исаак Сирин говорил, что "всякая беседа к Богу, совершаемая втайне, всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном принадлежит к молитве". Поэтому выставка, где всё способствует оживлению высоких человеческих чувств, является по существу приглашением к участию в соборной молитве, без которой невозможно по-настоящему любить ни природу, ни человека, ни Бога. Как учат святые отцы, "молитва есть лучшее дело души".
     Этому делу посвящены все 200 работ, показанные на выставке. Тему религиозного возрождения России продолжила картина Дмитрия Шмарина "Дивеевские торжества. Обретение мощей святого Серафима Саровского в 1991 г.". Художник запечатлел на полотне литургию, совершённую 1 августа под открытым небом перед Свято-Троицким собором Серафимо-Дивеевского монастыря. Кажется, что и храм, и само богослужение перенеслись на небо, и только узкая полоска земли, не заполненная людьми, оставлена для новых паломников, жаждущих духовной встречи с великим старцем.
     В картине Николая Горского-Чернышёва "Тихая молитва" свой незаметный молитвенный подвиг совершает молодой звонарь. Художник специально приглушил все цвета, чтобы воцарившаяся тишина на полотне приобрела зримые очертания.
     Такая же тишина и в монументальной картине Егора Зайцева "Молебен на Бородинском поле", на которой запечатлено святое русское воинство перед Смоленской иконой Божией Матери, именуемой Одигитрия (Путеводительница). Это по существу икона в иконе. Согласно православному пониманию любая икона христоцентрична, что подтверждается указующим жестом правой руки Богородицы, которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на её левой руке. Христолюбивое русское воинство, готовое отдать свои жизни за веру, царя и Отечество, опустилось на колени перед своей Небесной Заступницей. Христос как Глава Церкви благословляет их. Этот благословляющий жест нашего Спасителя простирается и на: воинов-победителей, запечатлённых на картине Дмитрия Шмарина "Победа. Берлин, 1945", "Москву сорок первого" Антона Иванова, "Ростовскую улицу" Михаила Жиленкова, "Мать" Марии Ивановой, "Девушку в северном уборе" Ильи Каверзева, "Башкирский хлеб" Екатерины Кугач, "Портрет матери" Юрия Маланенкова, "Паломничество Святейшего патриарха Алексия II на Валаам" Игоря Машкова, "Февральское утро" Павла Рябинского, "Золотые кружева" Сергея Сиренко, "Вятскую зиму" Бориса Ведерникова, "Вечернее сияние" Антона Стекольщикова, "Маню с куклой" Елены Ткачёвой, "Весеннюю дорогу" Николая Третьякова, "Бобыля" Григория Чайникова, "Белые ночи" Марии Чулович, "Рождество на даче" Константина Шевалье… Словом, на всё-всё, что было представлено этими художниками, выразившими свою любовь к той земле, которую, как сказал Фёдор Тютчев, "в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя".
     Суть молитвы в том, что она позволяет держать глаза открытыми в духовный мир. И в картинах названных художников главное - горение любви к Богу и его творению. Господь, создавший этот мир, устроил его таким образом, чтобы всё - от мельчайшей песчинки до малейшей былинки - служило нашему духовному просвещению и назиданию. Поэтому реализм художественного творчества вполне соответствует реализму духовной цели, стоящей перед человеком. Следовательно, и реалистические пейзажи, которыми изобилует выставка, являются результатом не только следования художественной традиции, но и доверия к миру, сотворённому Богом. Естественно, нельзя требовать, чтобы все художники вдруг стали реалистами, демонстрируя таким наглядным образом свою "лояльность" к сотворённому миру, но нельзя не признать и главное - того, что реалистическая живопись независимо от выбранной темы глубоко религиозна, поскольку она созидается на камне веры. Оторвать реализм художественного изображения мира от доказательного утверждения бытия Божия через художественное творчество - значит, умалить и само творчество, и его первопричину - дар Божий.
     Несомненно, что выставка, начавшаяся с картины, посвящённой Оптиной Пустыни, имеет своё "намоленное пространство" и свою сверхзадачу. Все эти пейзажи, портреты и натюрморты тоже помогают нам принять как дар Божий и ту веру, которую художники стремятся умножить своим искусством. Поэтому так тяжело видеть, как в настоящее время русский человек добровольно оставляет веру, которая помогла нашим предкам выстоять на Куликовом поле, на Мамаевом кургане, на Бородинском поле, на всех полях великих и малых сражений, потому что никогда не оставлял Бог землю, которую когда-то называли Святой Русью. Человек сам её теперь оставляет, что и запечатлел в картине "Родина" Антон Стекольщиков. Похоже, что мы проигрываем сегодня генеральное сражение в той невидимой войне, которую должны вести неустанно против сил зла, тьмы и разрушения.
     На переднем плане картины виден полусгнивший мост, по которому должна со своими козами пройти одинокая старушка. Но это лишь внешняя канва сюжета, за которой, как и в притчах Господних, можно обнаружить прикровенный смысл. Например, то, что этот полусгнивший мост является выражением той несовершенной веры, которой недостаточно для того, чтобы она привела человека к храму. Действительно, если мы имеем только такую ущербную веру, она не станет для нас соединяющим мостом ни с Богом, ни с людьми. С такой полусгнившей верой мы будем столь же одиноки и в благоустроенном храме, как одинока эта старушка со своими козами где-нибудь "в глубинке" забытой нами Родины. И какое-то предзнаменование чувствуется в тёмном облаке, которое вот-вот накроет отдалённый храм и весь пейзаж. Что, если и чёрные тучи безверия и смуты закроют вот так же внезапно иконописный лик России?
     Здесь художник выступает в роли миссионера, посланника, пророка, предупреждающего нас о том, как опасно в этом мире оказаться обособленными от Бога. Поэтому не будем оставлять то, что нас сильнее всего связывает с Богом, - молитву. Об этом помнили и в тихих обителях, и в суровые дни великих народных испытаний - под Бородином, под Москвой, под Сталинградом. И не было такого времени, чтобы на Руси не совершалась молитва за своё Отечество. Выставка 20-ти современных художников, объединённых самым святым для русского человека чувством - любовью к Родине, и является приглашением помолиться сообща той молитвой, которой молились когда-то святые, воины, художники и поэты:
     Так молюсь за Твоей литургией
     После стольких томительных дней,
     Чтобы туча над тёмной Россией
     Стала облаком в славе лучей.